Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:32, реферат
XIX-XX века занимают особое место в развитии русской философии, а именно - с первых десятилетий XIX века начинается период самостоятельной философской мысли. Русская философия, пишет В.В. Зеньковский в своей “Истории русской философии”, в этот период выходит из состояния ученичества по отношению к западной философской мысли и находит свои собственные пути; продолжая учиться у Запада постоянно и прилежно, она начинает жить своими вдохновениями и своими проблемами.
В ХХ же веке русская философия не только развивается рядом с западноевропейской философией, но начинает приобретать мировую значимость и мировое влияние.
Особенности русской философии XIX-ХХ веков.
XIX-XX века занимают
особое место в развитии
В ХХ же веке русская
философия не только развивается рядом
с западноевропейской философией, но начинает
приобретать мировую значимость и мировое
влияние.
Итак, что же характеризует
русскую философию ХIХ-ХХ веков в целом?
Своеобразие русской философии состоит
в том, что, в отличие от философии европейской,
она не стремится к абстрактной систематизации
идей и понятий, но опирается на интуитивное
познание сущего, которое постигается
в силу этого не столько через логические
понятия и определения, сколько через
символ и образ “посредством силы воображения
и внутренней жизненной подвижности”.
Во второй половине
19 века в экономике энергично стал пробивать
себе дорогу капитализм.
Почти весь этот период
отмечен войнами, которые вела Россия:
война Крымская, русско-афганский конфликт,
русско-иранская, три русско-турецкие,
русско-японская войны, первая мировая
война. Постоянные восстания и народные
выступления, целая серия революций.
Поэтому, вся мыслящая
часть общества была охвачена проблемами
перспектив его развития, все мечтали
о переменах. Всеобъемлемость наступающего
кризиса диктовала всеобъемлющего философского
анализа, ситуаций и перспектив развития
страны, т.е. решение вопроса «По какому
пути развития идти России?»
Решение этого вопроса
нашло своё отражение в русской философии
этого периода.
XIX век по праву называют
«золотым
веком» русской философии. Это был
классический период в истории русской
философской мысли, эпоха универсализма
(многообразие) в ней (западники и славянофилы,
радикалы и либералы, народники и социалисты,
крестьянские и буржуазные философы, демократы,
идеалисты и материалисты, религиозные
ортодоксы и реформаторы).
В это время философская
мысль развивалась в значительной мере
внутри художественной литературы. Философия
и литература 19 века образовали весьма
оригинальный и нерасторжимый синтез,
ставший прочной традицией отечественной
духовной культуры.
Здесь можно указать
на творчество Пушкина, Лермонтова, Тютчева,
Гоголя, Достоевского, Толстого. Обычной
формой русского философского творчества
является свободное литературное произведение,
которое лишь изредка посвящено определенной
философской проблеме. Как правило, речь
идет о конкретных вопросах исторической,
политической или литературной жизни,
но попутно освещаются глубочайшие мировоззренческие
вопросы. Именно такими являются произведения
славянофилов, П.Я. Чаадаева, К. Леонтьева,
Вл. Соловьева. Можно назвать роман “Братья
Карамазовы” Ф.Достоевского, где в главе
“Pro et contra” братья Иван и Алеша в трактире
обсуждают антиномии человеческой свободы.
Русская
философия - это философия предупреждения. Её лейтмотив -
нравственное вето на любой «прогресс»,
любой социальный проект, если они рассчитаны
на принуждение, насилие над личностью.
Проблемное поле русской
философии 19 века распадается на три сравнительно
автономные, но тесно взаимодействующие
сферы:
-сфера познания («вера»
- «знание»)
-сфера действия («аполитизм»
- «революционаризм»)
-сфера нравственности
(«альтруизм» - «эгоизм»)
В каждой из этих сфер
присутствует альтернативная ориентация
на определённый идеал:
-в сфере познания -
это идеал рациональности или духовности
(задаваемые наукой или религией)
-в сфере действия (социальной)
- идеал социальности: монархия или демократия
(либерализм, социализм, анархия)
-в сфере нравственности -
идеал человека, определяемый:
а) с помощью определённых
форм коллективности - государство,
народ, община, церковь;
б) посредством личных
атрибутов - природа человека, нравственное
чувство, разумность.
Т.о. русская философия
19 века предстаёт как многообразие философских
учений, организованных вокруг двух полюсов:
Толчком к разделу
русской философии на два полюса послужила
историософия П.Я.Чаадаева.
Пётр Яковлевич
Чаадаев(1894-1856 г.г.) одним из
первых в прошлом столетии поднял вопрос
об особенностях исторического развития
России и Западной Европы, о русском национальном
самосознании.
Вначале он высоко
оценивал западную цивилизацию и её достижения,
с сожалением писал об отставании России
от «общего движения», т.к. считал, что
истинный прогресс зиждется на
истинном христианстве, которым является
только католицизм.
-Позже Чаадаев стал
критически относиться к Западу, выделяя в его социальном
организме такие пороки, как эгоизм,
враждебность частных интересов, жизнь
по расчёту.
-Чаадаев размышлял
об особой роли России в мире. Эта роль
должна состоять в том, чтобы «дать миру
какой-нибудь важный урок», «...мы призваны
решить большую часть проблем социального
порядка, завершить большую часть идей,
возникших в старых обществах, ответить
на важнейшие вопросы, какие занимают
человечество». Этой пророческой максимой
он стремился преодолеть отчуждённость
своей историософии от исторической почвы,
придать ей характер национального идеала.
