Пифагорейская школа – союз истины, добра и красоты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 20:36, реферат

Описание работы

Каждый из нас знает теорему Пифагора, доказанную им 8 тысяч лет назад. Но не каждому известно, что Пифагор был одним из величайших философов, учение которого, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Его великий труд умер вместе с ним и его учениками, разбросанными по всему свету после смерти учителя и не сумевшими восстановить школу, чтобы сохранить мудрость Мастера.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Пифагорейская школа – союз истины, добра и красоты………………………..4
Нравственные принципы и заповеди Пифагора………………………………....7
Образ жизни пифагорейцев……………………………………………………….8
Религиозно-философское учение…………………………………………………9
Научное мировоззрение Пифагорейцев. Космогония и космология…………...9
Учение о переселении душ……………………………………………………….11
Философия числа………………………………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Пифагорейская философия.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Пифагорейская школа – союз истины, добра и красоты………………………..4

Нравственные принципы и заповеди Пифагора………………………………....7

Образ жизни пифагорейцев……………………………………………………….8

Религиозно-философское учение…………………………………………………9

Научное мировоззрение Пифагорейцев. Космогония и космология…………...9

Учение о переселении душ……………………………………………………….11

Философия числа………………………………………………………………….12

Заключение………………………………………………………………………...15

Список использованной литературы…………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый из нас знает теорему Пифагора, доказанную им 8 тысяч лет назад. Но не каждому известно, что Пифагор был одним из величайших философов, учение которого, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Его великий труд умер вместе с ним и его учениками, разбросанными по всему свету после смерти учителя и не сумевшими восстановить школу, чтобы сохранить мудрость Мастера.

Учение Пифагора известно нам лишь в пересказах древних философов, не способных дать полного представления об этом человеке и о его учении. Но из этих отрывочных, малочисленных сведений мы можем судить о том, насколько умен был этот человек, и что его знания математики – лишь малая частица знаний, которую он не смог оставить будущим поколениям.

Непосредственные ученики Пифагора не оставили изложения его идей, поэтому вопрос о том, что же представляло собой пифагорское сообщество: политический союз, религиозное братство, философскую либо научную школу, или все это вместе взятое, до сих пор остается одним из самых дискуссионных в истории философии.

Биография работ по пифагореизму насчитывает сотни книг и статей. При этом, однако, трудно найти какой-либо факт, включая само историческое существование Пифагора, с которым согласились бы все высказывающиеся по этому вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пифагорейская школа – союз истины, добра и красоты

Пифагор (580-500 гг. до н.э.) родился у берегов Эгейского моря на острове Самос, одном из самых цветущих островов Ионии, в семье золотых дел мастера, резчика печатей и гравера Мнесарха. По преданию, в Дельфах, куда приехали Мнесарх с женой Парфенисой, оракул предрек им рождение сына, который прославится в веках своей мудростью, делами и красотой. Бог Аполлон, устами оракула, советует им плыть в Сирию. Пророчество чудесным образом сбывается - в Сидоне Парфениса родила мальчика. И тогда, по древней традиции, Парфениса принимает имя Пифиада, в честь Аполлона Пифийского, а сына нарекает Пифагором, то есть предсказанным пифией. В легенде ничего не говорится о годе рождения Пифагора; исторические исследования датируют его появление на свет приблизительно 580 годом до нашей эры. [2, c.325]

У своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получает знания основ музыки и живописи. Для упражнения памяти Гермодамас заставлял его учить песни из «Одиссеи» и «Илиады». Первый учитель прививал юному Пифагору любовь к природе и ее тайнам. «Есть еще другая Школа, - говорил Гермодамас, - твои чувствования происходят от Природы, да будет она первым и главным предметом твоего учения». Прошло несколько лет, и по совету своего учителя Пифагор решает продолжить образование в Египте, у жрецов. Попасть в Египет в то время было трудно, потому что страну фактически закрыли для греков. Да и властитель Самоса тиран Поликрат тоже не поощрял подобные поездки. При помощи учителя Пифагору удается покинуть остров Самос. Но пока до Египта далеко. Он живет на острове Лесбос у своего родственника Зоила. Там происходит знакомство Пифагора с философом Ферекидом - другом Фалеса Милетского. У Ферекида Пифагор учится астрологии, предсказанию затмений, тайнам чисел, медицине и другим обязательным для того времени наукам. [6, c.511]

