Первые натурфилософские школы древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:11, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение взглядов философов милетской школы, особенностей их мировоззренческой и научной позиции.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть философию Древней Греции по этапам развития;
Проанализировать философские взгляды Фалеса, как основателя милетской школы;

Содержание работы

Введение.....................................................................................................3
Глава I. Культура и философия Древней Греции...................................5
Глава II. Философские взгляды Фалеса………………………...............10
Глава III. Космологические теории Анаксимандра и Анаксимена..........15
Заключение ...............................................................................................20
Литература.................................................................................................21

Файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Первые натурфилософские школы древней Греции

 

 

 

Введение.....................................................................................................3

 

Глава I. Культура и философия Древней  Греции...................................5

 

Глава II. Философские взгляды Фалеса………………………...............10

 

Глава III. Космологические теории Анаксимандра и Анаксимена..........15

 

Заключение ...............................................................................................20

 

Литература.................................................................................................21

Введение

 

Европейская и значительная часть  современной мировой цивилизации  прямо или косвенно являются продуктом  древнегреческой культуры, важнейшей  частью которой является философия. С учетом этой парадигмы наше отношение к древнегреческой культуре не может быть беспристрастным и даже более того, требует большего внимания и заинтересованного отношения. Собственно говоря, эти мысли не являются оригинальными. Все или почти все европейские исследователи если не преувеличивали роль и значение Древней Греции в развитии современной цивилизации, то, по крайней мере, никогда эту роль не преуменьшали.

 

Философия в Древней Греции возникает  на рубеже VII-VI вв. до н. э. Известно, что первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, чья жизнь и деятельность выпадает на VI в. до н. э.

 

Ионийская философия, которая заключает  в себе первые натурфилософские школы  Древней Греции была представлена в основном Милетской школой и философом-одиночкой Гераклитом. Ионийская философия в целом стихийно-материалистична и наивно-диалектична, что не исключает наличия в ней и элементов идеализма. Ионийская философия - это протофилософия. Для нее характерны еще отсутствие поляризации на материализм и идеализм, чем и объясняются стихийность ее материализма и уживчивость его с зачатками идеализма, наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской терминологии и связанная с этим иносказательность, представление физических процессов в контексте моральной проблематики, что свидетельствует о том, что и античная философия в известной мере рождается как этика. Актуальность настоящей темы заключается в ее тесном переплетении с современной философской проблематикой в ее общих смыслах, например, проблемы первоначала, проблемы единичного и общего. Эти ранние философские системы иллюстрируют эволюцию взглядов на космогонические проблемы и представляют большой интерес своей образностью.

 

Целью данной курсовой работы является изучение взглядов философов милетской  школы, особенностей их мировоззренческой  и научной позиции.

 

В соответствии с поставленной целью  в курсовой работе решаются следующие  задачи:

 

Рассмотреть философию Древней Греции по этапам развития;

 

Проанализировать философские  взгляды Фалеса, как основателя милетской  школы;

 

Изучить развитие милетской философии  в философских учениях о первоначалах Анаксимена и Анаксимандра.

Глава I Культура и философия Древней Греции

На протяжении VI-IV веков до нашей  эры в Греции происходил бурный расцвет  культуры  и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным  элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не  знает. Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей  является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.

 

Разумеется, все эти философские  направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.

 

На первых порах древнегреческие  философы не осознавали, что основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до нашей эры (например Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии.

 

  Спецификой греческой философии, особенно в начальный период её развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (6 век до нашей эры), несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли - "физиками", от греческого слова physis - природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между философией и мифологией было существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил всё сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. В "Теогонии" Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос - любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого всё произошло. У Фалеса это - вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита (ок. 544-483 годы до нашей эры) - огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие её одушевлённые существа. Поэтому вода или огонь здесь - это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение.

 

  Уже у первых "физиков"  философия мыслится как наука  о причинах и началах всего  сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм древней философии (термин "онтология" в переводе с греческого означает "учение о бытии"). Её центральный мотив - выяснить, что действительно есть, то есть пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от характерных для мифологии персонификаций, а тем самым от образа "порождения". На место мифологического порождения у философов становится причина.

 

  Для ранних натурфилософов  характерна особого рода стихийная  диалектика мышления. Они рассматривают  космос как непрерывно изменяющееся  целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстаёт в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которому всё сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и всё их мышление, ещё не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая обработка понятий ещё не заняла сколько-нибудь заметного места.

 

  Освобождение от метафоричности  мышления, характерной для ранних  натурфилософов, предполагало переход  от знания, обременённого чувственными  образами, к знанию интеллектуальному,  оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев (получивших это имя от главы школы - Пифагора, жившего во второй половине VI века до нашей эры), которые считали началом всего сущего число, а также учение элеатов - Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI - начало VII века до нашей эры), вычленивших понятия бытия как такового.

