Особенности западной философии ХХ столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 09:09, реферат

Описание работы

Задача реферата - проанализировать особенности западной философии XX века, её характеристики, изучить такие направления философии, как неопозитивизм и аналитическая философия, фрейдизм и неофрейдизм, герменевтика, феноменология, структурализм, философские идеи постмодернизма.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Философия XX в. - это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Среди всего этого многообразия есть очень влиятельные, мировые школы, есть узкие, частые направления, но все вместе они продолжают мировую историю философии, основывающуюся на традициях, обогащающуюся новациями и никогда не останавливающуюся в своем развитии.

В данном реферате будут рассмотрены  философские школы и направления, отражающие ряд общих тенденций развития человечества, характерных для ХХ века:

- все более пристальное внимание к человеку как главному предмету философии;

- беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития, поиски и предложения новых стратегических ориентиров;

- глобальные проблемы человечества;

- анализ человечества как единого целого в параллелях с природой, Космосом, Богом, борьба интеграционных и националистически-региональных тенденций развития цивилизации;

- вечный поиск смысла и основ жизни, выдвижение культурно-духовных оснований как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблем.

Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов:

слабое знание нами западной философии, т.к. длительное время Западная философия XX века рассматривалась только в негативном свете.

большое разнообразие школ, направлений  и концепций в Западной философии, отсутствие их строгой научной классификации  создает трудность для её понимания и усвоения.

современная западная философия оказывает  значительное влияние на нашу сложную, динамичную эпоху.

многие философские направления  имеют практическую значимость, поэтому  овладение ими поможет будущему офицеру ориентироваться в сегодняшней жизни.

Отсюда:

Задача реферата - проанализировать особенности западной философии XX века, её характеристики, изучить такие направления философии, как неопозитивизм и аналитическая философия, фрейдизм и неофрейдизм, герменевтика, феноменология, структурализм,  философские идеи постмодернизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности западной философии  ХХ столетия

Классическая западноевропейская философия, внесшая огромный вклад  в становление и развитие техногенной  цивилизации, со второй половины XIX в. начинает утрачивать свои позиции. На смену безраздельно господствовавшему долгое время философскому рационализму стало приходить иррациональное восприятие действительности. В результате к концу XX столетия рационалистический подход к миру был значительно потеснен многообразными направлениями иррационализма и интуитивизма.

Радикальные изменения в западной философии, позволившие для ее обозначения  ввести термин "неклассическая философия", вызваны не только внутренними потребностями  развития самой философской мысли, но и внешними социокультурными факторами. Террор и гражданская война во Франции заставили многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки. Некоторые мыслители (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) заговорили о сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души европейского человека. Было показано, что попытка создать всеобщее мировоззрение на фоне крайней индивидуализации человеческого бытия нереальны. С одной стороны, происходила "невилировка", усреднение человека, а с другой - одиночество и беспомощность человека перед миром как предел индивидуализма.

XX век принес человечеству не только огромные успехи в науке и технологиях, но и целую вереницу революций, две мировые войны, крушение колониальной системы, формирование социалистической системы и ее распад, возникновение глобальных проблем, ставящих под вопрос бытие всего человечества.

Первая и вторая мировая война  показали, что наука может быть использована для массового уничтожения  людей и их культуры. Социально-экономические потрясения буржуазного общества в XX в.; появление массового общества, революция в естествознании, развитие средств массовой информации, мощное развитие науки и техники, компьютеризация общества - все это нашло отражение в философии, способствовало изменению мировоззрения.

Эти процессы вызвали отход от классического  видения мироздания, пересмотр проблемы смысла человеческого бытия, места  человека в мире, его отношения  к богу, к смерти и бессмертию, его конечного предназначения. Положение в философии начало радикально изменяться, происходил пересмотр целей и задач философствования, на передний план выдвинулись новые проблемы и способы их решения. Возрос интерес к тем сторонам жизни и деятельности человека, общества и бытия в целом, которые либо не выражались традиционными философскими течениями, либо присутствовали в них в качестве периферийных и не заслуживающих внимания. Так, например, стали обращать больше внимания на существование человека, на его свободу в качестве первичных реальностей.

