Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 19:58, контрольная работа
Философия - это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточному философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово «философия» восходит к Пифагору. Буквально оно означает любовь к мудрости, т.е. любомудрие.
Введение
Философия - это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточному философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово «философия» восходит к Пифагору. Буквально оно означает любовь к мудрости, т.е. любомудрие.
Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Современная западная философия формировалась в новейшую эпоху, начиная с конца XIX века. Она отразила существенные изменения, происходящие в экономике (последствия индустриальной цивилизации и формирование общества массового потребления), политике (мировые войны, противостояние капитализма и социализма, тоталитаризм), культуре (появление модернизма, главным принципом которого был антитрадиционализм), мировоззрении (так называемый «кризис личности» и засилье массового сознания). Сама философия, осмысливающая эти новые явления, также становится нетрадиционной, неклассической.
Современной зарубежной философией считается философия стран Европы и США, а также примыкавших к ней мыслителей из других стран, начиная с середины 19 в. вплоть до настоящего момента. Этот период развития философии принято также называть постклассической философией. Философия XX в. является продолжением развития философии XIX в. и прежде всего ее завершающего этапа - немецкой классической философии. Философия всегда была связана с социально-экономическими, культурными и научными достижениями своего времени. Философию XX в. отличает также многопредметность. Это выразилось в многообразии ее школ и направлений и свидетельствует о многослойности современной науки и культуры. Все новые и новые сферы мира, ранее остававшиеся неизвестными, включаются в орбиту их научного и философского осмысления.
Постклассический период развития философии характеризуется чрезвычайным разнообразием философских направлений очень быстро сменяющих друг друга. Можно разграничить современную западную философию на три, иногда пересекающиеся группы школ:
- аналитически-позитивистские школы;
- экзистенциально-
- религиозно-философские.
Особенности современной западной философии XX столетия.
Современной западной философией принято называть философию, которая
возникла после немецкой классической
философии и в значительной степени развивалась
на ее базе. В отличие от классической
философии, где различные концепции имели
единую систему и единое понимание целей
философии, в современной неклассической
философии отдельные философские проблемы
становятся самостоятельными направлениями.
Новейшая современная философия сочетает неклассические направления с сохранением классической традиции. В современной философии утверждаются идеи относительности всякого человеческого знания. При этом теряется вера в то, что составляло общественную силу Новейшего времени - вера в идею, сначала связанную с верой в Бога, потом в философию и фундаментальную науку. Нормой поведения становится терпимость в области религии, культуры и так далее. В XX в. усилилось влияние науки во всех сферах общественной жизни и культуры. Общество разделилось на приверженцев и противников научно-технического прогресса, что привело к формированию двух направлений - сциентизма и антисциентизма. В это же время усилилась полемика между двумя противоположными способами понимания мира - рационализмом и иррационализмом
Философию XX в. отличает также многопредметность. Это выразилось в многообразии ее школ и направлений и свидетельствует о многослойности современной науки и культуры. Все новые и новые сферы мира, ранее остававшиеся неизвестными. Сама философия, осмысливающая эти новые явления, также становится нетрадиционной, неклассической.
Основные черты современной западной философии:
- центр тяжести философских
исследований смещается с
- пересматривается роль разума: расширяются границы и характер его взаимодействия с «неинтеллектуальными» составляющими души - волей, чувствами, бессознательным и тому подобное.
- развивается идея уникальности и неповторимости не только человеческой жизни, но и культур, эпох, событий. А значит, возникает проблема их понимания и интерпретации.
-меняется категориальный
- однонаправленность
- все учения современной
В данной работе мы остановимся на следующих направлениях: иррационализм и философия жизни, философия прагматизма, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, философская антропология и философия позитивизма.
Одной из самых ярких фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр (1788-1860), который так же, как и Л. Фейербах, был не удовлетворён оптимистическим рационализмом и диалектикой Г. Гегеля. Но он не принял и фейербаховской концепции. Шопенгауэр тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, Он преклонялся перед философией И. Канта и философскими идеями Востока.
Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счёт эмоций и, главное, абсолютизировано понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Интеллект, согласно Шопенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, но по указаниям воли, которая признается единой энергийной основой всех личных воль и самого объективного мира: для него интеллект - это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима.
Воля для Шопенгауэра - абсолютное начало, корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя. Шопенгауэр утверждал познаваемость „вещи в себе”. Первый факт сознания он видел в представлении. Познание осуществляется либо как интуитивное, либо как отвлеченное, или рефлективное. Интуиция - это первый и важнейший вид знания. Весь мир рефлексии, в конечном счете, покоится на интуиции.
