Особенности философских воззрений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Индуизм, сродни остальным мировым религиозным традициям, будучи не ограниченным рамками одной-единственной «канонической территории», демонстрирует свою способность к интеграции в других социокультурных средах и взаимодействию с другими культурами. С этим связанно возникновение так называемого неоиндуизма: разновидности индуизма, начало которой в XIX в. положило реформаторское движение внутри индуизма, стремившееся к адаптации западно-христианских ценностей и к пропаганде индуизма на Западе. В отличие от традиционного индуизма, допускающего принятие в свои ряды иностранцев-неиндусов лишь в исключительных случаях, во многих течениях неоиндуизма обращение иностранцев является вполне допустимым и воспринимается положительно

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………2

Глава 1. Возникновение и эволюция индуизма. Основные направления индуизма……………………………………………………………………………3

1.1 Происхождение религии индуизма……………………………………………3

1.2 Вишнуизм и Шиваизм………………………………………………………….4

1.3 Эволюция индуизма. Реформаторские движения…………………………….6

Глава 2. Особенности философских воззрений……………………………….8

Заключение..………………………………………………………………………11

^ Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Индуизм.docx

— 77.43 Кб (Скачать файл)

 
Содержание 
 
Введение……………………………………………………………………………2 
 
Глава 1. Возникновение и эволюция индуизма. Основные направления индуизма……………………………………………………………………………3 
 
1.1 Происхождение религии индуизма……………………………………………3 
 
1.2 Вишнуизм и Шиваизм………………………………………………………….
 
1.3 Эволюция индуизма. Реформаторские движения…………………………….6 
 
Глава 2. Особенности философских воззрений……………………………….8 
 
Заключение..………………………………………………………………………11 
 
^ Список литературы………………………………………………………………12 
 
Введение 
 
Индуизм, сродни остальным мировым религиозным традициям, будучи не ограниченным рамками одной-единственной «канонической территории», демонстрирует свою способность к интеграции в других социокультурных средах и взаимодействию с другими культурами. С этим связанно возникновение так называемого неоиндуизма: разновидности индуизма, начало которой в XIX в. положило реформаторское движение внутри индуизма, стремившееся к адаптации западно-христианских ценностей и к пропаганде индуизма на Западе. В отличие от традиционного индуизма, допускающего принятие в свои ряды иностранцев-неиндусов лишь в исключительных случаях, во многих течениях неоиндуизма обращение иностранцев является вполне допустимым и воспринимается положительно. Другое отличие неоиндуизма – стремление включить в свою религиозно-философскую систему элементы учений других религий (например, христианства). Все-таки индуизм – это древнейшая живая религия, занимающая третье место в мире по числу своих последователей после христианства и ислама. В настоящее время общая численность приверженцев индуизма составляет свыше одного миллиарда человек в более чем 80 странах мира. Однако эта живость религиозной системы зависит от ее философско-теологической составляющей.  
 
В связи такого рода адаптационными процессами можно уже сейчас смело говорить об интернациональном внедрении этой древнейшей религии в современную религиозную жизнь, в том числе и русского православного общества. Данная работа посвящена освящению базовых религиозных индуистских течений, традиций и вероучения. Для этого будут затронуты вопросы: происхождения индуизма, его эволюции и модификации, распространения, затем во второй главе я раскрою основные элементы вероучения индуизма. 
^ Глава 1. Возникновение и эволюция индуизма. Основные направления индуизма. 
1.1 Происхождение религии индуизма 
 
Индуизм - религиозная система, теснейшим образом связанная с историей и специфической социальной структурой народов Южной Азии. Последователей индуизма насчитывается в мире более 700 млн., и проживают они почти исключительно в странах Южной Азии, прежде всего в Индии (ок. 83% населения). Большинство составляют индуисты и в королевстве Непал. 
 