Произошла также локализация отдельных  проблем, при решении которых  сформировались самостоятельные направления. Cначала это происходило либо в виде своеобразного дополнения классических философских систем (неогегельянство, неокантианство) и даже обновления философии Фомы Аквинского (неотомизм), либо в жесткой форме путем полного отбрасывания классических традиций в философии (позитивизм, экзистенциализм)

Внутрифилософские процессы распада  классических схем философии на рубеже XIX-XX вв. происходили на фоне кардинальных изменений в культуре. Культура как бы "раскалывается" на тех, кто выступает за научно-технический процесс и на тех, кто против него. Формируются две социокультурные ориентации, каждая из которых по-своему осмысливает абсолютизированный образ науки - сциентизм и антисциентизм.

Если представители сциентизма рассматривали научное знание в  качестве наивысшей ценности, то антисциентисты осуществляют широкую критику науки  как формы постижения мира и социального  института, рассматривая науку в качестве демона, угрожающего существованию человеческой цивилизации. Сегодня в философии происходит осознание того, что наука является весьма важным, но не единственным путем познания мира, обеспечивающим человечеству не только знание, но и социальный комфорт и личную безопасность. Поэтому философы стремятся заново осмыслить мистические и эзотерические учения Востока, найти смысл в примитивных религиях и магии, в социальных утопиях различных времен и народов.

Философская мысль занята поиском  оснований человеческого и природного бытия, что осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях. Для первого направления характерно осознание всеобщих предельных оснований, универсальных для всей культуры и природы. Особенностью второго направления является выработка новых областей философствования, таких как философия культуры, философия техники, философия хозяйства, философия права и др. Эти новые области философствования занимают все больше места в системе философского знания и играют все возрастающую роль в развитии самой философии на различных ее иерархических уровнях.

Из отличительных черт философии  ХХ века наиболее важными являются следующие: идеальный мир, создаваемый  философией ХХ века, является результатом  деятельности различных народов, принадлежащих к разным культурам. Это придает ему разнохарактерность, многосторонность. Таким образом, духовная культура и философия XX в. характеризуется мозаичностью, наличием самых различных философских течений и школ.

 

2. Характеристика основных  направлений философии ХХ века

2.1 Неопозитивизм и аналитическая  философии

Позитивизм ХХ века называют неопозитивизмом. Это одно из наиболее распространенных и влиятельных направлений современной  западной философии. Неопозитивизм  возник в конце 20-х годов XIX века и продолжил линию классического позитивизма 30-ых годов ХХ в. Наибольшее развитие получил в англоязычных странах и представлен несколькими школами: логическим позитивизмом, синтаматическим позитивизмом, прагматизмом.

Целью позитивистской школы стало создание философии, которая согласовывалась бы с развитием естественных наук. Возникновение неопозитивизма связывают с развитием естествознания, стремлением понять трудности его роста. Общими гносеологическими проблемами возникновения позитивизма следует считать, во-первых, относительность знаний и, во-вторых, процесс математизации и формализации наук.

Неопозитивизм пытался решить актуальные философско-методологические проблемы, например, такие как роль знаково-символических  средств научного мышления, взаимоотношения  теоретического аппарата и эмпирического базиса. В своих исследованиях неопозитивисты трактуют процесс формализации знаний как независимость логических связей от объективной действительности. Что ведет к изгнанию содержательного смысла из формализованных теорий, к отрицанию эвристической ценности человеческих знаний. Единственным критерием применимости формализованных теорий были объявлены их удобство, простота и т.п.".

В неопозитивизме философия понимается функционально, т.е. как аналитическая  деятельность по отысканию значений языковых выражений. Так представитель неопозитивизма М. Шлик считал, что философия - деятельность, посредством которой проясняется смысл необходимых для познания знаний (буквально - "поиск смысла"). Неопозитивисты утверждают, что понятия материя, пространство, время - "метафизические" фикции. Надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и понятиях ученых. Понятия - не отражения объективной реальности, а система мыслительных конструкций, создаваемых умом. Мир - система научных фраз и терминов. Необходимо очищать теорию познания от метафизических проблем (В том числе проблем морали и нравственности?!). Фактически такой подход открыл дорогу субъективизму в науке, пропаганде утверждения, что наука - вне морали и нравственности.

