Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:32, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в необходимости решения многих актуальных теоретических вопросов об организации системы психических процессов, а так же ряда практических задач оптимизации обучения, организации эффективной работы человека в различных видах деятельности. Практика ставит множество актуальных вопросов: в какой мере человек ограничен возможностями своей памяти и насколько он способен сознательно ею управлять, каковы критерии оценки уровней развития памяти, в чем состоит сходство и различие памяти человека и памяти технических устройств?
Введение 3
Глава 1. Общее представление о памяти 4
Глава 2. Виды памяти и их особенности 5
Глава 3. Кратковременная и долговременная память 8
Глава 4. Индивидуальные различия памяти у людей 12
Глава 5. Теории и законы памяти 14
Глава 6. Мнемоника, или мнемотехника 17
Глава 7. Узнавание и воспроизведение 18
Заключение 20
Список литературы 21
Однако невозможно обсуждать вопросы, относящиеся к узнаванию и воспроизведению, если не учитывать, что эти процессы обеспечиваются сохранением того, что запомнилось при отсутствии забывания. Таким образом, расчленение мнемического процесса на его составные части имеет смысл только для осуществления цели эксперимента, изучения и обучения.
Из сказанного выше следует, что забывание прошлого - это процесс, имеющий много разных причин. Его нельзя уподобить простому сглаживанию следов на песке или стиранию записи мелом на доске. В разном возрасте, и в разных жизненных обстоятельствах, в различных видах деятельности различный материал забывается, как и помнится, по-разному. Чтобы понять возможность преодоления забывания, необходимо обратится к формам восстановления в памяти человека того, что составляло его прошлый опыт, а именно к процессам узнавания и воспроизведения.
При узнавании память получает поддержку в восприятии знакомых объектов. Узнавание - это опознание воспринимаемого объекта, который уже известен по прошлому опыту. В отличие от узнавания процесс воспроизведения представляет собою более сложную форму мнемической активности. Он требует волевых усилий, а иногда достаточно длительного напряжения умственной деятельности человека. Воспроизведение - вид памяти, предполагающий восстановление и рекомендацию прошлого опыта, и построение соответствующих ему представлений.
Поставим испытуемому вопрос: что с вами произошло месяц назад? Что читали? Где были? Какие события волновали вас в этот день? О чем писали в этот день газеты? На все эти вопросы дать ответ нелегко. Почти каждый скажет: «забыл». Но почему забыл? Ответ будет простой: прошло много времени. Это отчасти верно. Но дело не только и не всегда в этом.
Еще один вопрос: как вы провели последнюю новогоднюю ночь? На этот вопрос ответить гораздо легче. И хотя с той ночи прошло много месяцев, все-таки она не забылась. Почему? Потому что с этой ночью связаны эмоциональные впечатления. Следовательно, дело не только во времени, отделяющем человека от события или факта: в его значимости для него, в его связи с чувствами, когда-то волновавшими человека.
При узнавании память получает поддержку в непосредственном восприятии знакомых объектов. Его сравнительная легкость в отличие от воспроизведения объясняется тем, что пути для возобновления образа прошлого были проторены и восприятие объекта сопровождается чувством чего-то знакомого.
Но далеко не все, что сохраняется, узнается сразу при новом восприятии или повторении каких-нибудь действий. Бывает, например, что ученик не узнает на экзамене тип алгебраической задачи, хотя нетрудно обнаружить, что этот тип ему знаком, что ассоциации от решения аналогичных задач в его мозгу сохранились. Однако нужные ассоциации не оживляются, а нужные уводят мысли в сторону и мешают узнаванию. И далеко не все, что узнается с легкостью, например, текст недавно прочитанной книги или детали виденной картины, воспроизводится с должной полнотой и точностью. Нередко человек не только не может рассказать «на память» об устройстве прибора, который он достаточно внимательно наблюдал несколько дней назад, но даже ясно представить его вид. А узнать этот прибор оказывается нетрудно.
Если
этот процесс не имеет заранее
поставленной цели, воспроизведение
принимает характер свободно протекающих
непреднамеренных воспоминаний. Живые,
яркие образы, обычно эмоционально
окрашенные, быстро, вследствие оживления
ассоциаций, вызывают и сменяют друг друга;
в мозгу возникают картины прошлого то
более отчетливо, то смутно.
Заключение
В работе были рассмотрены общие вопросы функционирования памяти, ее виды, ее формирование и развитие у людей, теории, законы, функции, особенности памяти и многое другое.
Память человека - одно из важнейших направлений исследований как психологии, так и биологии, физиологии, и, казалось бы, далеких от изучения человека различных технико-математических наук. Исследование памяти, понимание ее функционирования не является сугубо теоретической задачей. Оно имеет огромное практическое значение. В современных условиях память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Без развитой памяти сейчас практически труднодостижимо гармоническое развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями и умениями, навыками.
С развитием кибернетики, других направлений, работающих над созданием искусственного интеллекта изучение памяти стало необходимостью и для технических наук. Без понимания механизма функционирования мыслительный процессов человека, в частности его памяти невозможно создание так нужных в современном обществе интеллектуальных и псевдоинтеллектуальных систем.
Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти.
Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.
С развитием общества объем информации, которой человеку необходимо держать в памяти, все возрастает. Возникают опасения, что когда-нибудь человеческий мозг уже не сможет вместить все, что ему нужно. Однако природа наделила нас громадными резервами памяти, многие из которых еще не изучены или даже неизвестны. Поэтому мы можем смотреть в будущее с оптимизмом, и наша память и в дальнейшем будет нам верным другом и помощником.
Список
литературы
Р. С. Немов - Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн.
- 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии.
- 688 с.
С. П. Бочарова
- Психология и память. Теория и практика
для обучения и работы. – Изд-во Гуманитарный
центр, 2007, - 384 с.
Т. А. Ратанова, И. А. Домашенко - Психология общая: Экспериментальная психология - 3-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2007 – 464 с.
Информация о работе Память как один из важнейших аспектов существования и функционирования сознания