Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:01, реферат
Концентрация внимания на уникальности русской философии, проявляющейся в основном в освоении ею религиозно-практического опыта средствами и формами философствования, ведет к утверждению "особого пути" и противопоставлению русской философии западной, утверждению мнимой несовместимости отечественной философской традиции (определяемой как "живое христианство", "философия страдания и прозрения") с традицией рациональной рефлексии Западной Европы. Когда речь идет о философском знании, следует иметь в виду, что глубина и содержательность философии не зависит от хронологический даты ее появления: ценность философии определяется содержанием ее собственной истории, ее собственного времени.
Введение..................................................................................................3
Глава 1. Особенности русской философской мысли............................5
Глава 2. Периоды развития русской философии...................................11
Заключение...........................................................................................27
Список литературы.............................................................................28
По существу,
самостоятельное философское
Однако первым, кто положил начало самостоятельному философскому творчеству в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). Свои взгляды он изложил в знаменитых "Философических письмах". После публикации в 1836 г. первого из них автор был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.
Центральное место в учении Чаадаева занимает философия человека и философия истории. Человек, писал он, существо двойственное: природное и духовное. Задача философии состоит в том. чтобы изучать его не как природное, а как духовное существо. При этом Чаадаев исходит из принципа методологического и социологического коллективизма при изучении человека: человеческая коллективность определяет индивидуальность, а коллективный разум - субъективный. Идеология индивидуализма оказывается, таким образом, порочной в самом своем основании. Коллективистская сущность человека является тем основным фактором, который отличает его от животного, и без общения с другими людьми, пишет Чаадаев, "мы бы мирно щипали траву", т.е. так и оставались бы животными.
Славянофильство как направление философской мысли занимает видное место в мировоззренческом творчестве середины XIX в. Основные его представители были противниками как западников, так и революционных демократов. Они заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в. Основателями этого направления были А.С.Хомяков и И.В.Киреевский.
Лучше всего представление об этом течении дает философия Алексея Степановича Хомякова (1804-1860. Отмечая отрицательное влияние Запада и петровских реформ на русскую жизнь, он полагал, что ее коренные начала - православие и община - остались в своей сущности прежними. Возрождение на Руси форм патриархальной жизни, возврат к идеалам "Святой Руси", утверждение православия как вечного начала - такова основа социально-исторической концепции Хомякова, носящей провиденциалистский и мистический характер. Пафос его историософии заключается в надежде и даже призыве к России стать впереди всемирного просвещения. "Всемирное развитие истории, - пишет он, - требует от нашей святой Руси, чтобы она выразила те всесторонние начала, из которых она выросла"7.
Другой путь развития и предназначения России обнаруживается в концепции так называемого западничества, представители которого ориентировались на западноевропейскую цивилизацию. К этому направлению принадлежали такие мыслители, как А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин и др. Тесную связь с ними поддерживал В.Г. Белинский, а среди писателей - И.С.Тургенев. Все они критиковали церковь и тяготели к материализму.
В конце 60-х - начале 70-х гг. XIX в. в России складывается мировоззрение народничества. Общей чертой их идеологии было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Основными выразителями этого мировоззрения были Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин. В вопросах политической программы общественной борьбы различные течения внутри народничества объединял общий лозунг - "земля и воля", стремление к социальной (социалистической) революции в России и общественному строю, основанному на коллективной собственности и коллективном труде. Хотя философско-методологическая основа ведущих идеологов народничества была различной: непоследовательный позитивизм (Михайловский и Лавров), материализм (Ткачев).
Следующий этап русской философии связан с возникновением философских систем. К мыслителям этого времени следует отнести Н.Ф. Федорова, Вл.C. Соловьева, Б.Н. Чичерина, Н.О. Лосского и др. Характерными особенностями философии этого периода являются ее антропоцентризм и гуманизм, ее религиозный характер. Еще одна особенность, тесно связанная с вышеназванными, сопряжена с развитием естествознания и техники. Она заключается в возникновении русского космизма - оригинального направления, значение которого с течением времени становится все более очевидным. В свою очередь русский космизм можно подразделить на два направления: мистическое, теологическое (Н.Ф. Федоров, Вл. Соловьев, П.А. Флоренский) и естественно-научное (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).
Таким образом, в философии данного периода обнаруживается пафос необходимости социально-братского переустройства мира.
Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духовным ренессансом начала XX в. В это время наблюдается бурный рост философских обществ, кружков, издательств. Происходит сближение философии с русской культурой и прежде всего с литературой. Из многочисленных представителей этого периода отметим прежде всего В. Розанова, Д. Мережковского, С. Булгакова, Н. Бердяева, С. Франка, И. Ильина, П. Флоренского, Л. Шестова, В. Эрна, Вяч. Иванова, С. Трубецкого, А. Лосева и др.
Данный этап рассмотрим на примере мыслей и учений Николая Александровича Бердяева (1874-1948), одного из виднейших представителей русской религиозной философии. По его собственному признанию, он является философом "экзистенциального типа". "Философия, - пишет он, - есть наука о духе. Однако наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании. Именно в человеческом существовании раскрывается смысл бытия"8. Суть экзистенциальной философии Бердяева - "познание смысла бытия через субъекта", т.е. человека. Поэтому естественно, что в центре его творчества находится проблема человека, философская антропология.