-По Чаадаеву основную
роль в развитии общества играет Божественное
откровение, которое должно вдохновлять
человечество к построению Царства Божия
на земле. Для будущего «Царства Божьего»
свойственны равенство, свобода и демократия.
Именно поэтому оно может быть определено
как социалистическое, ибо «социализм
победит не потому, что он прав, а потому,
что не правы его противники».
«Славянофильство» и «западничество».
Сущность славянофильства
определялось идеей «несхожести» России
и Запада, самобытности русского духовно-исторического
процесса (сам термин «славянофильство»
достаточно условен и выражает лишь их
общественно политические позиции).
Славянофилы:
-Иван Васильевич Киреевский
(1806-1856)
-Алексей Степанович
Хомяков (1804-1860)
-Константин Сергеевич
Аксаков (1817-1860)
Были выразителями
идеи самобытности русского национального
самосознания.
Все
основные идеи славянофилов тяготеют
к полюсу тотальности:
-Критика западной
цивилизации как якобы «безбожной», низменной,
бездушной.
-Православие -
духовная основа русской нации, подлинный
двигатель исторического процесса;
-Монархия - идеальная форма государственного
устройства России, наиболее полно выражающая
дух и традиции русского народа;
-Крестьянская
община, патриархальная семья- социальная
основа общества, внутри которого только
и возможен подлинно нравственный человек;
-Соборность
- выражение коллективного духа россиян,
их общинного («хорового») начала в образе
жизни. Соборность есть собирание,
соединение всех сил ради общего дела.
-Русский
народ - это особый народ (народ - богоносец),
призванный к высокой роли в мире.
Вывод
:
-По сути дела, славянофильство-
это философия религиозно окрашенного
коллективизма.
-Задачу последующего
развития России они видели в том, чтобы
дух православия пронизал весь общественный
организм, придал ему высший смысл в развитии.
-Свобода индивида
возможна, но лишь путем подчинения
его абсолютным ценностям- авторитету
религии и церкви, государству, своему
народу.
В полемике со славянофилами
складывалась русская философия индивидуальности, тя
Западники:
-Александр Иванович
Герцен (1812- 1870)
-Виссарион Григорьевич
Белинский (1811- 1848)
-Тимофей Николаевич
Грановский (1813- 1859)
-Николай Гаврилович
Чернышевский (1828- 1889)
Были выразителями
идеи единого общемирового прогрессивного
развития.
1.Они активно выступали
за европеизацию
страны, т.е. ликвидацию феодально-
крепостнических отношений и развитие
общества по буржуазному пути.
2.Считали религию и
церковь тормозом общественного
прогресса.
3.Высоко оценивали человеческий
разум и науку, уважительно относились
к правовым нормам общества.
4.Основной ценностью
общества для них является индивид,
а государство призвано защищать его права
и свободы.
5.В социальной сфере
они ориентировались либо на конституционную
монархию, либо на социалистические
или анархические формы государственного
правления.
В последней трети
19 столетия сложилась вторая
историческая форма полюсов русской
философии:
-Традиции славянофилов продолжили почвен
-Аполлон Александрович
Григорьев (1822- 1864)
-Федор Михайлович
Достоевский (1821- 1881)
-Николай Яковлевич
Данилевский (1822- 1885)
-Константин Николаевич
Леонтьев (1831- 1891)
-Традиции западников - народники.
-Петр Лаврович Лавров
(1823- 1900)
-Петр Никитич Ткачев
(1844- 1886)
-Михаил Александрович
Бакунин (1814- 1876)
А) «Почвенники» -
философское направление, для которого
главной была идея о «национальной
почве» как основе социального и духовного
развития России.
1) Для них была характерна
идея о превосходстве
искусства над наукой (сфера познания),
поскольку искусство истетично и полнее
угадывает потребности эпохи и дух народа.
Ф. М. Достоевский отмечал «Философия есть
тоже поэзия, только высший градус её».
Достоевский построил
целую концепцию делящую историю человечества
на 3 стадии:
-Патриархальность (
-Цивилизация (болезненная
индивидуализация)
-Христианство как
синтез предыдущих.
Б) «Народники»:
-сохранили веру в науку
-считали, что царство
«нравственности, справедливости» может
наступить лишь через деятельность героев,
способных повести за собой бессознательное
массовое движение.
В результате идейных
исканий путей развития России в середине
80-х г.г. 19 столетия в русской философии образуется
два мощных направления:
1-й: Русский религиозный
ренессанс конца 19 - начала 20 века.
2-й: Русский
Марксизм.
Как отмечал русский
философ Н.А. Бердяев:
«Интелегенция раскололась
на две расы: на одном полюсе сконцентрировалась
«культурная элита», жаждавшая мистических
тайн и религиозных откровений, на другом
- «силы революции, вдохновлявшиеся идеями
русского радикализма и марксизма». Это
были будущие богоискатели и большевики
».
В целом русская философия
19 - начала 20 века явилась отражением идейных
исканий исторического пути развития
России.
В противоборстве идей
славянофилов и западников в конечном
итоге победила западная ориентация, но
трансформировавшаяся на русской почве
в теорию марксизма- ленинизма.
Информация о работе Особенности русской философии XIX-ХХ веков