Особенности отечественной философской мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:32, доклад

Описание работы

Но лишь к XVIII веку философия в России складывается как самостоятельная форма духовного освоения мира. В это время западноевропейская философия имела уже богатое прошлое, которое включало в себя и великую античность, и отточенную средневековую схоластику, и гимн человеку и его разуму, сложенный мыслителями эпохи Возрождения, и просветительские идеи.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 30.63 Кб (Скачать файл)

7. Еще одной чертой, отличающей  русскую философию, является пристальное  внимание к религиозной проблематике. Долгое время наши учебники  представляли русскую философию  как преимущественно материалистическую по сути и революционную по направленности. Это приводило к внимательному и вдумчивому изучению философии А. Герцена, Н. Чернышевского, П. Лаврова и других мыслителей революционно-демократического направления, но забвению таких крупных религиозных философов, как В. Соловьев, Н. Бердяев или П. Флоренский. Для зарубежных историков русской философии была характерна другая крайность: материалистическая и революционно-демократическая мысль объявлялась «ученической» по отношению к западной философии, неоригинальной, а собственно русскую традицию, самобытность отечественной мысли связывали лишь с религиозно-идеалистической линией развития.

Очевидно, что действительное развитие русской философии — это целостный процесс, предполагающий противоречивое единство и материалистического, и идеалистического направлений, реальное взаимовлияние, спор самых разных школ и течений. Тем не менее как материалисты, так и идеалисты не обходили стороной вопросов, связанных с верой, религией, церковью, хотя решали их совершенно различно. И бунтарь-атеист М. Бакунин со своим выводом, что признание Бога предполагает рабство человека, и страстный, пламенный мыслитель Н. Бердяев, видевший в способности человека к творчеству «божью искру», несмотря на диаметральную противоположность позиций, поставили в своем философском творчестве вопросы, связанные с религией. Эта черта русской философии, видимо, объясняется тем, что долгие годы, вплоть до XVII — XVIII веков, философские идеи в России не носили светского характера, развивались преимущественно в богословской литературе.

Кроме того, сам православный характер христианства в стране предполагал  тесное взаимопроникновение религиозных  и философских проблем. Недаром  православие считают «духовной» формой христианства в отличие от политизированного католицизма. Внимание к проблемам внутреннего самосовершенствования, духовности было во многом следствием политической слабости русской православной церкви, всегда сильно зависевшей от государства. Это привело к тому, что в  православном богословии была сильно развита философская мысль, и  многие вопросы, поставленные в нем (о свободе человека, о его нравственной природе и смысле жизни, о соотношении  рационального знания и веры), дали толчок развитию и светской философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

    1. Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Соч. М., 1989. С. 33.

 

    1. Бердяев Н. Русская идея // О России и русской философской культуре Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 67.
 

 


Информация о работе Особенности отечественной философской мысли