Пифагор и пифагорейцы: религиозное, научное и философское учение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 06:01, реферат

Описание работы

Этот cоюз имел целью господство лучших в религиозном, научном, философском - короче, “нравственном” смысле. Пифа-гор попытался создать “аристократию духа” в лице своих учени-ков, которые вели государственные дела так отменно, что поис-тине это была аристократия, что значит “владычество лучших”.
Популярность Пифагора в Кротоне объясняется незаурядными личными качествами философа, его умением увлечь за собой людей. Но не только сила личности и мудрость Пифагора, но и высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов, притягивала к нему единомышленников.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 31.95 Кб (Скачать файл)

 

6. Учение  о  переселении  душ.

 

Было  в  учении  Пифагора  и  много  мистического,  туманного

и  просто  смешного  не  только  для  наших  современников,  но  и  для  современников  Пифагора.  Среди  такого  рода  доктрин  было  учение  о  бессмертии  души,  о  посмертном  переселении  души  человека  в  животных,  о  том, “что  все  рожденное  вновь  рожда-ется  через  промежутки  времени,  что  ничего  нового  на  свете  нет  и  что  все  живое  должно  считаться  родственным  друг  другу”.

     У  пифагорейцев  были  специфические  представления  о  приро-де  и  судьбе  души.  Душа  -  существо  божественное,  она  заклю-чена  в  тело  в  наказание  за  прегрешения.  Высшая  цель  жизни  -  освободить  душу  из  телесной  темноты  и  не  допустить  пересе-ления  ее  в  другое  тело.  Для  достижения  этой  цели  необходимо  выполнять  моральный  кодекс “пифагорского  образа  жизни”.

     Из  учения  о  переселении  душ  следовали  и  предписания,  за-прещающие  убивать  животных  и  питаться  их  мясом,  так  как  в  животном  могла  обитать  душа  умершего  человека.

     Многие  весьма  прохладно  принимали  эту  часть  пифагорей-ского  учения  и  часто  его  осмеивали  и  приписывали  иностран-ное  влияние.

 

7. Философия  числа.

 

Основная  философская  направленность  Пифагора  состояла  в

философии  числа.  Числа у  пифагорейцев  вначале  вообще  не от-личались  от  самих  вещей  и,  следовательно,  были  просто  число-вым  образом.  При  этом  числовым  образом  понимались  не  толь-ко  физические  вещи,  но  и  вообще  все  существующее,  как,  на-пример,  добро  или  добродетель.  Затем  они  стали  трактоваться   как  сущности,  принципы  и  причины  вещей.

      Пифагорейцы,  предавшись  математическим  занятиям,  считали  началами  всего  -  числа,  так  как  в   числах  они  находили  много  сходства  с  тем,  что  существует  и  происходит,  и  в  числах  пер-вичные  элементы  всех  математических  начал.

      Вначале  пифагорейцы  формируют  сугубо  конкретное  физиче-ское  понимание  числа:  числа – особые  протяженные  вещи,  из  которых  составляются  предметы  чувственного  мира.  Они -  нача-ло  и  элемент  всего  сущего.  Логическая  основа  этого  представ-ления- геометрическое  понимание  чисел:  единица – это  точка,  две  точки  определяют  прямую  линию,  три  точки – плоскость.  Отсю-да  представления  о  треугольниках,  квадратах,  прямоугольниках.  Треугольник  -  есть  первоисточник  рождения  и  сотворения  раз-личных  видов  вещей.  Квадрат  несет  в  себе  образ  божественной  природы,  эта  фигура  символизирует  высокое  достоинство,  ибо  прямые  углы  предают  целостность,  а  количество  сторон  способ-но  устоять  перед  силой.  Здесь  нужно  упомянуть  о  главном  пи-фагорском  символе  -  пифагорская звезда,

которая  образована  диагоналями  правильного  пятиугольника.

      Поразительным  является  и  еще  одно  обстоятельство.  Именно

звездчатый  пятиугольник  наиболее  распространен  в  живой  при-роде  (вспомним  цветы  незабудки,  гвоздики,  колокольчика,  виш-ни,  яблони  и  т.д.)  и  принципиально  не  возможен  в  кристал-

лических  решетках  неживой  природы.  Симметрию  пятого  поряд-ка  называют  симметрией  жизни.  Это  своеобразный  защитный  механизм  живой  природы  против  кристализации,  против  окаме-нения,  за  сохранение  живой  индивидуальности.  И  именно  эту  геометрическую  фигуру  пифагорейцы  выбирают  в  качестве  сим-вола  здоровья  и  жизни.

      Пифагорейская  звезда  (пентаграмма)  была  тайным  знаком,  по  которому  пифагорейцы  узнавали  друг  друга.

      Из  множества  чисел  священно  число  “36” :  1  +   2   +   3 .

Оно  состоит  из  единицы,  а  без  единицы  нет  ни одного  числа  и  она  символизирует  “ед.” -  единство  бытия  и  мира. 

