Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 15:27, реферат
Пифагорейская философия - или, точнее, совокупность учений, носивших это название, - зародилась в VI в. до нашей эры и в III в. нашей эры растворилась в неоплатонизме. За время существования она неоднократно изменяла свое первоначальное значение. Первые два века приходятся на развитие старопифагорейской школы, и уже в этот период в ее среде намечаются значительные разногласия. Затем, во второй половине IV в., пифагорейское учение поглощается платонизмом, а сама школа продолжает существовать в виде мистической секты или религиозного союза, в котором научная деятельность теряется. Начиная с II в. пифагорейство возрождается, но это, по сути, совершенно другое учение, стремящееся объединить Платона, Аристотеля и стоиков в сборной схеме, которая выдается за подлинную философию Пифагора, вкладывается в якобы древние пифагорейские символы и развивается в большом количестве подложных сочинений, приписываемых Пифагору и ближайшим его ученикам.
Введение……..………………………………………………………………….......3
Глава 1. Пифагор и его союз…………………………………………………..…...4
Глава 2. Философские начала пифагорейцев…………………………………..…7
2.1 Математическое объяснение мира……………………………………...7
2.2 Роль чисел………………………………………………………………...8
2.3 Геометрическое объяснение мира…………………………………........9
2.4 Таблица противоположностей……………………………………….....11
Глава 3. Космология……………………………………………………………….13
Заключение………..……………………………………………………………......15
Список использованной литературы……………..…………………………........16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет
Кафедра Философии, политологии и социологии
Дисциплина: Философия
Реферат
ПИФАГОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Выполнила:
Санкт-Петербург
2014
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……..………………………………………………
Глава 1. Пифагор и его союз…………………………………………………..…...4
Глава 2. Философские начала пифагорейцев…………………………………..…7
2.1 Математическое объяснение мира……………………………………...7
2.2 Роль чисел……………………………………………………
2.3 Геометрическое объяснение мира…………………………………........9
2.4 Таблица противоположностей…………
Глава 3. Космология……………………………………………………
Заключение………..………………………………………
Список использованной литературы……………..…………………………...
3
Введение
Пифагорейская философия - или, точнее, совокупность учений, носивших это название, - зародилась в VI в. до нашей эры и в III в. нашей эры растворилась в неоплатонизме. За время существования она неоднократно изменяла свое первоначальное значение. Первые два века приходятся на развитие старопифагорейской школы, и уже в этот период в ее среде намечаются значительные разногласия. Затем, во второй половине IV в., пифагорейское учение поглощается платонизмом, а сама школа продолжает существовать в виде мистической секты или религиозного союза, в котором научная деятельность теряется. Начиная с II в. пифагорейство возрождается, но это, по сути, совершенно другое учение, стремящееся объединить Платона, Аристотеля и стоиков в сборной схеме, которая выдается за подлинную философию Пифагора, вкладывается в якобы древние пифагорейские символы и развивается в большом количестве подложных сочинений, приписываемых Пифагору и ближайшим его ученикам. Почти все “пифагорейские” произведения, дошедшие до наших дней во фрагментах или известных только по заглавиям, принадлежат к этому периоду. Таким образом, разбираясь в сведениях или источниках, касающихся пифагорейского учения, необходимо различать источники относящиеся к раннему периоду и периоду неопифагорейства. Сам же Пифагор по преданиям не оставил письменного изложения своего учения.
Учитывая все это, изучение
истории пифагорейской школы, а также
самого учения представляет трудности,
личность Пифагора остается во многом
загадочной и неизвестной. Существует
точка зрения, отделяющая Пифагора от
пифагорейцев, причисляя его к мистикам
и видя в нем религиозного учителя, близкого
к орфикам и чуждого научного духа, и помещая
пифагорейцев лишь после досократовских
физиков. Но, несмотря на большую разницу
между ранними и поздними пифагорейцами,
те и другие проникнуты одним общим духом.
4
Глава 1. Пифагор и его союз
Пифагор, сын Мнесарха, уроженец острова Самос, прославился уже среди современников как религиозный учитель, ученый и философ, превосходивший всех своими познаниями. Предания много рассказывают о путешествиях Пифагора, хотя достоверно о них почти ничего не известно, кроме, пожалуй, его путешествия в Египет. Мало известно и об учителях Пифагора. Вероятно только его знакомство с учением Анаксимандра и других представителей милетской школы. Возможно также, что он был знаком с учением Ферекида. Приблизительно около 530 г. Пифагор переселился в Кротон, важный культурный центр Великой Греции в Южной Италии, где он основал союз, носивший его имя. Пифагорейские мистерии уже в древности сближались с орфическими. Политикой и религией деятельность союза не ограничивалась: союз был философской школой, а Пифагор одним из величайших греческих мыслителей, создателем научной геометрии, теории чисел, учения о гармонии и основатель оригинального философского миросозерцания, видевший во Вселенной царство математических законов.
