Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 10:58, научная работа
В работе, используя элементы опорного конспекта (таблицы, схемы, символы), рассматриваются уровни, компоненты, исторические формы мировоззрения.
Опорный конспект к семинару № 6 Философия Нового времени.
направление и представители |
основные идеи |
Эмпиризм Ф. Бэкон |
Философская позиция, согласно которой все знание выводимо из опыта.
Существует 4 вида заблуждений («идолов»), мешающих познанию:
|
Рационализм Р. Декарт |
Философская позиция, рассматривающая разум как единственную основу познания.
Правила для руководства ума:
|
Сенсуализм Дж. Локк |
Философская позиция, рассматривающая данные органов чувств в качестве единственного источника достоверного знания. Типы познания:
|
Декарт определяет субстанцию как вещь (под «вещью» в этот период понимали всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя.
Субстанция не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой. |
Субстанция – это также и творения, не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме помощи бога. |
Данная субстанция – Бог:
свободная, ибо существует и действует «единственно по законам своей природы». |
вечная, потому что существование заключается в ее сущности. |
является единственно существующей субстанцией, ибо «все, что только существует, существует в Боге, и без Бога ничего не может ни существовать, ни быть представляемо». |
Функции субстанции:
Атрибуты совершенно независимы, то есть не могут влиять друг на друга. Однако как для субстанции в целом, так и для каждой отдельной вещи выраженность существования через атрибут протяжения и мышления согласуются: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей».
Человек – сложный модус. Спиноза трактует человека как единство души и тела. Человек – не субстанция, не атрибут, он состоит из определенных модификаций атрибута Бога. Иначе говоря, из модусов мышления - идей и модусов протяженности - тела, образуется предмет разума, т.е. еще один вид модусов – сложный модус. Душа или разум человека – это идея или познание тела.
Декарт |
Спиноза | |
определение |
- вещь (под «вещью» в этот период понимали всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. |
- то, что «существует само по себе и представляется само через себя». |
представление субстанции |
основная черта философского мировоззрения - дуализм. Он допускает 2 независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материальную - “протяженную субстанцию”. |
существует лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. |
атрибуты (неотъемлемые свойства) субстанции |
|
субстанция бесконечна. |
модусы (свойства, присущие лишь в определенных состояниях) субстанции |
|
|
Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад («единица»), - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию.
Согласно Лейбницу,
Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.
Основные положения данной теории (монадологии) следующие:
Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:
Информация о работе Периодизационная схема философии Нового времени