Периодизация философии христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 01:16, контрольная работа

Описание работы

Цель написания данного реферата - рассмотреть взаимоотношение философии христианства на разных исторических этапах.
Задачи: 1. Рассмотреть формирование религиозных христианских и философских представлений; 2. Показать становление и развитие христианской философии; 3. Проследить взаимовлияние философии и христианства.

Содержание работы

Введение 3
1. Христианская философия: формирование и основные черты средневековой теологической философии 4
2. Периодизация философии христианства 8
2.1 Патристика. Августин Блаженный как наиболее яркий ее представитель 8
2.2 Схоластика. Фома Аквинский и его учение 11
Заключение 17
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ в христианстве ОТПРАВЛЕНО.docx

— 54.17 Кб (Скачать файл)

В его богословских трудах переплелись христианское мировосприятие и философское понимание проблем мироздания. Философия в понимании Августина, всего лишь средство доказательства подлинности религии. Религиозными догмами для Аврелия Августина стали учения Платона и неоплатоников, в результате, в течение нескольких веков платонизм и неоплатонизм воспринимались европейскими философами исключительно в христианизированной форме, заданной им Августином [7, с. 143].

В понимании Августина, человеческая история – это борьба царства земного, т.е. светского мира (civitas terrena или diaboli) и царства Божия (civitas dei). Царство Божие отождествляется Августином с римской церковью. Августин учит самодостоверности человеческого сознания и познавательно силе любви. В своей книге «О граде Божием», Августин и излагает человеческую историю. Сущность христианского учения для Августина является способность человека к восприятию Божьей благодати [8, с. 87].

Деятельность, проницательность и сила веры Аврелия Августина определила направление церкви на несколько столетий вперед.

 

    1. Схоластика. Фома Аквинский и его учение

 

Схоластика  (от греч. «ученый, школьный») – философия средневековья. Представляет собой сконцентрированный вокруг университетов некий симбиоз христианского католического богословия и логики Аристотеля.

Эволюция схоластики, так же как и патристики, в своем развитии проходит три основных этапа:

  1. Ранняя схоластика (IX--XII века.), Основана на почве взаимодополнения или же взаимопроникновения философии, науки, теологии. Данный этап, в связи  с осмыслением деятельности рассудка и, в результате споров об универсалиях, характеризуется определением схоластического метода. Главными представителями ранней схоластики стали: в Германии – Гуго Сен-Викторский, Рабан Мавр и Ноткер Немецкий; в Англии – Алкумн, Иоанн Скот и др.; во Франции – Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин, Бернард Шартрский и др.; в Италии – Бонавернура, Петр Дамиани и др.
  2. Средняя схоластика (XIII век). На данном этапе наука и философия окончательно отделяется от теологии.  В философское мышление Запада проникает учение Аристотеля. Появляются отдельные философские системы: францискианского и доминиканского орденов, Фомы Аквинского, Альберта Великого; происходят споры между различными философскими школами. Представителями средней схоластики стали Дитриъ Фрейнбергский, Роджер Бэкон, Александр Гэльский, Раймунд Луллий.
  3. Поздняя схоластика (XIV и XV века.) Данному этапу развития характерно: окончательное отделение церковной теологии от мистики, а также рационалистической систематизацией и формированием естественно-научного мышления и логики.  Главными представителями поздней схоластики стали: Альберт Саксонский, Уильям Оккам, Данте, Николай Кузанский [9, с. 171] .

Схоластика представляла собой христианскую философию, где философские понятия и мышление применяется относительно церковного вероучения.

В патристике философия применяется к обоснованию и систематизации догм, установленных отцами церкви. Тогда как в схоластике для формулировки откровений Священного Писания используется философия. В этом и состояло основное отличие между патристикой и схоластикой [10, с. 116].

В схоластике существовало три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.

Реализм: Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский.

Номинализм: Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen» - «имя». Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто-либо из животных. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей.

Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая, что бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности. Суть этого взгляда в том, что универсалии находятся не в вещах, а в разуме. Общими являются не вещи и не имена, а понятия, воспринимаемые как определенные психические состояния. Это было выражением психологического взгляда: он приписывал универсалиям не физическое и не идеальное, а психическое бытие [11, с. 217].

Вершиной зрелой схоластики по праву считается философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (1225-1274гг.)  - философ и теолог, учитель церкви, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель ведущего направления католической мысли – томизма, член ордена доминиканцев. С 1879 г. признан самым авторитетным религиозным католическим философом. Именно он связал философию христианского вероучения с философией Аристотеля, а также сформулировал пять доказательств бытия Бога.

Работы Фомы Аквинского (Фома Аквинат, Томас Аквинат) представляют собой два объемных трактата и охватывают собой несколько тем: «Сумма философии» («Сумма теологии» и «Сумма против язычников»), «Дискуссионные вопросы», «Вопросы на различные темы», комментарии на некоторые книги Библии, на трактаты Аристотеля, дискуссии по философским и теологическим проблемам и другие обширные темы, а также небольшие сочинения религиозной и философской тематике, стихотворные работы для богослужения. Результатом его преподавательской деятельности, явились такие работы как «Этика» и «Комментарии». В силу традиций своего времени, они включали в себя дискуссии и чтение текстов, которые сопровождались комментариями [12, с. 273].

Аквинат утверждает, что природа завершается в благодати, философское познание и естественная теология – в сверхъестественном откровении. При этом, он признает относительную самостоятельность человеческого разума и естественного бытия.

Согласно философии Аквинского, предметом изучения философии являются «истины разума», тогда как теологии – «истины откровения». Философия ниже теологии по своей значимости и, выполняет по отношению к теологии функцию услужения. Теология же – священна как учение и наука, базируется на знании самого Бога и блаженных.