Этика Шопенгауэра безотрадно пессимистична. Страдание, по Шопенгауэру, присуще жизни неотвратимо. То, что называют счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и сводится лишь к освобождению от страданий, за которым должно последовать новое страдание либо томительная скука.
Иррационализм Шопенгауэра выражен:
- В основе всего мира - познание и главная сила в человеке.
- Воля есть у всего живого и неживого, воля к жизни относится не только к отдельному человеку, но и к миру в целом.
- Воля - космический порыв,
причем порыв стихийный и
- Воля - желание. Желание ничем не обусловлены - «Я просто хочу и всё».
-Воля является причиной всего существующего. Воля -причина, разум -следствие.
- Воля безосновна, никогда не умирает, может только «засыпать».
Шопенгауэр был первоклассным писателем, блестящим стилистом. Чтение его произведений доставляет не только интеллектуальное, но и эстетическое наслаждение. У него был дар представить в действительно блестящем и прозрачном изложении множество философских идей.
Ярким проповедником индивидуализма волюнтаризма и иррационализма является Фридрих Ницше (1844 - 1900) немецкий философ и филолог.
Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же». Лишь понятие «вещи» выступает, как некий момент устойчивости в хаосе становления. Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как волю к власти, волю к расширению «своего Я», к экспансии. Центральным понятием у Ницше является идея жизни, он является родоначальником направления, именуемого философией жизни. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждый человек по своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия. Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет ему amor fati - любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как - «разлагающие цельность человеческой природы». Ницше, будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию абсолютного господства „высшей касты”- тех немногих, которые имеют право воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством - серостью, которую не общество, а сама природа предназначила к тому, чтобы быть общественной пользой. Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Основное внимание Ницше было сосредоточено на проблемах культуры, на вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия человека. Современная ему культура оценивалась им как “культура декаданса”, когда, по Ницше, возрастание интеллекта ослабляет инстинкт человека, приглушая ощущение его слиянности с природой, умаляя смысл жизни как единственно абсолютной ценности. Над всем человечеством, утверждает Ницше, царит бессмыслица. Главная тенденция в воззрениях этого незаурядно одаренного мыслителя и публициста состояла в совершенствовании культуры человека, в улучшении самого типа человеческой личности.
Сёрен Кьеркетор (1813-1855) - датский теолог, философ, представитель философии жизни, и писатель. Как и А. Шопенгауэр, он высказывал недоверие к разуму. Он отрицал единое идеальное начало мира, будь то воля, разум или что-либо другое из области абсолютизированных моментов сознания. Кьеркегор исходил из того, что у каждой эпохи свои умонастроения, свои особые моральные принципы и “своя безнравственность”. Он призывал к тому, чтобы внимательнее “вглядеться и вчувствоваться” в реальную человеческую жизнь, в личные страдания. Несомненная заслуга Кьеркегора заключается в постановке собственно человеческих вопросов, проблем субъективного бытия: он сосредоточил свое внимание на страхе и ужасе непосредственного бытия. Кьеркегор назвал одну из своих книг “Страх и трепет”.
В начале XX в. большую популярность
приобрело учение французского мыслителя Анри Бергсона (1859-1941) - представителя
интуитивизма и философии жизни. Его воззрения
можно определить как генеральное возражение
против материалистически-
В своих гносеологических рассуждениях Бергсон противопоставляет интеллект интуиции, полагая, что интеллект - это орудие оперирования с материальными, пространственными объектами, тогда как интуиция дает человеку возможность схватывать суть “живой целостности” вещей, явлений. В своих метафизических воззрениях, при рассмотрении эволюции органического Бергсон трактовал жизнь как некий метафизически-космический процесс, как “жизненный порыв”, как могучий поток творческого формирования, при этом по мере ослабления напряжения этого порыва жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, которую он рассматривал как неодушевленную массу - вещество. Человек же являет собой творческое существо, и через него проходит путь “жизненного порыва”. Философские позиции Бергсона, изящно выраженные в многочисленных трудах и оказавшие большое влияние на развитие философской культуры, уязвимы: он резко противопоставил интеллект и интуицию, что делает невозможным познание, нуждающееся в единстве того и другого, в их взаимодополнении. Ученые и философы высоко ценили динамизм картины мира у Бергсона, критику им “атомистического” истолкования духовного мира человека (души) и развитие идеи целостности сознания.
Главный пафос философии жизни - протест против рационализма, элементаризма и механицизма в науке и мышлении. Внутри философии жизни можно выделить три направления, связанные с разным пониманием самой жизни. Это:
Информация о работе Особенности современной западной философии XX столетия