Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:58, реферат
Цель данной работы – анализ трактатов «Государство» и «Политика», сравнение основных идей этих произведений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ГОСУДАРСТВО» 4
2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ПОЛИТИКА» 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСНОВНЫЕ
ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «
2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ПОЛИТИКА» 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
Проблема государственного
устройства была, есть и будет одной
из самых сложных и противоречивых
проблем, стоящих перед человечеством.
Первоначально этот вопрос формировался
в контексте религиозно-
Множество людей уже тысячи
лет пытаются понять, как возникло
государство и каким оно
Так же данной теме, проблеме общественного и государственно устройства, посвящен трактат Аристотеля «Политика». Данная работа содержит начала социальной и политической философии, политологии.
Объектом реферата является
концепция «государства» в
Предмет исследования – произведение Платона «Государство» и произведение Аристотеля «Политика».
Цель данной работы – анализ трактатов «Государство» и «Политика», сравнение основных идей этих произведений.
Платон начинает с того, что решает разделить граждан на три класса: простых людей, воинов и стражей. Только последние должны обладать политической властью. Стражей должно быть значительно меньше, чем людей, принадлежащих к первым двум классам. По-видимому, в первый раз они должны избираться законодателем; после того их звание обычно переходит по наследству; но в исключительных случаях подающий надежды ребенок может выдвигаться из одного из низших классов, тогда как среди детей стражей ребенок или молодой человек, не отвечающий требованиям, может быть исключен из класса стражей [1, с. 456].
Определение «справедливости», которое
является формальной целью
В государстве, которое,
Слово «справедливость», как оно
еще употребляется до сих пор
в праве, более подходит к
концепции Платона, чем слово
«справедливость», используемое в
политических спекуляциях. Под
влиянием демократической
Следует высказать несколько
соображений относительно
Следующее соображение состоит
в том, что определение «
Отрицательный тип государства выступает в четырех формах: как
тимократия, олигархия, демократия и тирания. В отрицательных формах государства вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедливого распределения обязанностей – насилие и насильственное принуждение, вместо стремления правителей к высшим целям общежития – стремление к власти ради низких целей [5, с. 359].
Первой во времени из этих отрицательных форм выступила, по Платону, тимократия, т. е. власть, основанная на господстве честолюбцев. В тимократии первоначально сохранялись черты совершенного строя: здесь правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ и от всех забот материальных. Однако со временем охотники до драгоценных металлов начинают втайне собирать и хранить золото и серебро в стенах своих жилищ, и, образ жизни меняется на роскошный. Так начинается переход от тимократин к олигархии – господству немногих над большинством. В олигархическом государстве расточители – богачи; подобно трутням в пчелином улье, они превращаются, а конце концов в бедняков. В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества. По Платону, закон этот в том, чтобы каждый член общества «делал свое» и притом «только свое». Напротив, в олигархии, во-первых, часть членов общества занимаются каждый самыми различными делами – и земледелием, и ремеслами, и войной. Во-вторых, в олигархии право человека на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек превращается в совершенно бесполезного члена общества.
Дальнейшее развитие олигархии
приводит, по Платону, к
Наихудшей формой отклонения
от идеального
Таким образом, мы можем
Аристотель определяет государство
как общение, организованное ради общего
блага. Этим государство
Семья составляет неотъемлемую часть государства [6; с.380, 401]. Аристотель под семьёй понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы, а глава семьи уподоблен монарху [6; с. 386].
В отличие от позднейших
теорий общественного договора, Аристотель
считает государство
Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности», прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться».
Домохозяйство включает в себя три науки: приобретения, пользования и управления [6; с. 398].
Аристотель критикует
идеальное государство Платона,
отстаивая необходимость
Аристотель разбирает
проблему гражданства. Гражданин —
это участник государства, то есть участник
суда присяжных и народного
По количеству граждан в государстве он различал три правильные (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления [6; с.457]:
Царская власть (монархия) — власть принадлежит одному правителю, которому власть передают по наследству или выбирают. Извращением царской власти является тирания.
Аристократия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду высшее благо государства. Извращением аристократии является олигархия (форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду выгоды состоятельных граждан.).
Полития — форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет. Эту форму правления Аристотель считает наилучшей, поскольку «масса менее подвержена порче» [6; с. 478]. Извращением политии является демократия (власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоды неимущих, то есть нищих.). В следующей главе он назовёт политию смешением олигархии и демократии [6; с. 502].
Аристотель перечисляет 5 элементов, составляющих государство [6; с.493]:
Народ — крестьяне, производящие продукты питания;
Ремесленники — создают орудия труда;
Торговцы — занимаются обменом и распределением товаров;
Чиновники — рационально управляют государством;
Военные — защищают государство.
Помимо вышеперечисленной
классификации население
Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части:
Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней;
Должностной орган;
Судебный орган.
Аристотель разбирает причины конфликтов в государстве. Одной из причин нестабильности он называет «разноплемённость населения», личные противоречия в среде правящего класса, а также демагогия, посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном [6; с. 537].
Для укрепления стабильности Аристотель предлагает «возбуждать у граждан разные опасения» [6; с. 545], а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о воспитании подрастающего поколения.
Аристотель проявляет эллинский патриотизм, заявляя, что только у эллинов мужество и ум находятся в гармонии. У европейцев есть мужество, но недостаёт ума, тогда как у азиатов есть ум, но недостаёт мужества [6; с. 601].