От фетишизма к монотеизму
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 09:04, реферат
Описание работы
Основой языческой культуры Руси была славянская мифология. Мифология
всех древних народов, в том числе и восточных славян, основана на таком породнении
человека с окружающим его миром, когда он не отличает психологическое значение и
смысл любого предмета от их объективных /независимых от самого человека свойств, а
потому воспринимает эти предметы и явления и прежде всего явления природы как
какие-то одушевленные существа.
Файлы: 1 файл
УДК 059.9.072
ОТ ФЕТИШИЗМА К МОНОТЕИЗМУ
Фахрисламов В. Г.
Научный руководитель ст. преподаватель Малимонов И.В.
Сибирский федеральный университет
Основой языческой культуры Руси была славянская мифология. Мифология
всех древних народов, в том числе и восточных славян, основана на таком породнении
человека с окружающим его миром, когда он не отличает психологическое значение и
смысл любого предмета от их объективных /независимых от самого человека свойств, а
потому воспринимает эти предметы и явления и прежде всего явления природы как
какие-то одушевленные существа.
Особенность мышления человека в древности состояла в том, что его объектом
и материалом были предметы и явления, входившие в непосредственное окружение
человека и имевшие для него жизненное значение. Поэтому мифологическое
мировоззрение вначале относилось к этим предметам. Это проявлялось в виде
поклонения по отношению различных неодушевленных и одушевленных предметов, а
такая вера в сверхъестественные возможности какого-либо объекта получил название
фетишизма. И такими фетишами для древних славянских народов могли быть и
добычливые орудия охоты /какой-нибудь лук, копье, топор, дротик, палица/, и деревья,
плоды которых утоляли голод, и кремень, с помощью которого можно было добывать
огонь, и т.д.
Первоначально предмет сам по себе воспринимался как проявление
сверхъестественных сил. Но с усложнением мышления человек, задаваясь вопросом об
источнике этих сил, начинает думать, что их носителем является существующая в
объекте какая-то неведомая ему сила – своеобразный двойник данного объекта. Это
породило новую форму первобытных верований – анимизм, /от латинского – дух,
душа/. Восточное славяне верили, что все то, что их окружало, все явления и предметы
материального мира как бы одушевленно / «и камень имеет душу», не говоря уже о
деревьях или животных/.
Еще одной разновидностью язычества была вера в происхождение того или
иного рода или племени от какого-то животного, который считается древнейшим
предком, родоначальником этого рода или племени – тотемизм. Зафиксированная в
мифах, история этого предка служила основой культурной организации. Обычно тотем
изображался на гербе племени, служил объектом поклонения и почитания. А в целях
поддержания культа тотема существовали магические ритуалы и обряды. Наиболее
ярко подтверждают существование тотемизма у восточных славян русские народные
сказки, где часть многие животные называются или лисичкой-сестричкой, или волком-
братиком, или медведем-дедушкой.
Разновидностью культа предков в облике животных является оборотничество. В
русских былинах Вольга охотится в образе сокола, обращается в муравья, когда надо
пролезть через подворотню из рыбьего зуба. Русская сказка широко использует мотив
превращения прекрасной девушки из лебедя, лягушки и наоборот. Особенно часто в
поверьях восточных и западных славян упоминаются люди-волки, или так называемые
волколаки.
Следующая более высокая стадия мышления древних славян связана с
представлением о том, что дух – «двойник» может жить вне своего объекта, которому
он присущ, что породило культ предков. Другим фактором возникновения культа
предков послужило выделение в роде возрастной группы старейших. Их почитаемость,
уважение, которое им оказывали соплеменники в земной жизни сказывалась на
отношении к ним родичей после смерти.
Невидимые духи-души предков и родичей, двойники фетишизируемых
предметов и явлений, объекты тотемистического культа постепенно «населяют»
окружающий древнего славянина мир. Уже не сам предмет является объектом
почитания. Поклонение относится к живущему в нем духу /демону/. И считается, что
не сам предмет; а именно они /демоны/ оказывают влияние на ход событий в мире и на
судьбы людей. И демоны приобретают антропоморфный /человеческий/ образ. Духи-
демоны начинают различаться прежде всего по месту обитания, становятся как бы
«хозяином места».
В водной стихии, считали древние славяне, жили берегини, водяные, русалки.
Водяной в облике косматого, с бородой по колено, злого и мстительного старика живет
на дне рек и озер, в омутах. А берегини и русалки – это женские духи рек, озер, прудов.
По народным поверьям, весной русалки выходят на берег, качаются на ветвях,
расчесывают свои длинные зеленые волосы, поют песни, заманивают прохожих и
стараются защекотать их до смерти. Лес – это царство лешего или лесовика. Леший
обитает на деревьях или в дуплах. В жилище «хозяин» домовой – маленький
горбатенький старикашка. Он – покровитель дома, домашнего хозяйства и тяжело
переоценить его влияние на на все события, происходящие в доме.
Мультипликационный образ подобного существа все видели в телевизионном
рекламном ролике о чае «Беседа».
Важнейшей доминантой /лат. – важнейший признак чего-либо/ языческой
культуры восточных славян был пантеон богов, представление о которых
сформировалось на последней стадии существования родоплеменных отношений и
ранней стадии существования такого государства как Киевская Русь. Главой этого
пантеона был Перун – бог грозы и войны, а потому он считался покровителем князя-
военачальника и его дружины. Другими представителями пантеона были: Стрибог –
бог неба, воздушных масс; Хорс – божество солнечного светила, Макошь – богиня
земли и плодородия; Семаргл – божество семян, ростков и корней растений.
Все эти божества изображались в виде идолов /деревянная скульптура/, которые
как правило ставились на возвышенных местах, чтобы их можно было видеть как
можно дальше. Эти места отбирались самым тщательным образом. Этим идолам
поклонялись. Причем, для каждого изображенного божества было назначены
определенные дни для поколения. Практика умилостивления духов и богов
жертвоприношением и поклонением привела к созданию определенного культа. С
другой стороны, культовая практика способствовала формированию определенных
ритуалов и обрядов, а те, в свою очередь, были частью праздников, которые у
восточных славян в основном были связаны с различными периодами
сельскохозяйственного производства.
Таким образом, переход от фетишизма к политеизму произошел в связи с:
1. Усложнение родоплеменных отношений;
2. Зарождение государства;
3. Боги - олицетворяли власть.
Информация о работе От фетишизма к монотеизму