Платон и Аристотеть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:58, реферат

Описание работы

Цель данной работы – анализ трактатов «Государство» и «Политика», сравнение основных идей этих произведений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ГОСУДАРСТВО» 4
2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ПОЛИТИКА» 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 12

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 35.78 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ОСНОВНЫЕ  ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ГОСУДАРСТВО» 4

2. ОСНОВНЫЕ  ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ПОЛИТИКА» 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной  из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Первоначально этот вопрос формировался в контексте религиозно-мифологического  мировоззрения. Затем он попал в  поле зрения философов и фактически занимал центральное место в  практической философии Древнего мира.

         Множество людей уже тысячи  лет пытаются понять, как возникло  государство и каким оно должно  быть «в идеале». При этом  некоторые люди считают лучшим  сильное, боеспособное государство  с хорошей экономикой, другие  – государство, в котором каждый  человек ощущает себя вполне  свободным и счастливым. Так проблема  общественного, государственного  устройства перерастает в проблему  понимания блага, человеческих  ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат  Платона «Государство». Огромная  одаренность, всесторонний охват  изучаемых предметов, глубина  разработки делают учения Платона  источником влияния, далеко выходящего  за рамки общества, в котором  он жил и действовал. Платон  – первый крупнейший философ,  от которого до нашего времени  дошли почти все его сочинения.  Творческая эволюция взглядов  Платона отличается неустанными  поисками истины и неутомимой  жаждой познания.

Так же данной теме, проблеме общественного и государственно устройства, посвящен трактат Аристотеля «Политика». Данная работа содержит начала социальной и политической философии, политологии.

Объектом реферата является концепция «государства» в трудах древних философов.

Предмет исследования –  произведение Платона «Государство»  и произведение Аристотеля «Политика».

Цель данной работы –  анализ трактатов «Государство»  и «Политика»,  сравнение основных идей этих произведений.

1.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ГОСУДАРСТВО»

          Платон начинает с того, что  решает разделить граждан на  три класса: простых людей, воинов  и стражей. Только последние  должны обладать политической  властью. Стражей должно быть  значительно меньше, чем людей,  принадлежащих к первым двум  классам. По-видимому, в первый раз они должны избираться законодателем; после того их звание обычно переходит по наследству; но в исключительных случаях подающий надежды ребенок может выдвигаться из одного из низших классов, тогда как среди детей стражей ребенок или молодой человек, не отвечающий требованиям, может быть исключен из класса стражей [1, с. 456].

          Определение «справедливости», которое  является формальной целью всего  обсуждения, достигается в четвертой  книге. Нам говорят, что справедливость  состоит в том, что каждый  выполняет свою собственную работу  и не вмешивается в чужие  дела: город справедлив, когда купец,  наемник и страж – каждый  выполняет свою собственную работу, не вмешиваясь в работу других классов [2, с. 238].

         В государстве, которое, подобно  древнему Египту или королевству  инков, остается неизменным из  поколения в поколение, работой  человека является работа его  отца. Но в государстве Платона  ни один человек не имеет  какого-либо законного отца. Поэтому  его работа должна определяться  или в зависимости от его  собственных вкусов, или на основании  суждения государства о его  способностях. Очевидно, последнее  было бы желательно для Платона.  Но некоторые виды работы, хотя  и требующие высокого мастерства, могут считаться вредными. Поэтому  важной задачей правительства  является определение того, в чем состоит работа человека [3, с. 459].

          Слово «справедливость», как оно  еще употребляется до сих пор  в праве, более подходит к  концепции Платона, чем слово  «справедливость», используемое в  политических спекуляциях. Под  влиянием демократической теории  мы стали ассоциировать справедливость  с равенством, тогда как для  Платона она не имела такого  значения. «Справедливость», в том  смысле, в каком она является почти синонимом «права», как, например, когда мы говорим о «суде», касается главным образом прав собственности, которые не имеют никакого отношения к равенству. Первое определение «справедливости», предложенное в начале «Государства», гласит, что она состоит в уплате долгов. Это определение вскоре оставляется как несоответствующее, но кое-что от него остается и в конце [3, с. 144].

          Следует высказать несколько  соображений относительно определения  Платона. Во-первых, оно допускает  возможность неравенства во власти  и в привилегиях без справедливости. Вот почему Платон предусматривает  выдвижение и понижение граждан,  хотя и считает, что двойное  преимущество рождения и образования  приведет в большинстве случаев  к превосходству детей стражей  над детьми других классов. 

         Следующее соображение состоит  в том, что определение «справедливости»  у Платона предполагает государство,  организованное или согласно  традиции, или согласно его теории  и осуществляющее в целом какой-то этический идеал [4, с. 279].

          Отрицательный тип государства  выступает в четырех формах: как

тимократия, олигархия, демократия и тирания. В отрицательных формах государства вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедливого распределения обязанностей – насилие и насильственное принуждение, вместо стремления правителей к высшим целям общежития – стремление к власти ради низких целей [5, с. 359].

          Первой во времени из этих  отрицательных форм выступила,  по Платону, тимократия, т. е. власть, основанная на господстве честолюбцев. В тимократии первоначально сохранялись черты совершенного строя: здесь правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ и от всех забот материальных. Однако со временем охотники до драгоценных металлов начинают втайне собирать и хранить золото и серебро в стенах своих жилищ, и, образ жизни меняется на роскошный. Так начинается переход от тимократин к олигархии – господству немногих над большинством. В олигархическом государстве расточители – богачи; подобно трутням в пчелином улье, они превращаются, а конце концов в бедняков. В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества. По Платону, закон этот в том, чтобы каждый член общества «делал свое» и притом «только свое». Напротив, в олигархии, во-первых, часть членов общества занимаются каждый самыми различными делами – и земледелием, и ремеслами, и войной. Во-вторых, в олигархии право человека на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек превращается в совершенно бесполезного члена общества.