Процесс синтеза нескольких этнокультурных компонентов, в результате которого возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи лет назад; системообразующим фактором стала религия древних арьев. Весьма аморфный комплекс религиозных представлений, характерных для периода становления классового общества (определяемый обычно как ведическая религия), зафиксирован в Ведах - сборниках гимнов, заклинаний, заговоров, молитв арьев. К концу первого тысячелетия до н. э., по мере расслоения племенного общества, становления государств, включения все новых этносов в процесс складывания индийской культуры, архаичность, племенная ограниченность, эзотеричность сложившейся на основе ведических представлений религиозно-философской системы, определяемой исследователями как брахманизм (в силу исключительной, ключевой роли в ритуале и социальной практике жреца-брахмана), - стали помехой для общественного развития. Не соответствовал брахманизм и структуре земледельческой соседской общины, ставшей основной хозяйственной и социальной ячейкой индийского общества. В этой общине в социально-хозяйственные и ритуальные связи вступали новые группы, не имевшие доступа к ведическому ритуалу. 
 
Пережив глубокий кризис, значительно трансформировавшись, выдержав конкуренцию с буддизмом и джайнизмом, брахманизм, а точнее - уже индуизм, смог наиболее полно удовлетворить общественные потребности, прежде всего своей органической связью, даже слиянием с кастовой системой. Унаследовав у ведической религии и развив представления об иерархии ритуально неравных групп людей, о роли брахмана как посредника в общении людей с богами, сохранив Веды в качестве священных текстов, индуизм тщательно проработал понятия перерождения души в мире (сансара) согласно закону воздаяния (карме), определяемого, прежде всего соблюдением норм поведения для данной группы, касты. Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чистотой индивида, родившегося в соответствующей касте. Нарушение же правил взаимоотношения между кастами ритуально оскверняло чело века и влекло не только прижизненное наказание, но и рождение в следующий раз в крайне неблагоприятном виде: в низкой касте, вне социума или в образе животного. 
 
Освоение индийской цивилизацией обширной племенной периферии, включение в систему общественного разделения труда все новых и весьма архаичных этносов в качестве каст делали нормативность индуизма, его роль поведенческого детерминатора тем более эффективной, чем органичнее он включал в себя местные культы. Плюрализм индуистской социальной практики сочетался с мифологической сложностью и множественностью пантеона.  
^ 1.2 Вишнуизм и Шиваизм. 
 
Исторически индуизм оформился в два основных направления - вишнуизм и шиваизм, причем оба испытали воздействие мощного комплекса доарийских представлений, опиравшихся на тантрические культы, в которых идея и символика плодородия, роль женского начала, экстатичность культовой практики, значение кровавой жертвы были очень велики. Созвучные идеям позднего брахманизма представления и практика тантризма повлияли на генезис таких явлений, как аскет-йогин, отшельник-садху. В индуизме есть образ Тримурти - космического духовного начала, имеющего три ипостаси - Вишну, Шива, Брахма. В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива, главная функция которого - использовать накопленную подвижничеством энергию на разрушение и воссоздание мира. Страшному, разрушительному, внушающему ужас образу Шивы соответствует образ его супруги (точнее - ипостаси, энергетически его дополняющей) - богини Кали (или Дурги, Парвати). Повелевая демонами, насылающими несчастья, болезни, катастрофы, Кали является объектом массового культа в большей части Индии, предметом почитания миллионов индийских женщин в особенности. Наиболее распространенным и почитаемым символом единства Шивы и его женской половины является весьма абстрактное скульптурное изображение первопричины их энергетическая могущества - их половых признаков: йонилингама и ардханари. Другое направление индуизма - вишнуизм - выдвинуло на первый план образ бога Вишну, осознаваемого в качестве хранителя мирового порядка. Выполняя эту функцию, Вишну является в мир в различных воплощениях - аватарах. Основные и наиболее почитаемые - Рама, герой индийского эпоса, праведный царь – победитель демона; еще более известен Кришна, сложный по происхождению и символике, но, в общем, бог-защитник. Популярность этой аватары Вишну в новое и новейшее время объясняется не в последнюю очередь личностным, интимным, эмоциональным, персонифицированным характером его образа и культа. Именно кришнаизм наиболее ярко выразил идеи позднего индуизма - течения бхакти, и прежде всего - идеи любви к богу, не нуждающейся в традиционном культе и отрицающей роль касты. Этот своеобразный процесс реформации в Индии породил сикхизм. Третий член троицы (Тримурти) высших божеств индуизма - Брахма - выступает как первопричина мира, но в культовой практике заметной роли не играет. В повседневной жизни подавляющего большинства индийцев фигурируют либо аватары, проявления, манифестации Шивы или Вишну, причем под местными названиями и в свободной форме, либо второстепенные божества из их окружения, действующие лица богатейшего мифологизированного эпоса Индии. В индийской семье часто поклоняются Матерям, осознаваемым как проявления богини Кали, Ганеше - слоноголовому сыну Шивы, дарителю удачи и достатка, Хануману - обезьяне-герою, помощнику Рамы в борьбе с демоном Рававок, йонилингаму Шивы, змеям-нагам - подземным божествам и повелителям небесных вод из свиты Вишну-Нарайана, свирепой ипостаси Шивы Бхайраву, карающему за проступки. Огромное значение имеют паломничества к наиболее почитаемым храмам и к водам священных рек. 
^ 1.3 Эволюция индуизма. Реформаторские движения. 
 
