Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:11, контрольная работа
Философия есть не только продукт деятельности чистого разума, не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры.
Синтез философского и исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества.
Введение 3
1 Особенности отечественной философии 4
2 Отечественная религиозная философия 10
3 Философские идеи отечественных революционных демократов 18
Заключение 22
Библиографический список 23
Так же как и Герцен, на " русский социализм " и революционное преобразование общества ориентировался Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Как революционный демократ он выражал интересы угнетенного крестьянства и рассматривал народные массы как главную движущую силу истории,. Чернышевский был оптимистом и верил в прогресс человечества, хотя прекрасно понимал, что исторический путь идет через пыльные и грязные поля, по его выражению, а не через тротуар Невского проспекта. Эта вера в творческие силы народа сочеталась у него с идеей классовой борьбы. Свою философскую концепцию Чернышевский сознательно ставил на службу революционной демократии. В области философии он стоял на позиции материализма, полагая, что природа существует вне сознания, подчеркивал неуничтожимость материи.
Следует отметить, что идеи Чернышевского были им сформированы и положены в основу такого идеологического течения как народничество. Чернышевского считают родоначальником этого течения. Народничество пропагандировало и отстаивало " российский " (некапиталистический) путь развития к социализму. Экономической и нравственно0духовной основой русского, или крестьянского, социализма (в отличие от социализма западного - машинно-индустриального) признавалась сельская община/ Основной чертой идеологии народничества было желание прийти к социализму, минуя капитализм.
Расцвет идеологии народничества приходится на 60-70-е гг. Х1Х в. Основными выразителями этого мировоззрения были А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, М.К.Михайловский, П.Л.Лавров, П.А.Ткачев, М.А.Бакунин. В вопросах политической программы общественной борьбы различные течения внутри народничества объединял общий лозунг - "земля и воля", стремление к социалистической революции в России и общественному строю, основанному на коллективной собственности и коллективном труде. Хотя философско-методологическая основа ведущих идеологов народничества была различной: непоследовательный позитивизм (Михайловский, Бакунин, Лавров), материализм (Ткачев).
"Исторические письма " П.Л.Лаврова опубликованные в 1866-1869 было первыи и наиболее значительным произведением, в котором мировоззрение народничества получило философско-социологическое обоснование. С выходом в свет этой работы народничество обрело собственную теоретическую базу. Лавров исходит в понимание исторического прогресса не из объективных перемен, а из изменения самостоятельной человеческой деятельности. В " Исторических письмах " Лавров говорит, что личность должна развивать в себе общественные интересы, она должна направлять свою деятельность в общественные формы. Индивидуализм по мнению Лаврова может быть оправдан, когда он становится осуществлением общего блага. Революционное дело требует не подчинение общественного элемента личностному и не поглощение личности обществом, а слияние общественных и частных интересов.
Николай Константинович Михайловский (1842-1904) лидер либерального народничества. Он является главным создателем субъективного метода в социологии. Его теория выражалась в конструировании идеального общества. В котором должно обеспечиваться всестороннее развитие способностей личности. Михайловский выступает в этом вопросе как великий гуманист, так как действительно, любое общественное явление должно быть оценено с точки зрения человека, с позиции нравственной, с позиции общественного идеала. А таковым у Михайловского выступает идеал социализма, общинного коллективизма.
Таким образом, в центре социально-философской концепции Михайловского (как Лаврова и Герцена) находится идея личности, развитие которой является целью и идеалом исторического прогресса. Поэтому отчуждение личности, превращение ее в придаток общества, антагонизм между личностью и обществом должны быть преодолены. Это может быть достигнуто в кооперации с другими, при социализме, при котором осуществляется "тождество личного начала при посредстве начала общинного ".
Главным теоретиком революционного народничества 70-х годов был М.А.Бакунин (1814-1876). Главным в его теории было учение о государстве, которое он понимал как " исторически необходимое зло, так как в 60-е годы Х1Х в. Являлся одним из идеологов анархизма. Бакунин выступал против всякой государственной власти, ожидая, что грядущая революция должна привести к разрушению любых форм государственного устройства. Решающую роль в борьбе за переустройство мира он отводил народу, " на Западе - фабричным и городским рабочим, в России и в других славянских землях - крестьянам. Народам, полагал Бакунин, присущ инстинкт свободы, который толкает их на борьбу. Сущность революции он понимал упрощенно: считая основной целью революции уничтожение неравенства между людьми.
Наиболее полно - взгляды Бакунина на задачи русского революционного движения изложены в "Прибавлении А" к книге " Государственность и анархия. Обличая самодержавие, Бакунин предлагал русским революционерам путь в который он верил и от которого ждал Спасения " путь боевой, бунтовской ". Молодежь должна взять на себя функции организатора народной революции, идти в народ, объединять самых активных крестьян.
Бакунинская программа социальной революции была утопичная, но она нашла отклик в кругах демократической молодежи.
Итак, в целом русские революционные демократы делают упор опять таки на самобытность России, полагая, что она может прийти к социализму, минул капитализм именно на основе русской самобытности. Признавалась сельская община, которая и должна в первую очередь впитать в себя идеи социализма, т.е. ставка в переходе к социализму делалась опять таки на крестьянскую общину.
Заключение
Отечественная философия ХIХ-ХХ вв. отличается тем, что философские воззрения этого периода строились как раз на самобытности России и как один из критериев этой самобытности, её религиозность и это не случайность. Философский процесс в России, не есть отдельный автономный процесс, а один из аспектов существования российской культуры, поэтому духовным истоком цельного процесса является Православие, во всей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад.
Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции). Вместе с тем это очень самобытная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояние мнений, школ и направлений.
Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, религиозная философия и атеизм. Из её истории и ее целостного содержания нельзя исключать никакие фрагменты - это ведет лишь к обеднению её содержания.
Библиографический список
Информация о работе Особенности становления отечественной философии