Платоническая любовь: седая древность или современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:14, статья

Описание работы

Вопрос о противоречиях между любовью платонической и сексуальной - на первый взгляд кажется очень современным. Однако, он возник отнюдь не сегодня, он так же стар как сам человек. Проблема заключается в том, что неразрешимого противоречия между платонической и сексуальной любовью не существует, или, во всяком случае, его очень трудно обнаружить. Чтобы получить правильное с точки зрения философии представление об этой проблеме, сначала нужно выяснить, что же такое любовь. И в самом этом вопросе тоже нет ничего нового. Тема любви вечна и всегда нова.

Файлы: 1 файл

Люблю философия статья.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

Киряшина Юлия Вячеславовна. Группа и – 11.

 

«Платоническая любовь»: седая древность или современность?

 

 «Любовь начало  и конец нашего существования.  Без любви нет жизни. Поэтому-то  любовь есть то, перед чем преклоняется  мудрый человек».

Конфуций.

Вопрос о противоречиях между любовью платонической и сексуальной - на первый взгляд кажется очень современным. Однако, он возник отнюдь не сегодня, он так же стар как сам человек. Проблема заключается в том, что неразрешимого противоречия между платонической и сексуальной любовью не существует, или, во всяком случае, его очень трудно обнаружить.

 Чтобы получить правильное с точки зрения философии представление об этой проблеме, сначала нужно выяснить, что же такое любовь. И в самом этом вопросе тоже нет ничего нового. Тема любви вечна и всегда нова. Многие великие умы человечества пытались постичь великую тайну любви, главную загадку человеческой жизни. Тайна в философском смысле - это не то, что где-то спрятано, не то, что рано или поздно можно открыть, тайна - это то, что лежит на поверхности, всем видимое и, тем не менее, недоступное. В этом смысле о любви хорошо сказал писатель – фантаст нашего времени Вадим Кирпичев: «Во имя Ее воздвигли Тадж-Махал и разрушили Трою. Боги ради Нее превращались в быков и проливались золотыми дождями, поэты спускались в Аид, а герои похищали огонь у небес. Все песни и почти все стихи о Ней. Гениев Она превращала в простаков, а простакам давала вдохновение гениев. Женские сердца о Ней знают все, а мужские умы заняты Ею всегда. Ради Нее заступники королев поднимались на эшафот, а короли торопились в лачуги. Все слышали Ее имя, но никто на свете не смог Ее правильно назвать».И ведь действительно на протяжении всего периода развития человеческой мысли человечеством предпринимались многочисленные попытки дать определение понятия любви.

Например древние индусы говорили: «Есть три источника влечений человека: душа, разум и тело. Влечение душ порождает дружбу. Влечение умов – уважение. Влечение тел порождает желание. Соединение трех влечений порождает любовь».

Французский философ Альберт Камю писал, что  в жизни должна быть любовь - одна великая любовь за всю жизнь, это оправдывает беспричинные приступы отчаяния, которым мы подвержены. Платон говорил: «Тому, чем надлежит руководствоваться людям, желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая родня, никакие почести, никакое богатство, да и вообще ничто на свете не научит их лучше, чем любовь.». Жак Руссо считал, что любить глубоко - это значит забыть о себе.  Фридрих Ницше говорил: «люди недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя.» А по мнения Людвига Фейербаха: «Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить - одно и то же.»

Обращаясь к истории, можно увидеть, что на протяжении веков сменялось множество различных концепций любви. В разные времена ей давались разные определения. Это связано с господством тех или иных идей в каждый исторический период, с потребностями человека определенной эпохи, с уровнем его эволюции. Человечество всегда колеблется между двумя крайностями: любовью духовной, которую называют платонической, и любовью физической, материальной. Однако одного слова «любовь» отнюдь не достаточно, чтобы раскрыть бесконечное множество отношений, которые лежат между этими двумя полюсами - духовным и материальным. Разве можно ограничиться одним словом? Однако любовь настолько богата, что не сводится к проблеме слов и определений; она имеет столько разнообразных нюансов, что не хватит жизни, чтобы охватить их. Но можно рассмотреть некоторые идеи, не ограничивая их рамками определений.

Любовь с философской точки зрения – это нравственно – эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием любого проявления любви является самоотверженность, самоотдача и возникающее на этой основе духовное взаимопроникновение.

В 21 веке такое определение  дается платонической любви, как  чему то отсталому и старомодному. Платоническая любовь понимается сегодня  как признак регресс. А истинной любовью считают некое психологическое беспокойство, которое выражается в основном через тело. Как правило, люди упрощенно считают, что духовная любовь автоматически отвергает все относящееся к материальной. Это заблуждение. Во времена Платона тоже были мужчины и женщины, которые стремились друг к другу, любили и пытались выразить свою любовь во всех возможных формах.

Но тогда встает главный вопрос: есть ли место  платонической любви в современном мире?

А чтобы найти ответ  на этот вопрос необходимо дать определение самому  понятию «платоническая любовь». И поскольку, будучи философом, Платон дает объяснение такой любви, попытаемся разобраться в его учении.

Иногда считают, что  у древних греков дилеммы, связанной с платонической любовью - названной именем греческого философа, - не было вообще. Однако это не так. Проблемы любви и дуальности существовали всегда, и в том числе в эпоху Платона.