С именем Васудевы (Кришны) связывается возникновение на рубеже нашей эры религиозной доктрины бхагаватизма,  получившей свое воплощение в священном тексте индуистов - “Бхагавад-гите”1 - «Песнь бхагавана (Бога)». В религии бхагаватов, верующий испытывает сильную эмоциональную привязанность – бхакти к личностному Богу. Бхакти это причастность, преданность, служение Богу. Бхакти  в качестве концептуального термина впервые встречается в “Бхагавад гите” где означает служение Бхагавану (Кришне). Бхагаван в Гите персонифицирован, и поклонение сулит не, сколько жизненное благополучие, сколько освобождение от уз сансары. Бхакта должен ежеминутно помнить о Бхагаване. Постоянная мысленная сосредоточенность является мощным фактором духовного преображения. Гита представляет служение Бхагавану скорее делом внутренним, чем внешним. Гита также связывает бхакти с йогической тренировкой, постоянная мысль о Бхагаване облегчает работу, связанную с обузданием чувств. Вера не ставится во главе, но усилия прилагаются  с обеих сторон. 
 
В средние века вишнуитская теология употребляет термин бхакти, в качестве любви. Адепт обращается к Богу не ради избавления от сансары, а ради безграничной и необьяснимой притягательности его прекрасного облика. Снимается необходимость интеллектуального постижения Божества. Постоянное колебание между восторгом и отчаянием сообщает духовной жизни адепта неслыханную напряженность и интенсивность. Опыт южного бхакти был усвоен религиозными движениями,  распространенными на севере Индии (12-13 век). 
 
Средневековое движение бхакти от общеиндуисткой нормы отличали: 1) последовательный монотеизм; 2) выдвижение взаимного доверия и любви в качестве основы отношений между человеком  и Богом; 3) признание равенства верующих перед Богом и тем самым отрицание каст; 4) новые ритуальные формы. 
 
В реформаторском движении бхакти существует два движения: 1) сантов (варкари, сикхи); 2) бенгальские вишнуиты. 
 
Санты мыслят Бога как чистая безначальная, не представимая и неуследимая духовность. Он не имеет не признаков не качеств, однако наделен именем (у сикхов – «Экх» - «Единый»). 
 
Бенгальские вишнуиты поклоняются Кришне. Они вступают в контакт с Кришной через окружение Кришны. Это дает кришнаитам возможность проникнуться чувствами тех, кто действительно видел Бога и ощутить подлинную и непосредственную близость к нему.  
 