В Пифагоре видели то исключительно религиозного реформатора, мистика или пророка, то моралиста и политического организатора, то исключительно ученого и философа. Между тем оригинальность Пифагора заключена именно в своеобразном соединении различных сторон духовной деятельности, в основании нового, особого “образа жизни”: его союз был одновременно церковью, философской школой и политическим объединением, распространявшимся далеко за пределы Кротона. По всем данным, союз этот был довольно многочисленным, и члены его активно вмешивались в политическую жизнь. В самом Кротоне еще при Пифагоре союз вызвал сильную оппозицию, во главе которой встал демагог Килон. Пифагор был вынужден переехать в Метапонт, где и умер в V или IV веке (точных сведений нет). После его смерти политическая деятельность союза не прекращается. Парменид был политическим деятелем в Элее, его ученик Зенон пал мучеником
5
за свободу родного города, Эмпидокл Агригентский был демагогом, борцом
против тирании.
Приблизительно во второй половине V в. в Южной Италии произошел разгром пифагорейского союза. Из Кротона движение против союза быстро распространилось и по другим городам. Остатки пифагорейцев рассеялись, некоторые переселились в Грецию, как, например, Лисис и Филолай, гостившие в Фивах в конце V в. Смуты прекратились лишь при помощи посланцев из Археи, - Кротон был архейской колонией. Пифагорейцы снова вернулись в Италию и вновь достигли значительного влияния.
Таким образом, борьба с тиранией и столкновения с демократией являются характерными чертами пифагорейской политики. Создавая аристократический союз, Пифагор, по-видимому, его политической целью видел создание новой аристократии, образовывающей господство лучших посредством религиозного союза и воспитания в философской школе. Союз Пифагора впоследствии внушил Платону его идеал государства, управляемого философами. Но замысел Пифагора оказался более практичным и осуществимым: ему на деле удалось сплотить могущественную образованную аристократию, в состав которой вошли выдающиеся политические деятели, ученые, философы, врачи, атлеты. Интересно, что в союз допускались женщины.
Для человеческого общества нет зла хуже безначалия, и для спасения общества необходимо существование правителей. От правящих требуется просвещение и гуманность, человеколюбие, от управляемых - не только повиновение, но и почтение к старшим, к правящим, почитание отечественных богов и отечественных законов, почитание родителей и правителей: вот нравственно-религиозная основа нормального общества. Для того чтобы достойно и успешно делать свое государственное дело, правящие должны быть действительно лучшими людьми - не по рождению, а по доблести, силе, разуму, по развитию своих способностей и добродетелей. И отсюда требование воспитания, религиозного, умственного и нравственного, которое
6
осуществляется в союзе.
Пифагор был учителем жизни, и еще во времена Платона популярность
его и его последователей связывалась
преимущественно с тем новым “образом
жизни”, которого они придерживались.
Школа была своего рода религиозным орденом,
и основатель его уже в V веке пользовался
высшим религиозным авторитетом. В его
учении целью служит спасение души, которая
есть бессмертное демоническое существо,
падшее в земной мир и , в наказание, заключенное
“под стражу”, в “темницу” тела. Душа
не имеет необходимой связи с телом, в
котором она живет, и может переселяться
в другие тела. После смерти, разлучившись
с телом, душа получает возмездие в загробном
мире, а по истечении определенного срока
воплощается вновь в каком-нибудь человеческом
или животном теле. Легенды повествуют
о том, что Пифагор обладает памятью своих
предшествовавших воплощений и, по-видимому,
представления о таком чудесном воспоминании
были распространены у пифагорейцев V
веке.1
7
Глава 2. Философские начала пифагорейцев
2.1. Математическое объяснение мира
По свидетельству Евдема, Пифагор впервые обратил занятия геометрией в научную деятельность, рассмотрев ее не с прикладной точки зрения примеров и задач, а исследовал теоремы и их доказательства. Он создал учение о несоизмеримости и пяти правильных телах. Ему же приписывается теорема, носящая его имя, о квадратах сторон прямоугольного треугольника. Таким образом, Пифагор является основателем дедуктивной геометрии. Еще больше занимался он теорией чисел, начало которой также принадлежит Пифагору: ему приписывают учение о четных и нечетных числах, о квадратных и гармонических числах. Также к Пифагору относят первое применение математики к музыке, открытие законов музыкальной гармонии. Есть основания полагать, что Пифагору принадлежат и некоторые астрономические наблюдения и заключения в духе его предшественников милетской школы. В какой степени все это достоверно и в какой степени труды последователей и учеников приписываются самому учителю ответить трудно. Во всяком случае, все направление школы предполагает открытие научной геометрии, занятия теорией чисел и попытку объяснить природу путем приложения геометрии и арифметики к физике. В этом суть пифагорейства, и его начальный научно-философский замысел принадлежит отцу научной математики - Пифагору.