Бытие проявляется
и открывается в человеке и
через человека. Он есть микрокосмос
и микротеос, сотворенный по образу
и подобию Бога, а потому он является
существом беспредельным, свободным и
творческим. Но в то же самое время он является
существом природным и ограниченным. Человек,
таким образом, есть пересечение двух
миров - высшего и низшего. Одна сторона
его связана со свободой, творчеством,
личностью, Богом. Другая - с необходимостью,
природой, материей. На этой основе Бердяев
различает понятия "личность" и "индивид":
"Личность следует отличать от индивида,
- пишет он. - Личность есть категория духовно-религиозная,
индивид же есть категория натуралистически-
Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращается в отрицание Бога и самообожествление человека, ибо в этом случае распадается сам образ человека, а гуманизм переходит в свою противоположность.
Еще один характерный этап развития и становления русской мысли основывается на марксистско-ленинской философии.
Марксистско-ленинская
философия — философское учение
Для философских теорий того времени были присущи антифилософские тенденции. Они особенно характерны для неопозитивизма, который объявляет проблемы философии псевдопроблемами, пытается заменить философский анализ развития современных знаний и практики анализом «языка науки», то есть лингвистически-семантическим анализом «внешних форм мышления» — языка, знаковых систем выражения мысли и т. д. Тем самым философия, по существу, ликвидируется как наука.
Марксистско-ленинская
философия же, рассматривая логические
формы и закономерности как осознанные
и проверенные всей человеческой практикой
формы и законы развития природных и общественно-исторических
процессов, упразднила различение между онтологией, логикой и теорией познания.
Совпадение диалектики, логики и теории
познания — основной принцип философии,
диалектического материализма.
Тем самым философская теория марксизма
представляет собой конкретно-развернутое,
проведенное через все детали диалектико-материалистическое
решение основного
вопроса философии.
Марксистско-ленинская философия послужила для построения идеологии, ставшей базовой на протяжении десятилетий в XX веке для некоторых социалистических стран. После распада СССР и социалистического лагеря, марксистско-ленинская философия утратила свое мировое значение.
Стоит отметить, что русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской философской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции). Вместе с тем это очень самобытная философия со своим неповторимым обаянием. Это философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояния мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, позитивизм и морализм, космизм и гуманизм, религиозная философия и атеизм. Из ее истории и ее целостного содержания нельзя произвольно исключать никакие фрагменты, школы или течения. Любые купюры, по каким бы причинам они ни существовали, ведут лишь к обеднению ее содержания и искажению ее реального смысла и значения.
Русская философия - это неотъемлемая и оригинальная часть мировой культуры. В этом ее большое значение как для философского познания, так и для общекультурного развития. Важное значение имеет приобщение к ней с точки зрения формирования индивидуального самосознания, чувства причастности к отечественной истории и культуре и чувства ответственности за их судьбу. Без осознания каждым человеком и целым народом своего духовного стержня, без чувства причастности к национальной идее, трудно говорить о духовном возрождении России. Важнейшим условием и способом этого осознания является изучение русской философии.
Заключение
Русская философия
содержит много ценных идей не только
в области религии, но и в области гносеологии,
метафизики и этики. Основные проблемы,
которые рассматриваются в отечественной
философии - это проблемы нравственности,
совести, счастья, смысла жизни.
Интерес к истории отечественной мысли
пробудился в России еще в первой половине
XIX века. Устойчивым и все более нарастающим
он становится с конца XIX - начала XX веков.
Все сколько-нибудь крупные представители
русской философии XX века были вместе
с тем и ее историками. В целом это отражает
высокую степень зрелости отечественной
мысли, внутреннюю потребность философов
в рефлексии, в "оглядке" на свои собственные
национально-историческое традиции и
идейные корни.
Долгое время в нашей стране официально признавалась только марксиско-ленинская философия, как единственно правильная и верная. И поэтому работы советских философов по сути дела утратили философскую преемственность, ибо как правило не касались целых пластов отечественной религиозной философской мысли. Были существенно ограничены и историко-философские изыскания больших периодов в развитии русской философии, замалчивались и забывались имена очень многих мыслителей.
По своему содержанию
русская философия
Список литературы
1. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1. С. 622.
2. Бердяев Н.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 8.
3. Бердяев И. А. Мое философское миросозерцание // Н. Бердяев о русской философии: В 2 ч. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 19, 21.
4. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X- XVII веков. М., 1990.
5. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М., 1950. С. 98.
6. Лосев А.Ф. Русская философия // Русская философия. Очерки истории. Свердловск, 1991. С. 17.
7. Философия. Под ред. Зотова А. Ф., Миронова В. В., Разина А. В. Москва. Академический проект. 2008.
8. Хомяков А.С. Сочинения. М., 1900. Т. 1. С. 134
9. Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Соч. М., 1989. С. 33.
1 Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Соч. М., 1989. С. 33.
2 См.: Бердяев Н.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 8.
3 См.: Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X- XVII веков. М., 1990. С. 24.
4 Лосев А.Ф. Русская философия // Русская философия. Очерки истории. Свердловск, 1991. С. 17.
5 См.: Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1. С. 622.
6 Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М., 1950. С. 98.
7 Хомяков А.С. Сочинения. М., 1900. Т. 1. С. 174.
8 Бердяев И. А. Мое философское миросозерцание // Н. Бердяев о русской философии: В 2 ч. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 19.
9 Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание // Н. Бердяев о русской философии: В 2 ч. Ч. 1. С. 21.