Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:36, доклад
Родом из афинской аристократической семьи. Подлинное имя – Аристокл. «Платон» - прозвище, означающее «широкоплечий». Главный его учитель – Сократ. После смерти учителя, которую он переживал тяжело, он много лет странствовал, побывал в Египте, Финикии, Вавилоне, Персии и Ассирии. Он приехал в 399 г до н. э. в Сиракузы к правителю Дионисию, где планировал реализовать свой проект по преобразованию государства.
Платон (472-347 гг. до н. э.)
Биография
Родом из афинской аристократической семьи. Подлинное имя – Аристокл. «Платон» - прозвище, означающее «широкоплечий». Главный его учитель – Сократ. После смерти учителя, которую он переживал тяжело, он много лет странствовал, побывал в Египте, Финикии, Вавилоне, Персии и Ассирии. Он приехал в 399 г до н. э. в Сиракузы к правителю Дионисию, где планировал реализовать свой проект по преобразованию государства. Сначала тот обласкал его, но позже (скорее всего из-за ряда доносов) приказал продать его в рабство. Один из поклонников выкупил его. Платон вернулся в Афины, где открыл философскую школу – Академию. Позже Платон еще 2 раза ездил в Сиракудзы к Дионисию младшему, но обе попытки были неудачными.
Труды.
До нас дошли почти все сочинения Платона, хотя есть сомнения все ли труды его. Ему приписывают один монолог (Апология Сократа), 34 диалога (23 подлинных, 11 сомнительных), 13 писем (большинство считаются подложными). Важнейшие философские произведения: «Протагор», «Пир», «Менон», «Федр», «Государство», «Законы». Все записаны в художественной форме, главный герой почти везде Сократ.
Философские воззрения
Основоположник объективного идеализма. Центральное место занимает учение об идеях.
учение об идеях: Вслед за элиатами Платон отличает истинный мир – царство идей – от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Платоновское идеальное царство есть духовное множество, состоящее из идей.
«Идея», во временя Платона = «внешний вид, наружность, видимость, род, качество, образ, форма». Платоновские же идеи = объективированные понятия, извлеченные из человеческой головы и получающие самостоятельное существование в царстве идей.
Каждая идея вена и неизменна, число идей велико, но не бесконечно. Существуют идеи:
Царство идей – мир только благих сущностей, поэтому не существует идеи грязи или идеи преступления.
Иерархия идей (пирамида идей)
Благо Единое
Животное
Четвероногое животное
Корова лошадь
собака
Внизу идеи конкретных объектов, выше более общие идеи, наверху – абстрактные понятия (идея красоты, мужества). Венчает пирамиду единственная идея, но в одних работах она называется «Блага», а в других «Единого».
Для объяснения чувственного мира, Платон ввел понятие Материи («хора»). Материя телесна, но она мертва, бесформенна и непознаваема, материя вечна. Отсюда идеализм Платона – не строгий, а с элементами дуализма.
Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимосвязь: идеи являются прообразами вещей, а вещи причастны идеям, идеи присутствуют в вещах, вещи являются целями, определяющими развитие вещей.
Космология и космогония.
Наряду с идеями и материями существует Ум-демиург.
Ум-демиург – творец, устроитель мира, он порождает мировую душу и организует материю, вкладывая в нее идеи, как целесообразные причины, он же творит и других богов. Космос – живое существо, населенное душой и умом. Космос конечен и имеет форму шара. В центре земной шар, вокруг небесная сфера, где по разным окружностям вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. Небесные тела – боги, обладающие телом и душой, движение производится душами.
Учение о душе.
Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в царство идей), находится там, а потом возвращается на землю, вселяясь в тело новорожденного.
Гносеология.
Подлинное знание возможно только относительно царства идей, в чувственном мире возможно только мнение.
Когда душа вселяется в новое тело, она забывает, что знала ранее. Но некоторые способны кое-что вспомнить, отсюда истинное знание - это припоминание того, что душа знала ранее.
Учение о государстве.
Он создал первую модель идеального государства. Оно существовало не ради людей, а ради самого себя.
Платон считает, что причина создания государства в общественном разделении труда между людьми. Люди лучше работают, когда выполняют только одну работу, то есть задача – скоординировать человеческую деятельность. Три группы в идеальном государстве: правители-философы, стражи (воины) и ремесленники с земледельцами. Принадлежность определяется способностями, а не происхождением.
Стражи и правители не имеют частной и личной собственностью, живут на налоги ремесленников и земледельцев в общественных помещениях. Так же не имеют семей и сексуальные связи регламентируются тем, что лучшие сходятся с лучшими, детей после рождения сразу отдают на воспитание, так что родители не знают своих детей, чтобы взрослые относились ко всем детям как к родным.