Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 18:21, реферат
Мораль Современного общества — это мораль, основанная на разуме. Такая мораль эффективнее морали на основе эмоций: эмоции работают автоматически, тогда как разум позволяет действовать более тонко в зависимости от ситуации (при условии, разумеется, что разум наличествует). Точно также как человеческое поведение на основе эмоциональной нравственности эффективнее животного поведения на основе врожденных инстинктов.
Введение
Проблема морали
Понятие морали и ее особенности
Особенности современного нравственного сознания
Нравственные принципы и их проблемы
Нравственность Современного общества
Баланс позитива и негатива
О «моральном разложении»
«Заповеди» Современного общества
Заключение
Список используемой литературы
Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для Современного общества — это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, современная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость. С точки зрения Современной нравственности, традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций» (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п.
Важным нравственным императивом Современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами.
Общество, где все эти ценности работают в полном объеме, было бы, пожалуй, самым эффективным, сложным, быстроразвивающимся и богатым в истории. Оно было бы и самым счастливым, т.к. предоставляло бы человеку максимум возможностей для самореализации.
Необходимо отметить, что все вышеперечисленное — не есть придуманная, искусственная конструкция. Это лишь описание того, чему уже следуют миллионы людей — Современных людей, которых становится все больше и больше. Это и есть мораль человека, который упорно учился, который с помощью собственных усилий стал профессионалом, который ценит свою свободу и терпимо относится к другим людям. Мы — большинство в развитых странах, скоро мы будем большинством и в России.
Современная нравственность — это не потакание эгоизму и «низменным инстинктам».
Современная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.
Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира. Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства, дает достаток и процветание уже «в этой жизни».
Вне всякого сомнения, современная нравственность уничтожает многие бессмысленные правила и запреты и в этом смысле делает жизнь легче и приятнее. Но одновременно современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства. Эта нравственность требует проявлений разума, а не примитивных эмоций вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей или подчиняться авторитету, который «все за нас устроит и решит». И далеко не просто стать толерантным, перебороть в себе личные и общественные комплексы.
Но главное — Современная нравственность делает упор не на «ублажении себя любимого» и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном) достижении «великих целей», но на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает Современного человека.
В результате людям нечего делить — никому не нужно что-либо отнимать у других, чтобы сосредоточить у себя больше ресурсов (неважно — ради «великих целей» или собственных прихотей, что часто в реальности одно и то же). Ведь невозможно развить себя за счет других — это можно сделать лишь в результате собственных усилий. Поэтому отпадает потребность приносить ущерб другим в любой форме, в частности, лгать и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нравственное самосовершенствование – довольно длительный процесс, который требует огромный усилий, в первую очередь, со стороны самой личности.
«Жизнь без нравственного усилия есть сон» - сказал русский писатель Л.Н. Толстой, и эти слова ничуть не утратили своего значения и в наши дни. Стремясь утвердить свою человеческую сущность, человек совершенствует свои качества, реализует свои потенции. Но при этом нельзя забывать, что нравственность не может быть постигнута и изображена в отвлеченных понятиях и теоретических соображениях, а должна быть реально пережита и прочувствована.
Правда, есть еще на земле люди, которые живут не задумываясь, следуя сиюминутным желаниям, ситуативным обстоятельствам. Но в таком случае перед нами не человек как личность, а человекообразное существо, безынициативное, инфантильное, которое легко может превратиться в нравственного урода.
Любой человек в своей жизни должен руководствоваться высшими нравственными идеалами и принципами. Они предполагают не только доброту и трудолюбие, честность и порядочность и др., но и выработку потребности и умения отстаивать свои взгляды и убеждения, стремясь принести максимум пользы другим людям.
Разумеется, на пути саморазвития, самовоспитания себя как личности люди, как правило, испытывают потребность в разумном совете, дружеской помощи.
Список используемой литературы
1. Спиркин А. Г. Философия. Учебник. 2ое издание. Гардарики, 2002
2. Ю. В. Рождественский. Словарь терминов. Мораль. Нравственность. Этика. Москва. Изд. «Флинта», 2002
3. Зеленкова И.Л. Основы этики. – Минск: ТетраСистемс, 2001.
Информация о работе Особенности современного нравственного сознания