Периодизационная схема философии Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 10:58, научная работа

Описание работы

В работе, используя элементы опорного конспекта (таблицы, схемы, символы), рассматриваются уровни, компоненты, исторические формы мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Опорный конспект к семинару6.docx

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Опорный конспект к семинару № 6 Философия Нового времени.

  1. Периодизационная схема философии Нового времени.

 

направление и  представители

основные идеи

Эмпиризм

Ф. Бэкон

Философская позиция, согласно которой все знание выводимо из опыта.

 

 

 

Существует 4 вида заблуждений («идолов»), мешающих познанию:

Рационализм

Р. Декарт

Философская позиция, рассматривающая разум как единственную основу познания.

Правила для руководства ума:

 

 

 

 

 

Сенсуализм

Дж. Локк

Философская позиция, рассматривающая данные органов чувств в качестве единственного источника достоверного знания.

Типы  познания:


 

  1. Социально-экономические и культурные изменения в Европе VII в. 

  1. Определение субстанции, данное Р. Декартом:

Декарт определяет субстанцию как вещь (под «вещью» в этот период понимали всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя.

 

 

  1. Атрибуты и модусы духовной и материальной субстанций, согласно Р. Декарту:

 

  1. Определение субстанции, данное Б. Спинозой:

 

Субстанция не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой.

Субстанция – это также и творения, не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме помощи бога.


Данная субстанция – Бог:

свободная, ибо существует и действует «единственно по законам  своей природы».

вечная, потому что существование  заключается в ее сущности.

является единственно  существующей субстанцией, ибо «все, что только существует, существует в Боге, и без Бога ничего не может  ни существовать, ни быть представляемо».


 

 

 

 

 

Функции субстанции:

  1. Атрибуты и модусы субстанции, согласно Б. Спинозе:

Атрибуты совершенно независимы, то есть не могут влиять друг на друга. Однако как для субстанции в целом, так и для каждой отдельной вещи выраженность существования через атрибут протяжения и мышления согласуются: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей».

Человек – сложный модус. Спиноза трактует человека как единство души и тела. Человек – не субстанция, не атрибут, он состоит из определенных модификаций атрибута Бога. Иначе говоря, из модусов мышления - идей и модусов протяженности - тела, образуется предмет разума, т.е. еще один вид модусов – сложный модус. Душа или разум человека – это идея или познание тела.

  1. Основные отличия в понимании субстанции у Р. Декарта и у Б. Спинозы:
 

Декарт

Спиноза

определение

- вещь (под «вещью» в этот период понимали всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя.

- то, что «существует само по себе и представляется само через себя».

представление субстанции

основная черта философского мировоззрения - дуализм. Он допускает 2 независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материальную -  “протяженную субстанцию”.

существует лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной.

атрибуты (неотъемлемые свойства) субстанции

  • в духовной субстанции – мышление
  • в материальной субстанции – протяжение
  • субстанция бесконечна и вечна;
  • она неделима;
  • субстанция не нуждается для своего существования нив чем, кроме самой себя.
  • «протяжение» и «мышление»
  • сущность субстанции, ее фундаментальное свойство
  • субстанция в полной мере существует;
  • она самостоятельна; она познает себя посредством себя же.

субстанция бесконечна.

модусы (свойства, присущие лишь в определенных состояниях) субстанции

  • в духовной субстанции – воображение, чувство, желание.
  • в материальной субстанции – фигура, движение, положение.
  • состояние субстанции, т. е. нечто, содержащееся в другом, через которое и представляется.
  • всякий модус, обладающий необходимым и бесконечным существованием, должен вытекать из абсолютной природы какого-либо атрибута Бога.

 

  1. Краткая характеристика учения о множестве субстанций Г. Лейбница:

Мир, считал Лейбниц, состоит  из мельчайших элементов, или монад («единица»), - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию.

Согласно Лейбницу,

 

Изучив теории Декарта  и Спинозы о субстанции, Лейбниц  пришел к выводу об их несовершенстве.

Основные положения данной теории (монадологии) следующие:

Все существующие монады Лейбниц  делит на четыре класса:


Информация о работе Периодизационная схема философии Нового времени