 

  Греческая античная философия  сформировалась в VII - VI вв. до нашей  эры. Своим характером и направленностью  содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

 

В развитии античной философии можно  приблизительно выделить четыре основных этапа:

 

I. - от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики.

 

П. - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры - определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.

 

Ш. - конец IV - II вв. до нашей эры - в  подавляющем большинстве работ  определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ.

 

IV. -  I в. до нашей эры - V - VI вв. нашей эры - т.н. римский  период. Далее речь будет идти  о первом этапе развития древнегреческой философии. Произведения досократовских философов сохранились только во фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике более поздних античных авторов. Из этих фрагментов весьма сложно выводить цельные философские взгляды. Такие цитаты имеются, например, в работе Диогена Лаэртского “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов”, а также трудах Платона, Плутарха, Секста Импирика, Климента Александрийского. Однако современная наука подвергает сомнению точность некоторых цитат. В частности, Платон “цитирует” весьма вольно и часто придает мыслям других авторов (Кратила, Парменида) такое значение, которые по меньшей мере не совпадает с тем, что пишут другие авторы.

 

Также как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих авторов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. Однако подход мифологии и первых философов к данной проблематике отличается коренным образом. Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает вместе в постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии и терминологии мифологического  мышление.  Возникновение  философии  связано  с определенным уровнем абстрактного (рационального мышления), которое способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации. Так вот у истоков собственно греческой философии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что является основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы определяют его развитие.

 

Вопрос о первоначале является основным в онтологии древнегреческих  философов. И в этом смысле философия  перекликается с мифологией, наследует  ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу - кто родил сущее, то философы ищут субстенциальное начало - из чего все произошло. Для упрощения дальнейшего изложения здесь следует отметить, что для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: СТОЙХЕЙОН, означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и АРХЭ, означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова.

 

Греческая философия не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания. В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории. Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.

 

Идея красоты мира проходит через  всю античную эстетику. В мировоззрении  древнегреческих натурфилософов нет  ни тени сомнения в объективном существовании  мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов — космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, красота, .наряд, порядок). Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоте. Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну — космологию. Рассмотрев всю сущность культуры и философии Древней Греции, более подробно рассмотрим в следующей главе философию Фалеса. Он был первым основателем философской школы в Милете .

Глава II. Философские взгляды Фалеса

Более подробно остановимся в данной куровой работе на так называемой ионийской натурфилософии. Ионией греки называли греческие города Малой Азии. Благодаря близости к Востоку, к восточным рынкам, к восточной культуре, в греческих городах Малой Азии — в Эфесе, в Милете, в Смирне — наиболее интенсивно бился пульс экономической и социальной, а значит и духовной жизни греков. До того как греческие малоазиатские города были завоеваны персами, Иония являлась передовой частью Греции, и не мудрено, что именно там на грани между VII и VI вв. до н. э. была создана первая философская школа и вместе с тем были положены и первые основы науки.

 

Мыслители этого периода прибегают  к природе, космосу, еще не противопоставляя человека миру. То, что греческие  мыслители начали свои философские  поиски с попыток постижения мира, в отличие от мыслителей Индии  и Китаю, которые начинали с анализа преимущественно социально-этической проблематики, вызванное тем, что они принадлежали преимущественно к торгово-ремесленному слою, для которого прежде всего важное было знание о мире.

 

Натурфилософия — система умозрительных  представлений о природе, которая объединяла некоторые научные догадки и философские обобщения. Натурфилософия охватывала все знания о мире, то есть не только философское знание, а и конкретно-научные догадки давних людей. Такое объединение науки и философии оказалось плодотворным для них обеих. В сфере науки греки, будучи учениками египтян и вавилонянинов, значительно превзошли их. Наукой в Египте и Вавилоне занимались жрецы, научные знания обслуживали религиозно-культовые нужды, которое не всегда содействовало развитию науки. Вавилонские математики, например, знали, что отношение длины круга к диаметру — число, больше числа 3, но из религиозных соображений считали его равным 3. Греки, перенимая восточные знания, освобождали их от религиозной оболочки. В них научное знание формировалось независимо от религии, как знание светское. Имело значение и то, что мифология у греков не приобрела четкую каноническую форму, возможно, благодаря тому, что в Давней Греции не существовало единого централизованного государства деспотического типа. Поэтому мифология не имела такой власти над философией. Это стечение обстоятельств, который содействовал объединению философии и науки, стал ручательством плодотворного развития философии в Давней Греции.

Информация о работе Первые натурфилософские школы древней Греции