Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:25, реферат
Человек издавна стремился создать для себя некоторое целостное представление об окружающем мире, поднявшись над фрагментарными знаниями, впечатлениями, которые он получает через свои ощущения в процессе повседневной жизни.
В рамках древнегреческой натурфилософии появилась мысль о том, что все предметы окружающего мира состоят из простейщих начал. При этом утвердилась также точка зрения, что существует лишь одно первоначало, из которого все возникло и все состоит. Для древнегреческой натурфилософии характерны еще отсутствие поляризации на материализм и идеализм.
Введение…………………………………………...………………………………3
Элейская школа…………..……………………………………………………4
Милетская школа………………………….…………………………………...7
2.1. Философия Фалеса……………………………………………………….7
2.2. Космологические теории Анаксимандра и Анаксимена…………..…10
Заключение ….…………………………………………………………………...14
Список использованной литературы…………………………………………...15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Реферат
по дисциплине «Философия»
на тему «Первые натурфилософские школы Древней Греции»
Санкт-Петербург
2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………...………
2.1. Философия Фалеса……………………………………………………….7
2.2. Космологические теории Анаксимандра и Анаксимена…………..…10
Заключение ….……………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Человек издавна стремился создать для себя некоторое целостное представление об окружающем мире, поднявшись над фрагментарными знаниями, впечатлениями, которые он получает через свои ощущения в процессе повседневной жизни.
В рамках древнегреческой натурфилософии появилась мысль о том, что все предметы окружающего мира состоят из простейщих начал. При этом утвердилась также точка зрения, что существует лишь одно первоначало, из которого все возникло и все состоит. Для древнегреческой натурфилософии характерны еще отсутствие поляризации на материализм и идеализм.
Актуальность темы заключается в ее тесном переплетении с современной философской проблематикой в ее общих смыслах, например, проблемы первоначала, проблемы единичного и общего.
Целью работы является рассмотрение взглядов представителей первых натурфилософских школ.
В результате исследования темы, были поставлены следующие задачи: изучить взгляды представителей Элейской и Милетской школ.
1. Элейская школа
Крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия Элейской школы Парменида, Зенона, Ксенофана. Философия элеатов представляет собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов и оперирования абстрактными понятиями.
Элеаты, как и все древнегреческие философы, были энциклопедистами - мудрецами. И поэтому они также стремились дать физическую картину мира. Следует отметить, что их физическая картина мира находилась в определенном противоречии с их философским учением.1
Ксенофан – столь же философ, сколь и поэт – изложил свое учение стихами. Всю жизнь был очень бедным, скитался по различным городам Греции в качестве рапсода, чем и добывал пропитание. Он не стремился к богатству, находя в самом себе неистощимые сокровища: его дух был постоянно и фанатично погружен в созерцание великих идей и в поиски их наилучшего поэтического выражения, окрыленный рвением к знанию и мудрости. Он высмеивал богов в человеческом виде и жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека. Он считал, что бог ни душой, ни телом не походит на смертных.
Ксенофан высказал ряд оригинальных для своего времени мыслей, например о происхождении Земли, полагая, что она появилась из моря. В качестве аргументов он ссылался на то, что в отдалении от моря находят раковины, а на камнях - отпечатки рыб и растений.
Философские воззрения Ксенофана особо значимы для нас потому, что он стоял во главе монотеистов и во главе скептиков.
Впервые именно Ксенофан осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине». Показание чувств дают не истинное значение, а лишь мнение, видимость: « над всем царит мнение», « людям не истина, а лишь мнение доступно», утверждал мыслитель.
Парменид – философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы. Он родился в знатной семье и провел молодость в забавах и роскоши, когда пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений, он стал созерцать «ясный лик истины в тишине сладкого учения». Он принимал активное участие в политических делах родного города. Он был признан одним из мудрых политических руководителей.
Парменид написал поэму « О природе», где образно представил путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывшей ему истину. В первых же стихах поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Философию он разделил на философию истины и философию мнения, назвав критерием истины разум, в чувствах же, говорил он, точности нет: не доверяйте чувственным восприятиям, не вращайте бесцельно глазами, не слушайте ушами, в которых раздается только шум, и не болтайте праздно языком, но разумом исследуйте высказанные доказательства.
Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Попробуйте помыслить ни о чем. И вы убедитесь, что это невозможно. Гениальная идея Парменида о том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия – ничто. Небытие невозможно ни познать, ни высказать, мыслимо лишь сущее. Особо подчеркнуть, что Парменид увязывал духовный мир человека с такими детерминантами, как положение человека и уровень его телесной организации: высшая степень дает и высшую степень мышления. А телесность и духовность совпадают в мировоздании, в Боге.2
Зенон Элейский – философ и политический деятель. Его наградой был голос собственного сердца, ровно бившегося в сознании своей правоты. Вся его жизнь – борьба за истину и справедливость. Заслуги его велики. Он развивал логику как диалектику.
Обратимся к наиболее известному опровержению возможности движения – знаменитым апориям Зенона, которого Аристотель назвал изобретателем диалектики. Апории чрезвычайно глубоки и вызывают интерес и сейчас.
Внутренние противоречия понятия
о движении ярко выявляются в знаменитом
апории «Ахилес», анализируется положение
при котором быстроногий Ахилес
никогда не сможет догнать черепахи.