Пифагор прожил на Лесбосе несколько лет. Оттуда путь Пифагора лежит в Милет - к знаменитому Фалесу, основателю первой в истории философской школы. От него принято вести историю греческой философии. Пифагор внимательно слушает в Милете лекции Фалеса, тогда уже восьмидесятилетнего старца, и его более молодого коллегу и ученика Анаксимандра, выдающегося географа и астронома. Много важных знаний приобрел Пифагор за время своего пребывания в Милетской школе. Но Фалес тоже советует ему поехать в Египет, чтобы продолжить образование. И Пифагор отправляется в путь. Перед Египтом он на некоторое время останавливается в Финикии, где, по преданию, учится у знаменитых сидонских жрецов. Пока он живет в Финикии, его друзья добиваются того, что Поликрат - властитель Самоса, не только прощает беглеца, но даже посылает ему рекомендательное письмо для Амазиса - фараона Египта.

В Египте, благодаря покровительству фараона Амазиса, Пифагор знакомится с мемфисскими жрецами. Ему удается проникнуть в «святая святых» - египетские храмы, куда чужестранцы не допускались. Чтобы приобщиться к тайнам египетских храмов, Пифагор, следуя традиции, принимает посвящение в сан жреца.

Учеба Пифагора в Египте способствует тому, что он сделался одним из самых образованных людей своего времени. В течение 22 лет он проходил обучение в храмах Мемфиса и получил посвящение высшей степени. Здесь же он глубоко изучил математику, «науку чисел или всемирных принципов», из которой впоследствии сделал центр своей системы. После смерти фараона Амазиса его преемник отказался выплатить ежегодную дань Камбизу, персидскому царю, что послужило поводом для войны. Персы не пощадили даже священные храмы. Подверглись гонениям и жрецы: их убивали или брали в плен. Пифагор вместе с египетскими жрецами попадает в персидский плен в Вавилон, где проводит еще 12 лет. [3, c.36]

Через двенадцать лет Пифагора освободил персидский царь Дарий Гистасп, прослышавший о знаменитом греке. Пифагору уже пятьдесят, он решает вернуться на родину.

С тех пор как Пифагор покинул Грецию, там произошли большие изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию и основали там города-колонии Сиракузы, Агригент, Кротон. Приблизительно в 530 году Пифагор возвратился в Грецию и вскоре переселился в Южную Италию, в г. Кротон.

В Кротоне (около 532г.) Пифагор создает собственную школу - пифагорейский союз, который был одновременно философской школой, политической партией и религиозным братством. Здесь были соединены философия с жизненной практикой, указывающей человеку достойный путь. В школу, наряду с юношами, принимались и девушки. Союз вскоре стал центром политической и духовной жизни всего Кротона. Кротонская школа имела многочисленные филиалы по всему итальянскому побережью. Ее выпускники проникли в высшие органы власти городов, неся пифагорейские идеалы порядка и гармонии в общественную жизнь и государственное управление.

Ритуал посвящения в члены пифагорейского братства был окружен множеством таинств, разглашение которых сурово каралось. «Когда к нему приходили младшие и желающие жить совместно, - рассказывает Ямвлих, - он не сразу давал согласие, а ждал, пока их не проверит и не вынесет о них свое суждение». Но и, попав в орден после строгого отбора и испытательного периода, новички могли только из-за занавеса слушать голос учителя, видеть же его самого разрешалось только после нескольких лет очищения музыкой и аскетической жизнью. Впрочем, это не был суровый христианский аскетизм, умерщвляющий плоть. Пифагорейский аскетизм для новичка сводился, прежде всего, к обету молчания. «Первое упражнение мудреца, - свидетельствует Апулей, - состояло у Пифагора в том, чтобы до конца смирить свой язык и слова, те самые слова, что поэты называют летучими, заключить, ощипав перья, за белой стеною зубов. Иначе говоря, вот к чему сводились начатки мудрости: научиться размышлять, разучиться болтать». [3, c.169]

Популярность Пифагора в Кротоне объясняется незаурядными личными качествами философа, его умением увлечь за собой людей. Но не только сила личности и мудрость Пифагора, но и высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов, притягивала к нему единомышленников. Именно талант политического оратора и религиозного проповедника принесли Пифагору успех. Недаром слово «Пифагор» означает «убеждающий речью».