В реформаторском движении бхакти есть две общие черты характерных для всех направлений: 1) конгрегационность (коллективная деятельность); 2)  признание песни наиболее адекватной и наиболее внятной Богу формой выражения религиозных чувств; 3) институт духовного наставничества гуру. 
 
^ Глава 2. Особенности философских воззрений. 
 
Условия формирования и развития индуизма определили своеобразие его философской системы. Яркая, сочная, богатая и многообразная, рассчитанная на все уровни индивидуального сознания, эта религиозная система отличается своей плюралистичностью. Характерный для индуизма политеизм (не ограничивающийся поклонением основной триаде - Шиве, Брахме, Вишну) давал возможность выбора, как самого объекта культа, так и формы его почитания в зависимости от конкретной цели обращения к божеству, за каждым из которых были закреплены определенные функции, а также в зависимости от направления в индуизме, которого придерживался индивид, будь то шиваизм, вишнуизм или их многочисленные разновидности. В сфере философии индуизм разработал проблему соотношения общего и частного, конечного и бесконечного, единства Космоса, Абсолюта, относительности истины. Широта индуизма проявилась и в выработке понятия о Вселенной, и в разработке пространственно-временных характеристик, имеющих единицей космического времени "день Брахмы", равный 4320 млн. астрономических лет. Отсюда представления о бренности и сиюминутности настоящего, определившие квиетизм, умозрительность и созерцательность философских систем, основанных на индуизме. 
 
Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (карма). Целью любого индуистского культа является реализация связи с его объектом, исчезновение противопоставления индивидуальной души (атмана) мировой (Брахману). При высокоразвитом сознании индивида противопоставление Пракрити (природы) Пуруше (вселенскому Человеку, обобщенному духовному образу Вселенной) также должно исчезнуть, подобно противопоставлению своего "я" конкретному объекту индуистского поклонения. 
 
В соответствии с религиозно-философскими представлениями индуизм разработал определенные нормы общественных установлений с детальной регламентацией поведения в зависимости от места индивида в социально-кастовой иерархии индийского общества, а так же в зависимости от его возрастной принадлежности, выделив четыре периода (ашрама) в жизни индуса: брахмачарья - ученичество, грихастха - главенство в семье, ванапрастха - отшельничество, саньяси - аскеза и отрешение от земного. 
^ 2.1 Основные идеи индуизма (в вопросах и ответах).

 
1. Кто есть «я»? 

 
чит

 
Вечная индивидуальность, сознание, отличное от материи. Природа «я»  есть вечность, знание и блаженство.

 
2. Где я? 

 
ачит

 
Душа упала в мир вещей, который  является грубой копией с изначального духовного мира из-за того, что ее желания перестали быть в гармонии с атмосферой духовного мира. Здесь  ей дается возможность осознать тщетность  своих попыток стать богом. Это  достигается через природу этого  мира, которая есть непостоянство, невежество и страдание. Конфликт сознающего «я»  и инертного «не-я» приводит душу к разочарованию.

 
3. Почему я страдаю?

 
карма

 
Страдание приходит как отстраненный во времени результат деятельности человека (карма). Хорошие поступки (сукарма) приводят к  хорошим последствиям (образование, достаток, здоровье и т.п.), а плохие поступки (викарма)приводят к лишениям и болезням, однако из-за природы этого мира любое положение нестабильно и степень энтропии превышает степень порядка, а поэтому счастье есть перерыв между страданием.

 
4. Что мне делать?

 
мокша

 
Все усилия должны быть направлены на освобождение от воплощений (сансары) в этом мире и достижению гармоничного существования в духовном мире.

 
5. Как достичь спасения?

 
дхарма

 
Исполнением своего священного долга, предписанного ведами


 
 
Поскольку вся система общества направлена к высшей цели, мокше, следует подробно остановится на ней. Под идеей освобождения понималось прекращение перерождений, которое было достижимо не просто умиранием, оставлением телесной оболочки, но и оставлением психического тела, в котором аккумулировались, как считалось, последствия хороших и плохих действий (карма).  
 