         Дальнейшее развитие олигархии  приводит, по Платону, к последовательному  развитию ее в еще худшую  форму государственного устройства  – в демократию. Это власть  и правление большинства, но  правление в обществе, в котором  противоположность между богатыми  и бедными обостряется еще  сильнее, чем при олигархии.  Развитие роскошного образа жизни  в олигархии, неудержимая и  неукротимая потребность в деньгах  приводят молодых людей в лапы  ростовщиков, а быстрое разорение  и превращение богатых в бедняков  способствует возникновению зависти,  злобы бедных против богатых  и злоумышленных действий против  всего государственного строя,  гарантирующего богатым господство  над бедными. Рост возмущения  бедных против богатых приводит  к восстанию. Если восстание  заканчивается победой бедняков, то они часть богачей уничтожают, другую часть изгоняют, а государственную  власть и функции управления  разделяют между всеми оставшимися  членами общества. Это и есть  демократия.

          Наихудшей формой отклонения  от идеального государственного  строя Платон признал тиранию.  Это власть одного над всеми  в обществе. Возникает эта власть, подобно предыдущим формам, как  вырождение предшествующей ей  демократической формы правления [5, с. 360].

         Таким образом, мы можем сделать  следующие выводы: важное место  в  мировоззрении Платона принадлежит  его взглядам на общество и  государство, чему и посвящен  его главный труд «Государство»,  который состоит их трех частей. Главной целью этого произведения является определение такого понятия как «справедливость». В четвертой книге Платон дает определение этому понятию: «Справедливость состоит в том, что каждый выполняет свою собственную работу и не вмешивается в чужие дела: город справедлив, когда купец, наемник и страж – каждый выполняет свою собственную работу, не вмешиваясь в работу других классов». В своей работе Платон также выделил четыре типа отрицательного государства, наихудшей формой из которых является демократия, а наихудшей формой отклонения от идеального государственного строя Платон признал тиранию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ПОЛИТИКА»

Аристотель определяет государство  как общение, организованное ради общего блага. Этим государство противопоставляется  семье — «общению, естественным путём возникшее для удовлетворения повседневных надобностей» [6; с. 377]

Семья составляет неотъемлемую часть государства [6; с.380, 401]. Аристотель под семьёй понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы, а глава семьи уподоблен монарху [6; с. 386].

В отличие от позднейших теорий общественного договора, Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет существом политическим [6; с. 379].

Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности», прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться».

Домохозяйство включает в  себя три науки: приобретения, пользования и управления [6; с. 398].

Аристотель критикует  идеальное государство Платона, отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи  в государстве. Основной аргумент заключается  в следующем: «К тому, что составляет предмет владения большого числа  людей, прилагается наименьшая забота» [6; с. 406]. По мысли Аристотеля власть должна принадлежать тем, кто «носит тяжёлое вооружение» [6; с. 417].

Аристотель разбирает  проблему гражданства. Гражданин —  это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве  рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7 книге и крестьянам [6; с. 604].

По количеству граждан  в государстве он различал три  правильные (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления [6; с.457]:

Царская власть (монархия) —  власть принадлежит одному правителю, которому власть передают по наследству или выбирают. Извращением царской  власти является тирания.

Аристократия — форма  правления, при которой верховная  власть принадлежит гражданам, владеющим  собственностью и имеющим в виду высшее благо государства. Извращением  аристократии является олигархия (форма  правления, при которой верховная  власть принадлежит гражданам, владеющим  собственностью и имеющим в виду выгоды состоятельных граждан.).

Полития — форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет. Эту форму правления Аристотель считает наилучшей, поскольку «масса менее подвержена порче» [6; с. 478]. Извращением политии является демократия (власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоды неимущих, то есть нищих.). В следующей главе он назовёт политию смешением олигархии и демократии [6; с. 502].

Аристотель перечисляет 5 элементов, составляющих государство [6; с.493]:

Народ — крестьяне, производящие продукты питания;

Ремесленники — создают орудия труда;

Торговцы — занимаются обменом и распределением товаров;

Чиновники — рационально  управляют государством;

Военные — защищают государство.

Помимо вышеперечисленной  классификации население государства  состоит из неимущего большинства  и богатого меньшинства. Первые имеют  склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять средний класс, то есть «граждан обладающих собственностью средней, но достаточной» [6; с. 508]

Аристотель также выдвигает  идею разделения властей в государстве  на три части:

Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней;

Должностной орган;

Судебный орган.

Аристотель разбирает  причины конфликтов в государстве. Одной из причин нестабильности он называет «разноплемённость населения», личные противоречия в среде правящего класса, а также демагогия, посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном [6; с. 537].

Для укрепления стабильности Аристотель предлагает «возбуждать у граждан разные опасения» [6; с. 545], а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о воспитании подрастающего поколения.

Аристотель проявляет  эллинский патриотизм, заявляя, что  только у эллинов мужество и ум находятся в гармонии. У европейцев есть мужество, но недостаёт ума, тогда  как у азиатов есть ум, но недостаёт  мужества [6; с. 601].

Информация о работе Платон и Аристотеть