Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:27, реферат
Второе крупнейшее влияние отечественная мысль испытала в ХVII – ХIХ вв. со стороны европейской культуры, основой этого воздействия стали петровские реформы. Начиная с ХVI в. начинаются тенденции секуляризации в различных областях общественной жизни, век же ХУ111 вывел русскую философию из-под теологических форм мышления.
Отечественная философия
ХVIII в.
Второе крупнейшее
влияние отечественная мысль
испытала в ХVII – ХIХ вв. со стороны европейской
культуры, основой этого воздействия стали
петровские реформы. Начиная с ХVI в. начинаются
тенденции секуляризации в различных
областях общественной жизни, век же ХУ111
вывел русскую философию из-под теологических
форм мышления. Дух просвещения в реформистской
деятельности Петра был столь силен, что
даже официальная идеология основывалась
на теории естественного права и общественного
договора, принципом государственной
политики стала идея о несословной ценности
человека, подчинении личных интересов
общественным. В основе просветительского
взгляда на человека вера в мощь разума,
способного построить общество справедливости,
признание самоценности личности. Основоположники
светской философии в России, идеологи
реформ Петра I мыслители, придерживающиеся
просветительских взглядов, - А. Кантемир,
В.Н. Татищев, Ф. Прокопович А.Н.Радищев,
Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, Н.Н.Поповский,
С.Е. Десницкий, Д.С.Аничков, Я.П. Козельский,
Ф.В. Ушаков. Именно В.Н. Татищев в работе
«Разговор о пользе наук и училищ» уделял
особое внимание деятельности человека,
исходящего из принципа разумного эгоизма,
следующего «естественному закону», мыслитель
высказывался в защиту «светского бытия»,
свободного познания, науки, вступив в
противоречие с православной идеологией.
С точки зрения Татищева, разум – достоинство
только человека, условием его существования
является просвещение. История человеческого
общества есть «всемирное умопросвещение».
Именно под влиянием идей В.Н. Татищева
в России начала развиваться система светского
образования.
В 1755г. выдающимся русским
ученым, крупнейшим просветителем М.
В. Ломоносовым (1711 – 1765) был основан
Московский университет и две
гимназии для дворян и для разночинцев.
Ломоносов был разносторонне
одаренным человеком, он внес свой вклад
и в развитие философии. Как ученый–естествоиспытатель
М.В. Ломоносов утверждал
Одним из самых образованных
людей своего времени был А.Н.
Радищев (1748-1802), он обучался в Лейпцигском
университете, был хорошо знаком с
трудами Гердера, Гельвеция, Лейбница,
Руссо, Локка и др. европейских
философов. Вольнодумец, он не мог не
откликнуться критически на российские
реалии и в 1790 г. издал книгу «Путешествие
из Петербурга в Москву», в которой критиковал
самодержавный деспотизм, крепостничество,
обосновывая его моральную, экономическую,
правовую несостоятельность, проповедовал
социальную и гражданскую свободу, призывал
к борьбе. Для обоснования теории социального
равенства использовал теории естественного
права и общественного договора. Самодержавие
есть нарушение общественного договора,
соответственно народ вправе не подчиняться
этой власти. Придерживаясь идеалистического
взгляда на историю, тем не менее, Радищев
рассматривал социальные антагонизмы
как следствие появления частной собственности.
А.Н. Радищев –
родоначальник русской
С точки зрения Радищева,
необходимо различать вещественные
и духовные субстанции; смерть есть
естественная перемена человеческого
состояния, сменяющая жизнь, затем
разрушение – третье состояние, в
котором все возвращается к начальным
стихиям (земле, воде, воздуху и огню).
Тело и душа связаны, следовательно,
смерть касается и души и тела, однако,
природа ничего не уничтожает: «небытие…
есть напрасное слово». Душа неразрушима,
ибо неразложима на составляющие
части. Вся природа свидетельствует
о бессмертии человека, в нем она
переходит к другому порядку
вещей. Цель происходящего –
Выдающийся русский
философ и историк