Периодизация философии нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 19:09, доклад

Описание работы

1-м периодом, своего рода переходным, можно считать философию эпохи Возрождения (Ренессанс), подготовившую почву для научных и философских концепций Нового времени, В этот период (XIV— XVI вв.) произошли качественные сдвиги в общественном сознании, во многом связанные с достижениями науки, прежде всего с открытиями Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея и др. Выдвинутые идеи о вечности и бесконечности Вселенной, множественности миров, вращении Земли вокруг Солнца и собственной оси и другие полностью противоречили основным положениям христианской философской доктрины и привели к формированию новых философских идей на основе научной картины мира.

Файлы: 1 файл

доклад по философии.docx

— 22.79 Кб (Скачать файл)

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

1-м  периодом, своего рода переходным, можно считать философию эпохи Возрождения (Ренессанс), подготовившую почву для научных и философских концепций Нового времени, В этот период (XIV— XVI вв.) произошли качественные сдвиги в общественном сознании, во многом связанные с достижениями науки, прежде всего с открытиями Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея и др. Выдвинутые идеи о вечности и бесконечности Вселенной, множественности миров, вращении Земли вокруг Солнца и собственной оси и другие полностью противоречили основным положениям христианской философской доктрины и привели к формированию новых философских идей на основе научной картины мира.

Характерные черты философии эпохи Возрождения:

•  отказ от теоцентризма, переход к пантеизму: Бог перестает рассматриваться как сверхличность, возникает идея, что Бог повсюду, что он как бы растворен в окружающем мире, что сама природа — это и есть Бог (концепция Николая Кузанского (1401—1464);

•  антропоцентризм и гуманизм: в центр внимания философии должен стать человек и проблемы, с ним связанные (как в эпоху Античности); вера в неограниченные возможности человека как преобразователя природы, творца нового; человек фактически занимает место Бога в материальном мире и уподобляется ему;

•  окончательное размежевание философии и религии; при этом от философии постепенно отделяется наука как отдельная форма мировоззрения.

2-й  период — XVII в. — формирование рационалистической философии.

Характерные черты философии XVII в.:

•  основными проблемами философии становятся познание окружающего мира (проблемы гносеологии), разработка методов познания окружающего мира и самого человека. Исходя из преобладающего метода в процессе познания, возникли два философских течения:

а) эмпиризм (от греч. empeiria — опытный) или сенсуализм (от лат. sensus — чувственный). Его сторонники, например английские ученые Ф. Бэкон (1561— 1626) и Дж. Локк (1632—1704), считали, что в основе познания должны быть показания органов чувств, опыт, эксперимент, на которых строятся умозаключения по индуктивному принципу, т. е. от частного к общему. Дж. Локку принадлежит известный афоризм: «Нет ничего в разуме, что не прошло бы раньше через чувства»;

б) рационализм (от лат. ratio — разум, мышление). Представители этого течения Р. Декарт (1596—1650), Б. Спиноза (1632—1677), Г. Лейбниц (1646—1716) разделяли мысль, что главную роль в процессе познания играет не чувственный опыт, а мыслительная (рациональная) деятельность человека, способность делать умозаключения. При этом рационалисты делали ставку на дедуктивный метод выработки умозаключений, т. е. от общего к частному;

•  в рассмотрении проблемы бытия или устройства окружающего мира (проблемы онтологии) господствовала концепция деизма, разработанная французским математиком и философом Р. Декартом. Суть ее в том, что Бог — это безличная разумная первопричина мира, в котором соединены две субстанции — духовная и материальная. Сотворив мир, Бог предоставил ему возможность самостоятельно развиваться на основе двух вышеупомянутых равноправных субстанций. Поэтому в структуре окружающего мира существуют два компонента — материальный и духовный, которые развиваются по собственным законам. Иную картину бытия предложили голландский философ Б. Спиноза и немецкий математик, и философ Г. Лейбниц. Оба ученых были сторонниками пантеизма и отождествляли Бога с природой. При этом у Спинозы основой мировоззрения является единственная субстанция — Бог (монистический подход), а у Лейбница основу окружающего мира составляет множество субстанций — монад (от греч. — единственный). Монады — это «духовные атомы» мироздания, к ним относятся Бог как высшая монада, человеческие монады, монады животного мира и неживой природы (плюралистический подход).

