Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 00:08, контрольная работа
Выбрав данную тему, я стремилась понять и осмыслить тему патриотизма, значение которой хотя непреходяще для России. Хотим мы того или нет, но Россия сегодняшняя наследует вчерашний день, вырастая из него. Наша Родина - это исторический результат, историческое свершение, впитавшее в себя многие испытания, тяжелые войны, политические катаклизмы.
Аспектом патриотического самосознания личности является воспитание в ней патриотической культуры, как неотъемлемой части устоев нравственного, правового, гражданского общества.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Патриотизм как фундамент национальной идеи России:
прошлое и настоящее………………………………………………………….………5
2.Понятие, функции и принципы патриотизма……………………………………...7
3. Признаки и виды патриотизма………………………………………………….....12
Заключение…………………………………………………………………………….17
Список используемой литературы………………………………………………...…18
Именно поэтому возникающие в процессе осмысления социальные отношения, характеризуются тесными личными связями, эмоциональной глубиной, продолжительностью во времени, стремлением участвовать в совместных делах того пространства, которое именуется малой родиной.
Уважение наследия своего народа – одна из сфер проявления внутренней культуры человека, поэтому смысл в развитии патриотизма как основы гражданского самосознания личности – это работа с умом молодого гражданина.
Патриотическое самосознание гармонизирует человека с самим собой, природой, коллективом, обществом и государством и является основой формирования индивидуальной философии жизнедеятельности, повышения личностного потенциала человека, открытия новых путей его развития, что является необходимым условием подготовки компетентных, адаптированных к новым, быстро меняющимся условиям работы специалистов разного профиля. В качестве основного средства формирования патриотического самосознания выступает актуализация образов служения Отечеству. [3]
______________________________
3.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека./ Кулагина И.Ю. – Москва: Изд-во «Академический проспект», 2006. – 420 с.
3. Признаки и виды патриотизма
В начале третьего тысячелетия признаки патриотизма гражданина России, которые могут являться основой отбора и структурирования его содержания, можно сформулировать следующим образом:
- чувство Родины (ощущение связи с Родиной) и преданности ей, основанной на традиционных стародавних навыках общинности, соборности, инициативы и ответственности;
- отношение к Родине (позиция
в пространстве-времени
- безграничная вера и деятельная, практическая любовь к Родине и народу как творческий акт духовного самоопределения;
- гордость за героическое
прошлое Отечество,
- служение интересам Отечества (включающим защиту физической, территориальной, политической, культурной целостности государства, сбережение нации);
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, за их будущее, стремление использовать свои собственные силы в сохранении и приумножении ее славы;
- представление о своей стране как о субъекте мировой системы, целостном, фундаментально неизменном государственном образовании;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, идущие во благо Отечества. [4]
В настоящее время существуют следующие виды патриотизма:
___________________
4. Быков А.К. Современное состояние и проблемы патриотического воспитания детей и молодежи в Российской Федерации./ Быков А.К. - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010. - 52 с.
государственный, российский общенародный, национально-этнический, гражданский, местный или региональный и т.д., и хотя все они взаимосвязаны, однако каждый из них выявляет в нем (патриотизме) нечто свое, особенное.
Смысловой предпосылкой подхода к выяснению типологий патриотизма могут служить распространенные в народе понятия большой и малой Родины, духовности, служения Отечеству, защиты Родины и др.
Под большой Родиной ранее имелась в виду Российская империя, позже - Советский Союз, Россия, Российская Федерация. Малая Родина – губерния (позже — область, край, национальная республика) либо уезд (район), город,
деревня, хутор и т.д.
Родина – как сложное естественно-духовное, социально-природное образование; природа отечественной цивилизации, основанная на ценностях величайшей гуманистической культуры, благородных традициях российской государственности.
Государственный патриотизм связан, прежде всего, с единой и высшей целью каждого человека, коллектива и общества в целом - интересы государства и национальной безопасности являются приоритетным началом в системе «личность – коллектив – общество – государство». [5]
Политическими регуляторами государственного патриотизма является понятие государства, государственность, а основным принципом, поддерживающим и развивающим отечественную культуру, защищающим национальную независимость и государственную территориальную целостность, является принцип державности.
С позиций государственно-
___________________
5.Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нравственность./ Кудрявцев Л.Д. – М.: Флинта; «Наука», 2000. – 112с.
устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности
личности, всех социальных групп и слоев общества. С позиций же индивидуального самосознания, формируемого и превалирующего в условиях рыночной экономики, патриотизм предполагает более рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов.
