Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:24, реферат
Пьер Абеляр (1079—1142 гг.) — один из крупнейших западноевропейских философов и литераторов XII в. Свою жизнь, наполненную постоянным стремлением к познанию истины на фоне трагической личной судьбы, он описал в автобиографическом сочинении "История моих бедствий".
АБЕЛЯР Пьер - Страница 3
Страница 3 из 5
В лесах между Ножаном и Труа он построил хижину, вокруг которой выросли шалаши учеников. Тут же был воздвигнут храм, который Абеляр, в духе провозглашенного им учения о Св. Троице, посвятил Духу-Утешителю (Параклету). В то время уже несколько лет раздавалась страстная проповедь св. Бернарда Клервоского, и вырастали основываемые им монастыри. Большинство шло за восторженным мистиком, проповедником смиренной любовной покорности непостижимому Богу и беззаветного послушания Его церкви на земле и было враждебно гордому, пытливому духу Абеляра. Его сочинение «Познай самого себя» в связи со слухами о вольной жизни ученой колонии дало повод к новым обвинениям против Абеляра. Он покинул Параклет. Монахи обители Сен-Жильда в Бретани избрали его своим аббатом. Дикая страна, непонятный ему язык, распущенные монахи, надеявшиеся найти в нем снисходительного аббата и встретив вместо того строгого начальника, стали вести против него непрерывную войну. Все это вскоре привело Абеляра в отчаяние. В тяжелом настроении он написал личные воспоминания, озаглавленные «История моих бедствий». Вместе с аналогичным по содержанию «Письмом к другу», оно распространилось среди его почитателей и дошло до Элоизы. Чтимая сестрами, настоятельница Аржантея по-прежнему терзалась страстной любовью к супругу. Ее письмо к Абеляру полно жалоб и признаний, не передаваемых в их откровенной страстности. Но любовь умерла в искалеченном теле и ожесточенной душе Абеляра. К прежней подруге у него сохранилось только дружеское чувство. Он тщательно разрешает в письмах ее нравственные затруднения, ее богословские и практические вопросы. Когда преследования аббата Сен-Дени лишили приюта сестер Аржантея, Абеляр предоставил им Параклет, сам посещал новую обитель, наставляя сестер, привлекая своей проповедью богатых благотворителей. Между тем отношения его с монахами Сен-Жильда до крайности обострились: они вливали ему яд в Св. Дары и подстерегали его в темноте с целью убить. Абеляр покинул негостеприимную обитель и еще раз появился на профессорской кафедре. В 1136 г. он открыл школу в Париже, на горе Св. Женевьевы. В новых теологических трактатах Абеляр старался смягчить и выяснить то, что вызвало обвинение его в ереси. Столпы церкви нашли в них новые, худшие заблуждения. Носителем обвинений на этот раз явился сам св. Бернард Клервоский. Важнейшие из сочинений Абеляра – «О единстве и Троице» и др. – посвящены догматике. «Да и нет», комментарии к «Посланию к римлянам» и «Диалог между философом, иудеем и христианином» – вопросу об отношении между верой и разумом, откровением и наукой; «Познай самого себя» – вопросам этики: греху и благодати, ответственности человека, покаянию и прощению. Примыкая к блаженному Августину, Абеляр определил троичного Бога как единое высшее совершенство в трех проявлениях. Теологическому тезису «верю, чтобы понимать» он противопоставил тезис «понимаю, чтобы верить». Абеляр писал, что Божественная Сущность в своем могуществе есть Отец, в своей мудрости Сын-Слово, в своей любовной благости – Дух Святой. Как в совершеннейшем благе, в Боге все гармонично: Он может то, что знает и хочет, хочет то, что знает и может. В этом смысле Его могущество ограничено святостью Его желаний и мудростью: Бог не может делать зла, и из всех возможностей для Него в каждый момент открыта лишь наилучшая.