 

Нравственные принципы и заповеди Пифагора

Нравственные принципы, проповедуемые Пифагором, и сегодня достойны подражания. Каждый человек должен следовать правилу: беги от всякой хитрости, отсекай от тела болезнь, от души невежество, от утробы - роскошество, от города – смуту, от семьи - ссору. Вещей, к которым стоит стремиться и которых следует добиваться, есть на свете три: во-первых, прекрасное и славное, во-вторых, полезное для жизни, в-третьих, доставляющее наслаждение. Но наслаждение имеется в виду не пошлое и обманчивое, не утоляющее роскошествами наше чревоугодие и сладострастие, а другое, направленное на прекрасное, праведное и необходимое для жизни.

Система морально-этических правил, завещанная своим ученикам Пифагором, была собрана в моральный кодекс пифагорейцев – «Золотые стихи». Они переписывались и дополнялись на протяжении всей тысячелетней истории. В 1808 г. в Санкт-Петербурге были опубликованы правила, начинавшиеся словами:

«Зороастр был законодателем персов. Ликург был законодателем спартанцев. Солон был законодателем афинян. Нума был законодателем римлян. Пифагор есть законодатель всего человеческого рода…» [1, c.95]

Книга содержит 325 Пифагорейских заповедей, одни из которых:

    • Сыщи себе верного друга: имея его, ты сможешь обойтись без Богов
    • Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пересыщения и всякого излишества
    • Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу
    • Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом
    • Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются [1, c.130]

 

 

 

 

Образ жизни Пифагорейцев

Пифагорейцы вели особый образ жизни, у них имелся свой особый распорядок дня. День пифагорейцам надлежало начинать со стихов:

«Прежде, чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью,

Думай, раскинь, какие дела тебе день приготовил.»

Проснувшись, они проделывали мнемонические упражнения, помогающие запоминать нужные сведения, а затем шли на берег моря встречать восход солнца, обдумывали дела предстоящего дня, после чего делали гимнастику и завтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего, возлияние Богам и чтение. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне, заканчивая его стихами:

«Не допускай ленивого сна на усталые очи,

Прежде, чем на три вопроса о деле дневном не ответишь:

Что я сделал? Чего не сделал? Что мне осталось сделать?»

Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине и психотерапии. Они разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, умения слушать и наблюдать. Они развивали память, как механическую, так и смысловую. Последняя же возможна лишь в том случае, если в системе знаний найдены начала.

Пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии. Именно у них возник термин «калокагатия», обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (добро) начала, гармонию физических и духовных качеств.

На протяжении всей истории Древней Греции калокагатия оставалась своеобразным культом для древних греков и от них перешла к древним римлянам.

Образ жизни пифагорейцев включал учение о различных способах обращения с людьми, в зависимости от их статуса в обществе. Смысл такого образа жизни – подчинение человека авторитету. В пифагорейском идеале не трудно увидеть гибкую, приспособленную к исполнению правящими группами общества социально-политическую концепцию. Построенная на авторитете общества и закона, она требует держаться отцовских обычаев и законов, даже, если они хуже других.

Пифагорейский образ жизни определялся тем, что нет зла большего, чем безвластие (анархия), что человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует. Высшая власть принадлежит Богу. Именно это является их принципом, и весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу. И основа этой философии состоит в том, что смешно поступать подобно людям, которые ищут блага где-то в другом месте, а не у Богов. После Богов следует почитать правителей, родителей и старших, а также закон.

 

 

Религиозно-философское учение

В религиозно-философском учении раннего пифагоризма различают две части: “акусмата” (услышанное), т.е. положения, устно и без доказательства преподнесенные учителем ученику, и “математа” (знание, учение, наука), т.е. собственно знания.

Положения первого типа включали указания на смысл вещей, предпочтительность тех или иных вещей и действий. Обычно они преподавались в форме вопросов и ответов: Что такое острова блаженных? - Солнце и Луна. Что самое справедливое? - Принесение Жертв. Что самое прекрасное? - Гармония и т.д.

Пифагорейцы имели множество символических изречений. Собрание этих изречений, называемых акусмами, заменяло собой устав общества. Например:

    • Сердце не ешь, т.е. не подтачивай душу страстями или горем
    • Огня ножом не вороши, т.е. не задевай дневных людей
    • Уходя, не оглядывайся, т.е. перед смертью не цепляйся за жизнь
    • Не садись на хлебную меру, т.е. не живи праздно

 

 

Научное мировоззрение пифагорейцев. Космогония и космология

Что же касается собственных знаний, то Пифагору приписывают геометрические открытия, такие, как известная теорема Пифагора о соотношении гипотенузы и катетов прямоугольного треугольника, учение о пяти правильных телах, в арифметике – начала геометрического истолкования числа, четности и нечетности числа и т.д.

Информация о работе Пифагорейская школа – союз истины, добра и красоты