Особенностью неопозитивизма является стремление не выходить за рамки научного анализа.

Представители этого направления  считали математический язык образцом достоверного знания и поэтому устранились  от решения основного вопроса  философии, считая его неуместным.

Все это получило название семиотики. Предметом исследований неопозитивистов  стали анализ значения слов и знаков вообще, логические, менвинистические и психологические проблемы, имеющие  значение в таких направлениях науки  и техники, как создание ЭВМ, машинописных текстов и т.д.

2.2 Психоанализ Фрейда и неофрейдизм

Одно из наиболее влиятельных идейных  течений XX в. - психоанализ. Его основы в 20-е годы заложил австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Личность Зигмунда Фрейда (1856—1939) — австрийского врача и психолога, основоположника психоанализа — стала легендой. Распространение психоанализа во всем мире, как в области теории, так и в терапевтической практике стало давно бесспорным и очевидным фактом. Если в области практики современный психоанализ в разнообразных формах и вариациях модифицирует разработанную Фрейдом модель лечения, то в области теории его концепция становится сейчас предметом все большего внимания социологов, философов, лингвистов, специалистов в области философии культуры. Выводы, которые делаются из теории, далеко отходят от первоначальной доктрины.

       Фрейд - это человек, который в своей жизни руководствуется двумя принципами - удовольствие и реальность. В рамках первого принципа бессознательные влечения направлены на получение максимального удовольствия. Второй принцип корректирует протекание психических процессов в соответствии с требованиями окружения. Разрешение внутренних конфликтов Фрейд видел в сублимации. Последняя означает переключение энергии с социально и культурно неприемлемых, низменных целей и объектов на высшие и возвышенные. Иными словами, сублимация - это процесс переориентации сексуального влечения (либидо) на другую цель, весьма далекую от сексуального удовлетворения. А это уже преобразование энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность.

Постижение бессознательного осуществляется в психоанализе не чем иным, как  восстановлением (припоминанием) в  памяти человека ранее полученного  знания. Психоанализ объясняет настоящее, сводя его к прошлому, к детству человека. Это все увязывается с сексуальными отношениями, чувствами в семье между детьми и родителями. Завершается познание бессознательного обнаружением "эдипова комплекса" - тех первоначальных сексуальных влечений, под воздействием которых структурируется вся человеческая деятельность.

Значительное внимание Фрейд уделял сновидениям человека, полагая, что  силы бессознательного проявляются  в них наиболее адекватно. Им разработана  подробная символика сновидений, с помощью которой можно было бы истолковывать сны.

Учение  великого первооткрывателя универсума бессознательного получило широкую  известность во всем мире, и не только потому, что органично вошло в  психотерапевтическую практику, оно  глубоко гуманистично уже по самой  своей сути. Этот путь продолжат его ученики - выдающиеся исследователи Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Эрих Фромм и др.

Значительно дальше Фрейда шагнул в своих воззрениях Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский  психолог и культуролог, основатель аналитической психологии. Высоко оценивая заслугу своего учителя в ниспровержении научных мифов XIX в., он разошелся с ним во взглядах на природу бессознательного, и, в своем учении вводит новое понятие "коллективное бессознательное".

Карл Густав Юнг (1875 - 1961) освобождает себя от необходимости считаться с основными тезисами психоанализа Фрейда. Он отказывается от таких фрейдовских понятий, как "эдипов комплекс", вытеснение", "сублимация", считая их нереальными, символическими и непонятными. Сам Юнг неоднократно подчеркивал, что лейтмотивом его работ является стремление объяснить вопросы истории, рассматривая конкретные исторические темы через призму бессознательной деятельности души современного человека.

Информация о работе Особенности западной философии ХХ столетия