Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:11, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение взглядов философов милетской школы, особенностей их мировоззренческой и научной позиции.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть философию Древней Греции по этапам развития;
Проанализировать философские взгляды Фалеса, как основателя милетской школы;
Введение.....................................................................................................3
Глава I. Культура и философия Древней Греции...................................5
Глава II. Философские взгляды Фалеса………………………...............10
Глава III. Космологические теории Анаксимандра и Анаксимена..........15
Заключение ...............................................................................................20
Литература.................................................................................................21
Первые натурфилософские школы древней Греции
Введение......................
Глава I. Культура и философия Древней
Греции........................
Глава II. Философские взгляды Фалеса………………………...............
Глава III. Космологические теории Анаксимандра и Анаксимена..........15
Заключение ..............................
Литература....................
Введение
Европейская и значительная часть
современной мировой
Философия в Древней Греции возникает на рубеже VII-VI вв. до н. э. Известно, что первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, чья жизнь и деятельность выпадает на VI в. до н. э.
Ионийская философия, которая заключает в себе первые натурфилософские школы Древней Греции была представлена в основном Милетской школой и философом-одиночкой Гераклитом. Ионийская философия в целом стихийно-материалистична и наивно-диалектична, что не исключает наличия в ней и элементов идеализма. Ионийская философия - это протофилософия. Для нее характерны еще отсутствие поляризации на материализм и идеализм, чем и объясняются стихийность ее материализма и уживчивость его с зачатками идеализма, наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской терминологии и связанная с этим иносказательность, представление физических процессов в контексте моральной проблематики, что свидетельствует о том, что и античная философия в известной мере рождается как этика. Актуальность настоящей темы заключается в ее тесном переплетении с современной философской проблематикой в ее общих смыслах, например, проблемы первоначала, проблемы единичного и общего. Эти ранние философские системы иллюстрируют эволюцию взглядов на космогонические проблемы и представляют большой интерес своей образностью.
Целью данной курсовой работы является изучение взглядов философов милетской школы, особенностей их мировоззренческой и научной позиции.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть философию Древней Греции по этапам развития;
Проанализировать философские взгляды Фалеса, как основателя милетской школы;
Изучить развитие милетской философии
в философских учениях о
Глава I Культура и философия Древней Греции
На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.
Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.
На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до нашей эры (например Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии.
Спецификой греческой философии
Уже у первых "физиков" философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм древней философии (термин "онтология" в переводе с греческого означает "учение о бытии"). Её центральный мотив - выяснить, что действительно есть, то есть пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от характерных для мифологии персонификаций, а тем самым от образа "порождения". На место мифологического порождения у философов становится причина.
Для ранних натурфилософов
характерна особого рода
Освобождение от
Греческая античная философия
сформировалась в VII - VI вв. до нашей
эры. Своим характером и
В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:
I. - от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики.
П. - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры - определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.
Ш. - конец IV - II вв. до нашей эры - в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ.
IV. - I в. до нашей эры - V - VI вв. нашей эры - т.н. римский период. Далее речь будет идти о первом этапе развития древнегреческой философии. Произведения досократовских философов сохранились только во фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике более поздних античных авторов. Из этих фрагментов весьма сложно выводить цельные философские взгляды. Такие цитаты имеются, например, в работе Диогена Лаэртского “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов”, а также трудах Платона, Плутарха, Секста Импирика, Климента Александрийского. Однако современная наука подвергает сомнению точность некоторых цитат. В частности, Платон “цитирует” весьма вольно и часто придает мыслям других авторов (Кратила, Парменида) такое значение, которые по меньшей мере не совпадает с тем, что пишут другие авторы.
Также как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих авторов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. Однако подход мифологии и первых философов к данной проблематике отличается коренным образом. Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает вместе в постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии и терминологии мифологического мышление. Возникновение философии связано с определенным уровнем абстрактного (рационального мышления), которое способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации. Так вот у истоков собственно греческой философии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что является основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы определяют его развитие.
Вопрос о первоначале является
основным в онтологии древнегреческих
философов. И в этом смысле философия
перекликается с мифологией, наследует
ее мировоззренческую
Греческая философия не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания. В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории. Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.
Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов — космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, красота, .наряд, порядок). Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоте. Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну — космологию. Рассмотрев всю сущность культуры и философии Древней Греции, более подробно рассмотрим в следующей главе философию Фалеса. Он был первым основателем философской школы в Милете .
Глава II. Философские взгляды Фалеса
Более подробно остановимся в данной куровой работе на так называемой ионийской натурфилософии. Ионией греки называли греческие города Малой Азии. Благодаря близости к Востоку, к восточным рынкам, к восточной культуре, в греческих городах Малой Азии — в Эфесе, в Милете, в Смирне — наиболее интенсивно бился пульс экономической и социальной, а значит и духовной жизни греков. До того как греческие малоазиатские города были завоеваны персами, Иония являлась передовой частью Греции, и не мудрено, что именно там на грани между VII и VI вв. до н. э. была создана первая философская школа и вместе с тем были положены и первые основы науки.
Мыслители этого периода прибегают к природе, космосу, еще не противопоставляя человека миру. То, что греческие мыслители начали свои философские поиски с попыток постижения мира, в отличие от мыслителей Индии и Китаю, которые начинали с анализа преимущественно социально-этической проблематики, вызванное тем, что они принадлежали преимущественно к торгово-ремесленному слою, для которого прежде всего важное было знание о мире.
Натурфилософия — система
Информация о работе Первые натурфилософские школы древней Греции