Мудрость – высшее знание о Боге, основанная на божественных откровениях. Фома Аквинский, в связи с этим, выделяет последовательные ступени истины: опыт (empeiria), искусство (techne), знание (episteme) и мудрость (sophia), а также типы мудрости, которые являются иерархически соподчиненными:

  1. мудрость Благодати;
  2. мудрость богословия – мудрость веры, использующая разум;
  3. мудрость метафизическая – мудрость разума, которая постигает сущность бытия.

На основе доступности некоторых истин Откровения для понимания (например, что Бог существует) и невозможности понять разумом человека другие (например, воскрешение), Фома Аквинский выводит следующий принцип: истины науки и истины веры не могут быть в противоречии по отношению друг к другу; т.е., между ними существует гармония. Мудрость – это стремление в познании и постижении Бога, наука – средства, способствующее достижению этого.

Познание по Аквинскому начинается с чувственного опыта. Человек воспринимает объекты познания частично, но не целиком. Познаваемое, теряет свой материальный образ при вхождении в душу человека и, остается в ней лишь в качестве вида. Именно вид предмета и является познавательным образом [13, с. 211] .

Истина же представляет собой соответствие интеллекта и вещи. Внутренние чувства познающего, обрабатывают первоначальный образ вещи; когда познавательные образы формируются на уровне внешних чувств.

Под внутренними чувствами подразумеваются:

1. общее чувство - главная функция, которого собирать воедино все ощущения;

2. пассивная память - хранилище впечатлений и образов, созданных общим чувством;

3. активная память - извлечение сохраненных образов и представлений;

4. интеллект - наивысшая чувственная способность.

Истоки познания лежат в чувственности и, степень познания тем выше, чем выше духовность.

Формами познания являются: ангельское и человеческое. Ангельское познание является умозрительно-интуитивным, тогда как человеческое познание обогащает душу посредством определенных (субстанциональных) форм предметов познания.

Видами познания являются: ум, интеллект и разум. Ум – как сфера всех духовных способностей познающего, интеллект – как способность умственного познания и разум – как способность познающего к рассуждению. Умственно-познавательными операциями есть: созерцание, суждение и умозаключение.

Фома Аквинский не видит нравственной жизни человека вне веры, надежды и любви, то есть – теологических добродетелей. Вслед за ними идут основополагающие добродетели: благоразумие, справедливость, мужество и умеренность. С ними связаны и все оставшиеся добродетели.

Учение и философия Аквинского оказало огромнейшее влияние на католическую философию и теологию. Этому способствовала также и канонизация Аквинского в 1323г. в рамках философского направления «томизм», идеи Аквинского получают свое развитие. После чего, на протяжении ряда веков, идеи и философия Аквинского развивается в узких рамках некоторых конфессий. С конца XIX века учение Фомы вновь вызывает широкий интерес; возникает ряд философских направлений, активно использующих философию Фомы, известных под общим наименованием «неотомизм» [14, с. 62].

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Возникновение христианства знаменовало собой радикальный поворот в философском мышлении. Потеря древними религиями своего влияния и распространение христианства означали одновременно и возникновение новой философии. Этот тип философствования опирается на фундаментальные идеи Священного Писания. Христианство привлекло к себе многих приверженцев, так как именно оно указало людям путь внутреннего спасения. Все верующие равны перед Богом, здесь не существует языковых или же национальных границ. Именно это и определило последующие развитие и распространение христианства как мировой религии.

Нравственные нормы, согласно философии христианства обращены не к внешним проявлениям веры и делам, а к внутренней мотивации христианина. Высшая нравственная инстанции – это совесть человека и, которая является голосом свободного духа, создающего личность, независящую от внешних факторов (природы и общества). Совесть христианина подчиняется лишь высшей правде. То есть высшая правда человеческой совести  в христианстве олицетворена и обожествлена, как благодатный смысл всего бытия.

Зарождение философии христианства происходит в I веке нашей эры. Развитие христианства и христианской философии принято разделять на основные периоды: 1. патристики (I-VIIвв.) и 2. схоластики IX-XV вв.

Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. Учения, выработанные представителя данного направления философии христианства, становятся для христианского религиозного мировоззрения основополагающими. В патристике философия применяется к обоснованию и систематизации догм, установленных отцами церкви. Тогда как в схоластике для формулировки откровений Священного Писания используется философия. Схоластика представляла собой христианскую философию, где философские понятия и мышление применяется относительно церковного вероучения. Деятельность и сила веры Аврелия Августина, представляющего период патристики, определила направление церкви на несколько столетий вперед. Учение и философия Фомы Аквинского – представителя схоластики, оказало огромнейшее влияние на католическую философию и теологию.

Христианство открывает реальность Личности Бога, а потому и созданного Богом «по своему образу и подобию» человека. Личностное начало связано с единством или целостностью индивидуума, единством его природы и его существования. Личность есть самотождественность индивидуума, которая воспроизводится в актуальности его существования как существа двумирного, состоящего из «праха земного» и вместе с тем богоподобного.

Любовь в понятии христианина – это в первую очередь Бог; человеческая же любовь – стремление следовать Богу, который любит людей, принимая во внимание и человеческую силу, и человеческие слабости. Любовь для христианина – это бескорыстный дар: она долготерпит и милосердствует, любовь не завидует и не превозносится. В любви заключено отношение людей между собой и отношение Бога к людям. Соблюдение божественных заповедей приносит свои плоды, так как праведный образ жизни и есть надежда христианина на божественную благодать. Уныние и отчаяние же убивают сердце и умерщвляют душу. Смирение – главное средство от умирания духовного и, является главной добродетелью христианства. Христианское смирение предполагает собой соединение надежды и любви к Богу и с божественной любовью к миру.

Информация о работе Периодизация философии христианства