Платон о бытии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 14:41, реферат

Описание работы

Платон родился в 427 г. до н. э. в знатной семье на острове Эгина, неподалеку от Афин. Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит к последнему царю Аттики - Кодру; со стороны матери, Периктионы, - к семье родственников знаменитого законодателя Солона. Дом этот был воспет Анакреоном и другими греческими поэтами. Родственником матери был также известный афинский политический деятель, впоследствии «тиран» Критий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Учение Платона о бытии…………………………………………………...5
Заключение…………………………………………………………………….9
Список литературы……………………………………………………………10

Файлы: 1 файл

Платон о бытии.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Учение Платона о  бытии…………………………………………………...5

Заключение…………………………………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Платон родился в 427 г. до н. э. в знатной семье на острове Эгина, неподалеку от Афин. Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит к последнему царю Аттики - Кодру; со стороны матери, Периктионы, - к семье родственников знаменитого законодателя Солона. Дом этот был воспет Анакреоном и другими греческими поэтами. Родственником матери был также известный афинский политический деятель, впоследствии «тиран» Критий.

По-видимому, именно Критий ввел Платона в Круг учеников Сократа. Литературная философская деятельность Платона началась не очень рано. Есть предание, будто ей предшествовали опыты Платона в области художественной литературы, музыки и живописи.

Платон покинул родину на целых двенадцать лет. За это время  странствий Платон посетил Египет, Южную Италию и Сицилию. Впечатления, вынесенные из пребывания в Египте, оказались важным этапом в формировании научных, политических и политико-экономических воззрений Платона.

В 387 г, до н. э., в сорокалетнем возрасте, Платон вернулся в Афины. По прибытии он основал в роще героя  Академа свою школу, получившую впоследствии название Академии. Вскоре вокруг Платона собрались многочисленные юные ученики. Часть из них пришла в Академию для изучения наук, другая, большая часть — для получения общего образования, прежде всего для подготовки к политической деятельности. В своем подавляющем большинстве это были молодые люди состоятельных фамилий.

Остаток жизни Платон провел в Афинах. Попытка вмешаться  в ход политических событий принесла ему горькое разочарование. В  Последнем крупном произведении Платона — «Законах» — Платон отказывается от ряда ритористических черт своей прежней системы воспитания и политической системы. Умер он в 347 г.

Литературная деятельность Платона продолжалась в течение  полувека. Платон — первый крупнейший философ, от которого до нашего времени дошли все (или почти все) его сочинения. Учение, излагаемое в них, несвободно от противоречий. В некоторых из них излагается идеалистическое учение о бытии, получившее название теории «идей». Но есть среди сочинений, дошедших под именем Платона, и такие, в которых теория эта совершенно отсутствует. Есть, наконец, и такие сочинения, в которых сам Платон подвергает собственную теорию «идей» острой критике (например, «Парменид»).

Платон –  один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что  они  дали  миру,  -  мы  хуже понимали бы, что такое философия,  наука,  искусство,  поэзия,  вдохновение, что такое человек, в чём  трудности  его  исканий  и  свершений,  в  чём  их завлекающая сила.

О   Платоне   можно   писать   трактаты   -    настолько    интересным всеохватывающим является его творчество.  Я же  в своей работе  попытаюсь раскрыть учение Платона о бытии,  а также показать  уникальность мыслителя в истории человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Учение Платона о бытии

Бытие - интегральная характеристика мира, утверждающая целостность мира, через его существование. По способу  существования бытие разделяется  на два мира:

  • мир физических состояний (материальный, природный);
  • мир психических состояний (сознание, духовность,..)

Материальный мир существует независимо от сознания и воли людей - т.е. объективно. Психологический мир  носит субъективный характер (его  носитель - субъект). Вопрос о том, как  эти два способа бытия реально  связаны между собой - один из основных вопросов философии. Комбинация этих способов позволяет выделить ещё несколько разновидностей бытия:

  • бытие человека;
  • специфическое бытие вещей создаваемых человеком: принадлежат к физическому миру, но в тоже время, своим происхождением они обязаны человеческому сознанию; это бытие называют еще «второй природой», сам же человек - часть природы «первой»;
  • духовный мир человека:

субъективный - внутренний психический  мир отдельного человека; объективный - совместная деятельность, порождающая объективированное или интерсубъективированное духовное достояние общества, духовную культуру общества (язык, искусство, наука...);

- Человеческое общество - в нём переплетаются материальное  и идеальное, первая и вторая  природа, субъективный и объективный мир.  

До конца 5 в. до н.э. основным типом древнегреческой философии  был материализм.

Платон (427-347 до Р.Х., Афины, настоящее имя Аристокл) был противником  афинской демократии. Философское развитие началось в школе Сократа. В городах  южной Италии и Сицилии он продолжил знакомство с философией элейцев и пифагорейцев. В 387г он вернулся в Афины и основал школу (академия).