Особый интерес вызывают социально-политические и этические проблемы: именно в XVII в. начинает формироваться теория правового государства (работы Т. Гоббса и Дж. Локка). Б. Спиноза разрабатывает теорию о соотношении свободы и необходимости, оказавшую значительное влияние на философию XVIII— XIX вв. По его мнению, «свобода — это познанная необходимость»: если человек знает, почему произошло или происходит то или иное явление, значит, он свободен; тем самым свобода приравнивалась к знанию, и, следовательно, подобный подход открывал широкий простор для развития науки.

3-й  период — XVIII в. — господство философии Просвещения.

Основные представители: Вольтер (1694—1779), Ш.Монтескье (1689—1755), Д.Дидро (1713—1784), Ж.Ж.Руссо (1712—1778), К.А.Гельвеций (1715— 1771), П. А. Гольбах (1723—1789).

Характерные черты философии Просвещения:

•  крайний рационализм, скептицизм и гносеологический оптимизм: на первый план выдвигается идея разумности всего существующего, любое явление должно быть поставлено на суд разума и здравого смысла человека и, если противоречит им, должно быть изменено;

•  идея прогресса: развитие человечества движется в направлении к лучшему, более совершенному (с точки зрения разумности) состоянию;

•  антиклерикализм: отрицательное отношение к господствующей католической церкви, критика ее злоупотреблений. Церковь воспринималась как главный тормоз на пути прогресса из-за ее догматизма и мракобесия, поэтому просветители выступали за отделение церкви от государства и системы образования, за широкую веротерпимость, секуляризацию (национализацию) церковных земель (лозунг Вольтера по поводу церкви: «Раздавите гадину!»);

•  особый интерес к политико-правовым проблемам: философы просвещения разработали теорию естественных прав личности (Т. Гоббс и Дж. Локк), теорию общественного договора при образовании государства (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо), теорию истинной монархии и разделения властей (Вольтер, Ш. Монтескье), выдвинули идею о праве народа на сопротивление, если верховная власть не соблюдает естественные права человека и общественный договор (Ж. Ж. Руссо). Тем самым просветители заложили основы концепции правового государства и в идейном плане фактически подготовили революции в США и Франции и принятие в этих странах первых конституций в 1787 и 1791 гг.;

•  в сфере экономики к философам-просветителям причисляют А. Смита и Д. Юма. Они выдвинули идею самоуправляющейся рыночной экономики на основе закона спроса и предложения, тем самым заложив основы экономического либерализма;

•  выдвинутая в сфере этики идея «разумного эгоизма» сводилась к тому, что каждый человек, стремясь к личному благу, невольно содействует процветанию всего общества (Ж. Ж. Руссо);

•  просветители активно выступали за всемерное развитие системы образования, просвещение населения, борьбу с неграмотностью, повышение культурного уровня общества, считая эти меры главным залогом прогресса (отсюда и название эпохи — Просвещение).

4-й  период — конец XVIII — первая половина XIX в. — господство немецкой классической философии, которая считается вершиной развития философской мысли Нового времени. Представители: И. Кант, Ф. В. Шеллинг, И. Г, Фихте, Г. Гегель, Л. Фейербах.: Характерные черты немецкой классической философии:

•  особый интерес к теории познания (гносеологии) и этическим вопросам;

•  стремление  выработать  всеобщие  (абсолютные) законы развития окружающего мира и мышления человека;

•  общий высокий научный уровень философских работ.

И. Кант (1724—1804) всю жизнь провел в Кенигсберге (совр. Калининград), заведовал кафедрой философии в местном университете, позже стал в нем ректором. В его творчестве выделяют два периода. В «докритический» (до 1770-х гг.) Кант в основном занимался; вопросами естествознания. В это время он сформулировал гипотезы о возникновении Солнечной системы из; газопылевой туманности, о влиянии Луны на приливы и отливы, которые впоследствии были подтверждены. В «критический» период (с 1770-х гг.) у Канта появляется интерес к проблемам философии. В 1780-е гг. появляются его работы:   «Критика чистого разума», «Критика практического разума»,  «Критика способности к суждению».