АБЕЛЯР Пьер - Страница 4
Страница 4 из 5
Отношения Ипостасей подобно отношениям воска, образа, в который он отлит, и печати, которою он служит, или трем лицам грамматики: одно и то же лицо одновременно является 1-м, 2-м и 3-м, не меняясь в существе. Искренний теолог не отказал бы этим формулировкам в остроумии и находчивости, но они были слишком тонкими для невежественных критиков Абеляра. Его обвиняли в несторианстве, поскольку он утверждал, что Логос в своем воплощении остался отграниченным от души Христа-человека, и что Христос страдал против своего желания (человеческого). Острие тогдашней критики едва ли направилось бы на эту сторону учения Абеляра, если бы внимание ее не было привлечено и раздражено другими его сторонами, где крылись семена опасных дерзновений гордого разума. Уже в раннем своем сочинении, «Диалоге между философом, иудеем и христианином», из которых первый основывает свою религию на нравственном законе, естественно врожденном каждому человеку, второй – на Законе-Писании и третий – на том и другом, руководителем беседы является философ. Он разрешает затруднения, приводит собеседников к ясной постановке вопросов. Философ убежден, что все люди получили от Бога разум, которым свободно Его познают. Добрые и благочестивые люди были и до «закона». Недостаток большей части религий (иудейской, христианской) заключается в том, что они воспринимаются не разумом, а привычкой, внушенной с детства. Взрослый человек оказывается ее рабом и устами повторяет то, чего не ощущает «сердцем» (т.е. сознанием). Иудей спорит с этим утверждением, христианин соглашается. Вместе с философом христианин приходит к заключению, что естественный нравственный закон вечен, что ад и рай суть чисто духовные понятия, что близость святых к Богу надо понимать не в чувственном смысле и что выражения, намекающие на чувственную природу этих идей, суть лишь образы для невежественного народа. Права личного разума Абеляр с еще большей смелостью отстаивал в сочинении «Да и нет», представляющим собой практический ответ на вопрос об отношении между авторитетом Откровения и разумом. Он приводит массу текстов Св. Писания, дающих на один и тот же вопрос (экзегетический, этический, исторический) различные или прямо противоположные ответы – «да и нет». Так, «Отче наш» различно читается у различных евангелистов; по Матфею, Христос умер в 3 часа, по Марку, – в 6 часов. В Писании не говорится о девстве Марии после Рождества Христова, о снисхождении Христа в ад. Поставленный перед подобными противоречиями, разум должен сделать усилие, чтобы их преодолеть. Абеляру удается победоносно выйти из них. Его целью являлось не разрушение авторитета Откровения, а его очищение. Раскрыв в своей книге противоречия, он разрешил их на лекциях к изумлению и восторгу учеников. В разборе «Послания к римлянам» Абеляр доказывает, что Св. Писание сложилось из взаимодействия трех факторов: 1) Божественного вдохновения, которое непогрешимо; 2) личности писателя, индивидуально воспринимавшего его, и 3) всех обстоятельств, в которых оно формируется и увековечивается (понятий эпохи, условий передачи, компетентности переводчика и переписчика). Этот «Третий брат» вносит в Писание больше всего смущающих нас элементов. Божественное Откровение, как первый фактор, для Абеляра авторитетно, но Писание, как продукт трех факторов, подлежит критике разума. Отсюда его расхождение с мистиками типа Бернарда Клервоского, положению которых «верю, чтобы понять» они противопоставлял «понимаю, чтобы верить». Не отрицая этим в сущности независимости религиозного чувства, Абеляр указывал на необходимость участия разума в восприятии содержания догматов. Методами достижения истины Абеляр считал именно следование доводам разума, «постоянное и частое вопрошание», сомнение. Он смело провозглашает, что «вера, не просветленная разумом, недостойна человека».
АБЕЛЯР Пьер - Страница 5
Страница 5 из 5
Используя диалектические
методы, он стремился преодолеть теологический
догматизм и авторитаризм. Абеляр
высказал ряд плодотворных мыслей о
религии, писал о необходимости
«тщательного исследования различных
направлений веры, разделяющих ныне
мир», о возможности мирных отношений
между последователями разных религий,
о том, что любое учение, даже считающееся
ложным, содержит в себе какую-нибудь
истину. В «Диалоге» содержится идея
естественного нравственного
Информация о работе Пьер Абеляр-французский философ (схоласт), теолог и поэт