Философское учение Платона  охватывает широкий круг вопросов - о бытии, мире и его происхождении, душе и познании, обществе, раздел труда, воспитании искусстве.

Мир чувств вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные  вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной сущностью  вещей их причинами являются бестелесные  нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. По отношению к чувствам вещам идеи и причины и образцы и цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса.

Так как чувственные  вещи преходящи, то они должны быть обусловлены не только бытием, но и  небытием. Это небытие есть материя и пространство (область непрекращающегося движения, возникновения и изменения). Материя принимает на себя идеи и превращая их во множество частных вещей, разделенных пространством. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущность предметов, от нее они получают свою сущность. Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности).

Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зависят от условий пространства и времени. Мир вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условиями пространства и времени.

В основу учения о бытии Платоном положены три субстанции: единое, ум и душа. Однозначно определить сущность этих понятий невозможно, так как Платон дает общую характеристику сущностей этих понятий, которая очень противоречива и, порой, содержит суждения, взаимно исключающие друг друга. Попытка определить природу происхождения этих первооснов окажется трудновыполнимой из-за приписывания этим сущностям свойств, нередко несовместимых и даже исключающих друг друга.

С учетом этих предварительных замечаний  проанализируем сущность отмеченных первоначал. Единое трактуется Платоном главным образом как основа всякого бытия и действительности, как первоначало. Единое не имеет никаких признаков или каких-либо свойств, по которым можно было бы определить его сущность. Оно не имеет частей и, следовательно, не может иметь ни начала, ни конца, ни середины. Одновременно единое не есть бытие, а выступает как ничто. Единое выступает как единое, но одновременно как многое и бесконечное множество. В конечном итоге единое трактуется Платоном как нечто, о чем вообще ничего определенного сказать нельзя, так как оно выше всех доступных человеческому разуму пониманий - превосходит всякое бытие, любые ощущения и всякий уровень мышления.

Первопричиной всякого сущего - явления  и вещи - у Платона выступает  также ум. Рассматривая ум как одну из первопричин, Платон считает, что именно ум вместе с другими первопричинами составляет суть Вселенной, и поэтому мудрецы считают, что ум у нас - царь неба и земли. Ум не только одна из основных составляющих Вселенной, он также вносит порядок и разумение в нее.

Третьей основной онтологической субстанцией  у Платона выступает душа, которая  подразделяется на «мировую душу» и  «индивидуальную душу». Естественно, что в качестве субстанции выступает  «мировая душа». Происхождение души трактуется Платоном неоднозначно. Как и при характеристике сущности двух предыдущих субстанций у Платона встречается немало противоречивых суждений. С учетом сказанного платоновскую «мировую душу» можно представить как нечто созданное из смешения вечной сущности и той сущности, которая зависит от времени. Душа выступает как сущее для того, чтобы объединить мир идеи с телесным миром.

Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона  лишь мир идей представляет собой  истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей.

Бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно  и изменчиво. В космогоническом  учении Платон утверждает, что последними элементами всех вещей являются неделимые  треугольники или геометрические бестелесные атомы. Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственного восприятия абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, т.е. искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение контрольной  работы, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы, бытие – категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии (учении о бытии); в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. Философия как таковая ставит целью, прежде всего нахождение подлинного бытия и его осмысление. 
 Платон – один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества.

Платон был первооткрывателем  в сфере философского освещения  обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них  отмечена печатью его творческого  гения.

Платон – один из тех правдоискателей  и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни.

Бытие, по Платону, - источник любой положительной реальности. Наряду с положением о тождественности бытия разуму, он обосновывает и другой тезис, согласно которому бытие – это жизнь, движение, душа и благодаря истинности, красоте и соразмерности оно низводит в мир благо, так что именно в силу своей причастности к бытию вещи становятся все конкретней, индивидуальней, уходя от абстрактного однообразия. 

Список литературы

1. Волчек Е.З. Философия. Учебн.  пособие. – Мн., 1998. 
 2.  Воронина М.В., Голубинцев В.О. Философия для технических вузов, серия «Высшее образование», Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003.

3. Вяткин Ю.С. Курс лекций по  философии : ч.2 Человек в его  историческом развитии, Алтайский  государственный университет им. И.И. Ползунова – Барнаул: Изд-во  Алтайский РТУ, 2003.

4.  Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.

5. Несмеянов Е.Е. Философия в  вопросах и ответах: учебное  пособие для вузов, - М.: «Гардарики», 2004.

6. Философия: Учебное пособие  для студентов вузов. / Под ред.  Ю. А. Харина. – Мн., 2000. 

 

 




Информация о работе Платон о бытии