Главный вопрос для Канта — «Познаваема ли вещь в себе?». «Вещи в себе» — это предметы и явления окружающего мира, существующие объективно, т.е. независимо от человеческого сознания и вне его. По мнению Канта, каждый человек пытается выявить сущность «вещей в себе». При этом в процессе познания он проходит три этапа:

•  на этапе чувственного познания — это показания органов чувств (запах, цвет и т. д.), которые хаотичны и не систематизированы;

•  на этапе рассудочного познания происходит систематизация хаотичных ощущений при помощи врожденных категорий, главные из которых — категории пространства и времени;

•  на этапе разумного познания человек пытается выйти за пределы показаний органов чувств и врожденных категорий и дать определения предельно общим понятиям (например, сознание, Бог, материя). Однако человек будет при этом постоянно сталкиваться с антиномиями — взаимно противоречащими суждениями об одном и том же объекте, которые одинаково логично можно доказать (например: Бог есть - Бога нет).

Вывод: при помощи теоретического (чистого) разума познать сущность «вещей в себе» невозможно из-за ограниченности органов чувств и врожденных категорий. Возникает тупиковая ситуация, но выход из нее все-таки есть, и лежит он в сфере морали и нравственности (сфере практического разума). Кант считал, что здесь человек не зависит от показания органов чувств и врожденных категорий и сам совершенно свободно определяет направленность своих поступков, но при этом должен руководствоваться всеобщим моральным законом: «поступай так, чтобы принцип твоей воли мог стать принципом всеобщего законодательства» — это так называемый категорический императив Канта. По сути -- это перефразирование библейской заповеди: «поступай так по отношению к другому, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Из этого правила философ делал вывод, что человек всегда должен рассматриваться как цель и никогда как средство. Заслуга Канта заключается в создании оригинальной теории познания и этического учения, проникнутого идеалами гуманизма.

Вклад Ф. В.Шеллинга (1775—1854) (ученик Канта) в развитие философии заключается в создании учения о природе — натурфилософии. Главная идея учения — в природе все явления находятся в постоянном и все более усложняющемся развитии. Тем самым Шеллинг начал разрабатывать диалектический метод.

И.Г.Фихте (1772—1814) (также ученик Канта) был еще более ярко выраженным представителем субъективного идеализма. Характерная черта мировоззрения Фихте заключается в том, что в жизни он занимал активную гражданскую позицию и являлся одним из идеологов антинаполеоновского движения. Все явления окружающего мира он рассматривал через взаимодействие «Я» (мыслящий субъект, носитель сознания) И «не-Я» (все, что вокруг него). При этом каждый человек стремится к достижению абсолютного «Я» — максимально возможного знания об окружающем мире, но этот идеал фактически недостижим, так как, решая какую-либо задачу, человеку кажется, что он приблизился к этому идеалу, потом он ставит новую задачу, и идеал отодвигается и так до бесконечности. Фактически Фихте сформулировал идею бесконечного прогресса человеческих знаний, в чем и заключается его вклад в развитие философии.

Г. Гегель (1770—1831) родился в семье чиновника, окончил сразу два университета, увлекся философией, преподавал ее в Тюбингенском и Йенском университетах, затем был приглашен в Берлинский университет и стал его ректором. Основные работы: «Философия духа», «Феноменология духа», «Философия истории», «Логика».

Основным вопросом для Гегеля был тот же, что ставил Кант, — «Познаваема ли вещь в себе?». У Канта «вещи в себе» — это предметы и явления окружающего мира, существующие независимо от сознания человека, т. е. объективно, они непознаваемы из-за ограниченности разума человека. Ответ Гегеля иной: «Вещи в себе» познаваемы, так как они проявляются в явлениях окружающего мира, которые доступны органам чувств человека. При этом Гегель исходит из основополагающей идеи отождествление мышления и бытия, т. е. все, что происходит в окружающем мире, напрямую отражается в мышлении человека, поэтому если выявить законы развития мышления, то мы автоматически выявим законы развития окружающего мира. Исследуя мышление, Гегель пришел к выводу, что оно развивается по трем основным законам (получившим название законов диалектики Гегеля).

 


Информация о работе Периодизация философии нового времени