Первые философские (досократические) школы Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 14:53, доклад

Описание работы

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

милетская школа:

школа пифагорейцев;

школа Гераклита Эфесского;

элейская школа;

атомысты.

Файлы: 1 файл

философские школы.doc

— 26.50 Кб (Скачать файл)

 

Первые философские (досократические) школы Древней Греции

 

 

 

 

1. Общее понятие досократических  философских школ.

 

Первые, досократические философские  школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих  полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам  Древней Греции относятся:

 

милетская школа:

 

школа пифагорейцев;

 

школа Гераклита Эфесского;

 

элейская школа;

 

атомысты.

 

Характерными чертами досократических  философских школ являлись:

 

ярко выраженный космоцентризм;

 

повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

 

поиск первоначала, породившего все  сущее;

 

гилозоизм (одушевление неживой  природы);

 

доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

 

2. Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

 

Милетская школа существовала в  Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета –  крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

 

выступали с материалистических позиций;

 

занимались не только философией, но и другими науками – точными  и естественными;

 

пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);

 

искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

 

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

 

первоначально всего сущего считал воду («архэ»);

 

представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

 

считал, что неживая природа, все  вещи имеют душу (то есть был гилозоистом  – одушевлял все сущее);

 

допускал наличие множества  богов;

 

считал центром вселенной Землю;

 

точно определил продолжительность  года – 365 дней;

 

сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

 

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

 

первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;

 

вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

 

первым выдвинул идею о происхождении  человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).

 

Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

 

первопричиной всего сущего считал воздух;

 

выдвинул идею о том, что все  вещества на Земле – результат  различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);

 

проводил параллели между душой  человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;

 

отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

 

3. Гераклит Эфесский.

 

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

 

первоначалом всего сущего считал огонь;

 

вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

 

считал, что весь мир находится  в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти  дважды»);

 

был сторонником круговорота веществ  в природе и цикличности истории;

 

признавал относительность окружающего  мира («морская вода грязная для  человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и  плохим);

 

всеобъемлющим, всепроникающим божеством  считал Логос – Мировой Разум;

 

выступал за материальность человеческой и мировой души;

 

был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

 

движущей силой всех процессов  считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

 

4. Пифагорейцы.

 

Пифагорейцы – сторонники и последователи  Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

 

первопричиной всего сущего считали  число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

 

выступали за познание мира через  число (считали познание через число  промежуточным между чувственным  и идеалистическим сознанием);

 

считали единицу мельчайшей частицей всего;

 

пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

 

5. Элеаты.

 

Элеаты – представители элеской  философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

 

Элеаты:

 

изучали проблемы познания;

 

жестоко разделяли чувственное  познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;

 

были сторонниками монизма –  выводили всю множественность явлений  из единого первоначала;

 

считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

 

6. Атомисты.

 

Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

 

Демокрит считался основоположником материалистического направления  в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

 

весь материальный мир состоит  из атомов;

 

атом – мельчайшая частица, «первокирпичик»  всего сущего;

 

атом неделим (данное положение  было опровергнуто наукой только в наши дни);

 

атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную  форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.);

 

между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

 

атомы находятся в вечном движении;

 

существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы  и предметы материального мира;

 

атомы невозможно «увидеть» путем  чувственного познания


Информация о работе Первые философские (досократические) школы Древней Греции