Почему? Всякий раз, при всей скорости
своего бега и при всей малости
разделяющего их расстоянии, как только
он ступит на место, которое перед
тем занимала черепаха, она несколько
продвинется вперед. Как бы не уменьшалось
пространство между ними, оно ведь
бесконечно в своей делимости
на промежутки и их надобно все
пройти, а для этого необходимо
бесконечное время. И Зенон, и
мы прекрасно понимаем, что не только
Ахилес, но и любой хромой тут
же догонит черепаху. Но для философа
вопрос ставиться не в плоскости
эмпирического существования
Элиатам не удалось доказать, что движения нет. Они своими тонкими рассуждениями показали то, что едва ли кто из их современников осмысливал, - что такое движение? Сами они в своих размышлениях поднялись на высокий уровень философских поисков тайны движения, однако они не смогли разорвать путы исторической ограниченности развития философских воззрений. Нужны были какие-то особые ходы и мысли. Эти ходы нащупывали основоположники атомизма.
2. Милетская школа
Первой философской школой Эллады, а тем самым и Европы была Милетская школа, возникшая в Малой Азии.
Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?». Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, и сущности всех вещей и явлений мировоздания.
2.1. Философия Фалеса
Основателем философской школы в Милете считается Фалес. Фалес был тесно связан с ближневосточной культурой. Он - первый математик и физик в Ионии. Существовало даже предание, что Фалес был финикийцем, ставшим гражданином Милета.
Фалес дожил до глубокой старости. В античности ему были приписаны сочинения в прозе «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». Сами эти названия говорят о Фалесе как ученом и философе, искавшем начала мироздания. К сожалению, от этих трудов дошли до нас только названия. Поздняя античная традиция единодушна в том, что Фалес все свои первоначальные научные знания почерпнул в Азии и в Африке, т.е. в Вавилонии, Финикии и Египте. Прокл утверждает, что Фалес принес в Элладу из Египта геометрию. Ямвлих говорит, что свою мудрость Фалес почерпнул у жрецов Мемфиса и Диосполиса. Согласно Аэцию, Фалес занимался философией уже в Египте. Он прибыл в Милет уже стариком. В античной традиции Фалес - первый астроном и математик. Младший современник его, Гераклит, знает Фалеса лишь как астронома, прославившегося предсказанием солнечного затмения. Однако, как и вавилоняне и египтяне, он не понимал того, что действительно происходит на небе во время затмений. Его представления о небе были совершенно неверными. Фалес просто опирался на ту периодичность, которую нашли в затмениях жрецы Аккада, Шумера, Египта.4
Фалесу приписывалось также открытие годового движения Солнца на фоне «неподвижных» звезд, определение времени солнцестояний и равноденствий, понимание того, что Луна светит не своим светом. В небесных телах он видел воспламенившуюся землю. Фалес разделил небесную сферу на пять зон. Он ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделив его на 12 тридцатидневных месяцев, отчего пять дней выпадали так, как это было принято в Египте.
В области геометрии Фалес установил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренного треугольника, разделенных диаметром частей круга. Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник. Ученым жрецам Вавилонии и Египта это было известно, но для Эллады стало открытием. Однако принципиально новое состояло в том, что уже Фалес стал преподавать математику не только в эмпирической, но и в отвлеченной форме.
Фалес как физик пытался понять причину летних разливов Нила. Он ошибочно нашел ее во встречном пассатном ветре, который, затрудняя движение воды Нила, вызывал его поднятие.5
О Фалесе как философе первым написал Аристотель. В «Метафизике» сказано: «Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете уходят, причем основное пребывает, а по свойствам своим меняется, это они и считают элементом и началом вещей, И поэтому они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется... Количество и форму для такого начала не все указывают одинаково, но Фалес - родоначальник такого рода философии - считает ее водою». Таким-то образом и осмыслил Аристотель суть учения первых философов, которых мы называем стихийными материалистами.
Вода - философское переосмысление Океана, Нун, Абзу (Апсу). Правда, название его сочинения «О началах» допускает, что Фалес поднялся до понятия первоначала, иначе он не стал бы философом. Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю - в этой форме он еще и представляет субстанциальность воды, она буквально пребывает подо всем, на ней все плавает.
С другой стороны, это не просто вода, а вода «разумная», божественная. Мир полон богов. Однако эти боги - действующие в мире силы, они также души как источники самодвижения тел. Так, например, магнит имеет душу, потому что он притягивает железо. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. Сказанное можно подытожить словами Дногена Лаэртского о Фалесе: «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств».6
Онтологический монизм Фалеса связан с его гносеологическим монизмом: все знание надо сводить к одной единой основе. Фалес сказал: «Многословие вовсе не является показателем разумного мнения». Здесь Фалес высказался против мифологического и эпического многословия. «Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей». Таков девиз первого древнезападного философа, его философское завещание.
2.2. Космологические теории Анаксимандра и Анаксимена
Анаксимандр - ученик и последователь Фалеса, автор первого философского сочинения, написанного прозой, которое положило начало многим одноименным трудам первых древнегреческих философов. Сочинение Анаксимандра называлось «О природе». Само название этого и одноименных ему сочинений говорит о том, что первые древнегреческие философы были, прежде всего, натурфилософами, или, точнее говоря, физиками. От сочинения сохранилось несколько словосочетаний и один цельный небольшой отрывок, связный фрагмент. Известны названия других научных трудов милетского философа – «Карта земли» и «Глобус».
Информация о работе Первые натурфилософские школы Древней Греции