“Так называемые пифагорейцы, - говорит Аристотель, - взялись за математические науки и подвинули их вперед. Вскормленные в этих науках, они признали математические начала за начала всего существующего. Из таких начал числа есть первые в природе, и им казалось, что в числах они видят множество подобий с вещами… так что данная особенность этих чисел является им как справедливость, другая как душа или разум, третья как благоприятный случай и так далее относительно всего остального; далее свойства и отношения музыкальной гармонии они усматривают также в числах. И таким образом, так как им казалось, что все прочее в природе своей уподобляется числам, а сами числа являлись им первыми из всей природы, то
8
они приняли, что элементы числа есть элементы всего существующего и что небо есть гармония и число. И все соответствия, какие они могли указать в числах или гармониях с состояниями или частями неба, или со строениями мирового целого, они собирали вместе и согласовывали друг с другом; а если где чего-нибудь не хватало, то они всячески усиливались прибавить что-нибудь, дабы придать связную последовательность всему своему построению”.2
Итак, пифагорейцы впервые занялись математикой и открыли в ней путь достоверного научного знания. Древние поэты верили в объективный закон, царствующий в мире: мир есть устроенное целое, лад или строй - “космос”, термин, по преданию, введенный в употребление Пифагором, также как “философ” и “философия”. Задача философа в том, понять этот строй Вселенной и его законы, и математика дает ключ к такому пониманию. Весь мир тел подчинен законам геометрии, так как форма тел и их пространственные отношения подчинены геометрическим законам. Открытие гармонических законов в музыке показывает, что не только отношение величин выражаются численно, но и качественные отношения допускают математическое определение. Таким образом, по мнению пифагорейцев, “все небо есть гармония и число”, все факты, соответствующие этому, собираются и “гармонизируются”, все недочеты восполняются для придания стройности системе.
2.2. Роль чисел
Среди поздних пифагорейцев существовало несколько различных теорий, пытавшихся объяснить мир с помощью чисел, часто смешивающихся с платоническими взглядами. Но в самых разных попытках решения видно единство основной проблемы: все существующее и возникающее, все свойства вещей объяснить математически. Решение этой задачи приводило к важным открытиям и гениальным догадкам в области физики, но поскольку все требовалось объяснить из математических начал или из числа, как “первого начала” математики, часто объяснения были невозможны или ошибочны.3
Пытаясь объяснить все количественными свойствами, пифагорейцам
9
приходилось приписывать числам качественные свойства: 1 - начало числа, причина единства и соединения, 2 - начало множества, разделения, 3 - первое проявление единства во множестве, 4 и 7, как средние пропорциональные числа между 1 и 10, являются началами всего пропорционального, а следовательно, гармонии, здоровья, справедливости, 4, кроме того, заключает в себе полноту числа, определяется как его “источник и корень”, скрывая в себе всю декаду (1+2+3+4=10), она есть начало и глава божеской, и небесной, и человеческой жизни. Числами определяется и форма предметов: единица соответствует точке, двойка - линии, тройка - плоскости, так как линия определяется двумя точками, плоскость - тремя, на том же основании четверка соответствует первому геометрическому телу - пирамиде, являясь началом телесности.
В теории чисел пифагорейцы изначально установили различие между четными и нечетными числами. “Чет” и “нечет” - это основные элементы числа, основные его виды, причем единица, являясь первым общим началом всех чисел, иногда определяется как “четно-нечетное” начало. Четные числа кратны двум, а значит, допускают элементарную форму деления - раздвоение. Нечетные , наоборот, не допускают такого раздвоения, противятся ему, заключая в себе единицу между равными числами (7=3+1+3). Поэтому “чет” обозначает раздвоение, множество, разлад, а “нечет” внутренне единство, цельность, согласие.
Большое место пифагорейцы уделяли связи арифметики с геометрией, попытке перевести арифметическое в геометрическое, придать числам телесность. Кроме применяемых сейчас квадратных и кубических числах, пифагорейцы говорили о числах линейных, плоскостных, многоугольных, телесных, продолговато-четырехугольных, треугольных, о числах-гномонах.
2.3. Геометрическое объяснение мира
Кроме арифметического объяснения мира среди пифагорейцев существовало и геометрическое объяснение.
Предшественник Пифагора Анаксимандр признавал началом всего