Российский общенародный патриотизм в большей степени связан с эмоциональным миром человека. Его духовно-нравственной основой является понятия «Отечество» (отчий дом) и «Родина» (место рождения). Они раскрывают духовную основу патриотизма, содержание патриотического опыта народа, его ценности. В своей совокупности Отечество и Родина представляют народ как семью, проживающую в многонациональном и едином политическом пространстве.
Национально-этнический (русский, татарский, башкирский и т.д.) патриотизм опирается на свою этнонациональную культуру, т.е. сохраняет духовное содержание этнических и социальных форм. Он должен пробуждать чувство любви к Родине в ее этнической форме, национальную гордость, способствовать развитию национальных чувств и национального характера, традиций, формировать чувство высокой нравственной ответственности за созидание этнокультурных форм жизнедеятельности социума.
Местный, региональный патриотизм проявляется в любви к окружающей природе, своей малой Родине, семье и близких, духовной культуре своего народа. Природные, исторические, кровные и бытовые связи должны стать предметом патриотической любви как элементы духа своих предков и своего народа.
Гражданский патриотизм, в основе которого лежат любовь к Родине в ее государственном масштабе, национальное и правовое самосознание, гражданская мораль и естественная поддержка природных инстинктов: гордость свой народ, регион, страну.
Необходимо отметить такую форму патриотизма как ложный патриотизм, который имеет питательную среду в атмосфере нетерпимости, неприязненного отношения, а зачастую и открытой агрессии по отношению к людям другой национальности, другого вероисповедания. Его параметры определяются от полного безразличия к судьбе Отечества до воинственного, немотивированного национализма.
Причинами проявления лжепатриотизма, являются:
- ослабление патриотического воспитания школьников в общеобразовательных учебных заведениях;
- конкуренция на рынке труда между иммигрантами и сезонными рабочими из ближнего и дальнего зарубежья;
- проблема международного терроризма, которая непосредственно коснулась России;
- сложившийся десятилетиями «комплекс неполноценности», питающий зависть и презрение к иностранцам;
- национальное мифотворчество питает чувство униженности и не способствует укреплению веры в возрождение сильной и богатой России.
Эти причины, появившиеся в период «перестройки», представляет собой суррогат идей вокруг так называемых «общечеловеческих ценностей», которые усиленно навязывались общественному сознанию. Еще одно течение лжепатриотизма связано с чрезмерной национализацией его сущности, содержания и, что особенно важно, внешнего (реального) проявления. Оно может быть названо национал-патриотизмом. Его возникновение и развитие вызвано тотальностью и агрессивностью антинационального по своей сущности космополитизма. [6]
Его сторонники считают, что на пути к глобализации происходит неравномерное развитие стран, что ведет к усилению экстремизма. Национал-патриотизм опасен тем, что часть российской молодежи ассоциирует его с такими понятиями, как «шовинизм», «фашизм», «политический экстремизм»,
___________________
6. Фёдоров В. Российский патриотизм – истинный и мнимый// Российская газета. – 2006. - 22 декабря. – с.13
«антисемитизм», «черносотенство», «ксенофобия», «неприязнь к другим народам».
Уверения национал-патриотов в преданности и верности Отечеству нередко оборачиваются предательством его коренных, стратегических интересов.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что современная эпоха ломает, переворачивает, заставляет по-новому взглянуть, пересмотреть еще недавно казавшиеся нерушимыми взгляды, убеждения. Однако осталось незыблемым уважение к прошлому своей страны, города, где живешь. И мы не вправе этого забывать.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в гражданском самосознании граждан России.
В своей работе, я попыталась доказать, что патриотизм – это главная жизненная позиция гражданина страны
Особое внимание я постаралась уделить способам формирования патриотизма в человеке. Думаю, мне удалось содержательно раскрыть этот вопрос. Тем не менее, воспитание патриотизма - дело не одного дня.
Его можно и нужно воспитывать постоянно. Особенно в сегодняшнее трудное время, когда в мире господствует международный терроризм, процветает экспансия США да и внутреннюю обстановку в России нельзя назвать абсолютно спокойной.
Список используемой литературы:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»: Утвержденная
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г.// Постановление Правительства РФ. – 2010 - № 795
2. Быков А.К. Современное
состояние и проблемы
воспитания детей и молодежи в Российской Федерации./ Быков А.К. - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010. - 52 с.
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека./ Кулагина И.Ю. – Москва: Изд-во «Академический проспект», 2006. – 420 с.
4. Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нравственность./ Кудрявцев Л.Д. – М.: Флинта; «Наука», 2000. – 112с.
5. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе/ Кольцова В.А., Соснин В.А.// Психологический журнал. - 2005. - № 4. - с.26
6. Фёдоров В. Российский патриотизм – истинный и мнимый// Российская газета. – 2006. - 22 декабря. – с.13
Информация о работе Патриотизм-основа гражданского самосознания личности