Идея освобождения была общей для индоарийского общества, однако существовало и разнообразие идей по ее достижению. Шесть ортодоксальных философских школ Древней Индии предлагали свои методы по получению мокши. Последователи нйайа считали, что для освобождения достаточно правильного знания, которое человек получает в результате изучения логики и грамматики. Позиция школы вайшешика отличается от нйайа лишь атомистическим взглядом на природу мира. Санкхйа учит методу абстрагирования от физических первоначал мира и восхождению к духовному я. Миманса настаивает на неукоснительном следовании букве вед для освобождения. Йога2 предлагает психофизические методики контроля выхода души из тела. Веданта доказывает, что освобождение есть побочный продукт служения Богу. По интенсивности различали полное и частичное освобождение, а по характеру  безличное и личностное. 
 
Заключение 
 
Индуизм означает нечто большее, чем просто название религии. В Индии, где он получил распространение, - это целая совокупность религиозных форм, от простейших обрядовых, политеистических до философско-мистических, монотеистических, и более того - это обозначение индийского образа жизни с кастовым разделением, включая всю сумму жизненных принципов, норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд, будней и праздников и т. д. Это своего рода итог, суммирующий долгую и сложную историю религиозной жизни и исканий народов Индостана. 
 
В современном мире роль индуизма не угасает, так стоит, например, отметить деятельность Международного общества сознания Кришны, которое занимается изучением бенгальского вайшнавизма3, возрожденного более 500 лет назад св. Шри Чайтаньей. Он вырос из небольшого «маргинального» и «неоиндуистского» движения в довольно целостный духовно-культурный пласт, прекрасно вписывающийся в общий контекст и не только ничуть не мешающий развитию процессов, происходящих внутри устоявшихся систем, но и заметно обогащающий их и способствующий развернутому и адекватному представлению коренных жителей Старого и Нового Света об индуизме.  
 
Список литературы

  1.  
    Духовность – что это такое Сант Кирпал Сингх// Святой Наам, - М, 1990.
  2.  
    Следы ведической цивилизации в культурах мира Ричард Л. Томпсон// Сибирский центр ведической культуры, 2004
  3.  
    Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Бхагавад – гита как она есть, - М., 2002.
  4.  
    Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н. Основы религиоведения, - М.: Высш. шк., 1994.- 368 с.
  5.  
    Гараджа В.И. Религиеведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. - 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с.
  6.  
    Радхакришнан С. Индийская философия. т.2. М.,1957.
  7.  
    Циборан Л., Философия Йоги /Пуруша как субъективное бытие в "Йогасутрах"/. Варшава, 1973.
  8.  
    Чаттерджи В. Сокровенная религиозная философия Индии. - Калуга, 2001.

 

 
1 "Бхагавад-гита" - это популярное, теологическое (религиозное) произведение, которое обобщено в "Гита-махатмье" ("Прославлении Гиты"). Читая "Бхагавад-гиту", мы найдем в ней то, что содержится в других священных писаниях, а также то, чего нет ни в одной другой книге. В этом уникальность "Бхагавад-гиты". Она представляет собой совершенное теистическое учение, поскольку исходит из уст Верховной Личности Бога, Господа Шри Кришны. Тема, которую обсуждают Дхритараштра и Санджая, как это сказано в "Махабхарате", составляет основу этой великой философии. Как известно, "Бхагавад-гита" было рассказана на поле битвы Курукшетра, которое с незапамятных времен, времен ведической цивилизации, является священным местом паломничества. "Бхагавад-гита" была поведана Господом, когда Он лично присутствовал на этой планете и вел за Собой все человечество. (Из комментариев к «Бхагавад – гите»)

 
2 Циборан Л., Философия Йоги /Пуруша как субъективное бытие в "Йогасутрах"/. Варшава, 1973.

 
3 одно из наиболее значительных  направлений современного индуизма

 
Буддийский дворец (Тибет)





Информация о работе Особенности философских воззрений