Оно  состоит  из  двойки,  которая  символизирует  принципиальную  полярность  во  Вселенной:  свет-тьма,  добро-зло  и т.д.

Оно  состоит  из  тройки,  совершеннейшей  из  чисел,  ибо  имеет  начало,  середину  и  конец.

Кроме  того,  в  числе  “36”  возможны  удивительные  превращения,  например:  36 = 1+2+3+4+5+6+7+8.

     Можно  сделать  вывод,  что  числа  у  пифагорийцев  выступают  основополагающими  универсальными  объектами,  к  которым  предполагалось  свести  не  только  математические  построения,  но  и  все  многообразие  действительности.  Физические,  этические,  социальные  и  религиозные  понятия  получили  математическую  окраску.  Науке  о  числах  отводится  огромное  место  в  системе  мировоззрения, т.е.  фактически  математика  объявляется  филосо-фией.

     Особое  значение  пифагорейцы  приписывали  числам  в  деле  познания. По  Филолаю “число – есть основание  оформленности  и  познаваемости  всего  сущего.  Все  познаваемое  имеет  число.  Ибо  без  него  невозможно  ничего  ни  понять,  ни  познать”.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  Значение  религиозного,  научного  и  философского  учения  пифагорейцев.

 

     Длительная  и  сложная  история  пифагоризма  ставит  перед  исследователями  немало  вопросов.  Однако  можно  сформулиро-вать  следующие  достаточно  обоснованные  оценки  смысла  и  теоретического  содержания  пифагорийских  учений.

     Идеология  пифагоризма  включает  три  главных  компонента:  религиозно-мифологически-магический;  научный,  связанный  с  развитием  математики;  и  философский.  Последний  аспект  де-монстрирует  стремление  найти  “начало” всего  сущего  и  с  его  помощью  объяснить  мир,  человека  и  его  место  в  космосе.  Од-нако  ведущая  материальная  тенденция  заменяется  идеалистиче-ской,  которая  опиралась  на  важнейшее  открытие, связанное  с  развитием  математического  знания,  -  обнаружение  возможности  выявления  упорядоченных  и  численно  выразимых  количествен-ных  отношений  всего  сущего.

      Раскрывавшаяся  пифагорейцами  числовая  закономерность  сущего  -  это  протяженный  мир  тел,  математические  законо-мерности  движения  небесных  тел,  законы  музыкальной  гармо-нии,  закон  прекрасного  устройства  человеческого  тела   и  др.  открытия  -  предстали  как  торжество  человеческого  разума,  ко-торым  человек  обязан  божеству.

     К  сожалению,  за  тысячу  лет  антично  традиции  реальные  и  вызывающие  глубокое  уважение  к  личности  Пифагора  сведения  были  перемешаны  со  множеством  легенд,  сказок  и  небылиц. Можно  было  бы  много  чудес  рассказать  о  Пифагоре.  Но  глав-ное  чудо,  прославившее  его,  состояло  в  том,  что  он  вывел  че-ловечество  из  лабиринтов  мифотворчества  и  богоискательства  к  берегам  океана  точного  знания.  Утренние  купания  пифагорей-цев  в  волнах Ионического  моря  были  и  ежедневной  прелюдией  к  плаванию  по  океану  знания.  Только  целью  плавания  были  не  поиски  сокровища,  а  поиски  истины.

     Пифагор  был,  видимо, первым,  кто  открыл  человечеству  мо-гущество  абстрактного  знания.  Он  показал,  что  именно  разум,  а  не  органы  чувств  приносят  человеку  истинное  знание.  Вот  почему  он  советовал  своим  ученикам  переходить  от  изучения  физических  объектов  к  изучению  абстрактных  математических  объектов.  Так  математика  становится  у  Пифагора  орудием  по-знания  мира.  А  за  математикой  следует  и  философия,  ибо  фи-лософия  есть  не  что  иное,  как  распространение  накопленного   специального  (в данном  случае  математического)  знания  на  об-ласть  мировоззрения.  Так  рождается  знаменитый  пифагорейский  тезис:  “Все  есть  число”.  Так  в  недрах  пифагорейского  союза  рождаются  математика  и  философия.

      Они  считали  возможным  при  помощи  математики  достиг-нуть  очищения  и  соединения  с  божеством.  Математика  была  одной  из  составных  частей  их  религии. “Бог  -  это  единство, а  мир  -  множество  и  состоит  из  противоположностей.                   

  То,  что  приводит  противоположности  к  единству  и  соединяет  все  в  космос,  есть  гармония.  Гармония  является  божественной

   и  заключается  в числовых  отношениях.  Кто  до  конца  изучит эту  божественную  числовую  гармонию,  сам  станет  божествен-

   ным  и  бессмертным”.

 

Таков  был  пифагорейский  союз  -  любимое  детище великого  эллианского  мудреца.  Воистину  то  был  союз  истины,  добра

   и  красоты.         

     

 


Информация о работе Пифагор и пифагорейцы: религиозное, научное и философское учение