Платон утверждал, что  если Любовь находит свое выражение  на всех уровнях Вселенной, то логично, что она проявляется и на физическом плане.. Платон в своих диалогах говорит о том, что когда человек ищет способ выражения любви, ему необходимо отделить высокие потребности души от низших инстинктов. Он говорит, что поиск Любви и ее проявлений - одна из древнейших проблем человечества. Любовь понимается, ни много ни мало, как поиск утраченного Единства, поиск гармонии противоположностей и гармонии подобия.Платон предупреждает, что в этом постоянном поиске нужно быть осторожными, поскольку любовь обычно скрывается под масками; есть Эрос небесный и есть Эрос земной. Небесный побуждает душу искать и находить другую душу, которая когда-то составляла с ней одно целое. Земной ищет только удовольствия, удовлетворения. Но земной Эрос, любовь, которая связана с телом, увы, стареющим, болеющим и умирающим, - не приносит счастья. Платон был очень тверд в своей позиции: Любовь - это нечто гораздо большее. Любовь - это Мудрость, Любовь - это Энергия, Любовь - это Жизнь на всех уровнях, которые нам известны, во всем, что мы воспринимаем как живое, включая камни. Платон (а вместе с ним и все классики) утверждал, что существует особая форма Любви - Энергия: нечто живет, потому что в нем есть Энергия, есть взаимосвязь, разум, гармония. В сфере познания есть особая форма Любви - Мудрость, которая не заключается в желании запомнить максимум информации, но ставит перед собой задачу познать, проникнуть в тайны, постичь суть вещей

 Сначала нас привлекает телесная  красота, но, созерцая ее, мы понемногу  открываем для себя нечто более  важное: красота тела исходит  из чего-то более глубокого  и тонкого. Не происходило ли  такое с каждым из нас? Ведь люди называют человека красивым, когда он обладает чем-то, что больше чем просто тело, больше чем черты лица, фигура, цвет волос или глаз; это красивая душа, которая отражается в его облике, но есть не только прекрасные души, но и прекрасные действия, есть жесты, поступки, чувства, которые восхищают нас. Это и есть платоническая любовь - встретить недостающую часть души в другом человеке, в человеке, который представляет все доброе, все прекрасное, все подлинное, все справедливое. Но есть ли место такой любви в нашем мире?

     Всплеск сексуальности, который представляется основным признаком современности, является результатом борьбы новых поколений за свободу. Это освобождение началось с отбрасывания ценностей, которые утратили свое значение, сыграли свою роль в прошедших периодах истории, но уже ничего не дают молодежи. И произошло то, что история видела уже не раз: ценности не заменили, а лишь разрушили и отбросили все, что было прежде, потом поняли, что нужно что-то новое, но не сумели найти этой новой формы. В любви это освобождение, которое можно охарактеризовать знаменитым лозунгом революции 68 года в Париже «Запрещается запрещать», не замедлило превратиться в распущенность. (Распущенностью мы называем действия, не направляемые разумом, когда человек отдает себя во власть своих желаний нового и запретного.). Чем настойчивее что-то запрещается, тем более оно привлекает: запретный плод сладок. Свобода в любви, отмена всех ограничений принесла новые сложности: утрачивалась цель любви, ее смысл. Появились новые вопросы. Ведет ли материальная любовь к счастью? Или для нее важно удовлетворение? И понимаем ли мы разницу между счастьем и удовлетворением? Появляются новые. Начинают нарушаться законы природы. Психика требует с каждым разом все более и более сильных эмоций. Именно поэтому с каждым днем все заметнее снижается возраст, в котором молодежь хочет испытать эти сильные эмоции. Римляне говорили об особом возрасте, который дает юноше право на мужскую тогу; девушки становились женщинами, когда это было предусмотрено природой. Сегодня этих границ уже не существует.

 Люди словно стали заложниками авангарда в моде и решили, что Любовь с большой буквы, Любовь идеальная, практически невозможна; они пытаются заполнить то место, которое отведено ей в душе и жизни, используя для возбуждения все что угодно. Таким образом, отдают это место материальной любви, простому удовольствию.

 Если, разбираясь в проблеме, обратиться к интернету, как к одному из признаков современности, можно увидеть немало блогов, создаваемых молодежью, где активно обсуждается тема любви и ее проявлений. Из чего можно сделать выводы, что молодое поколение снова вдохновляет платоническая любовь, романтика отношений и верность. И молодежь уже осмеливается говорить о том, что нежность, взаимопонимание, умение общаться нужны ей гораздо больше. Сегодня духовное гораздо современнее материального. Молодые снова становятся «консервативными», у них начинают преобладать казалось бы давно забытые ценности. Сексуальная революция утратила свое значение, поскольку последствия ее были ужасны, и сегодня мы еще пожинаем эти плоды. Это крах брака, массовые разводы, самые разные проявления тоски — потому что, хотя никто в этом не признается, все хотят любить по-настоящему. В результате современная молодежь снова совершает своего рода революцию, отказываясь от завоеваний старой и провозглашая новую. Она вновь поворачивает колесо истории и смотрит на мир по-другому. Начался поиск чего-то глубокого, стабильного, снова стало важно любить одного человека, представляющего безусловную ценность. Людям необходимо, чтобы эта любовь была прочной, чтобы она была и сейчас, и завтра, и всю жизнь; и не столь важно, что мы постареем рядом с человеком, которого любим, ведь изнашивается тело, но не Любовь. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что материальная любовь — это следствие или форма выражения, но отнюдь не отправная точка отношений между двумя душами, двумя людьми. Вновь оказывается, что сексуальная любовь является дополнением гораздо более интимного и более реального союза, что духовное превышает материальное. Сегодня гораздо важнее понимание между двумя людьми, которые могут вести диалог, проявлять внимание, нежность, дружбу, делить горе и радость. И в завершении, говоря о платонической любви, которая включает в себя и духовное, и физическое, хочется вспомнит еще нечто очень важное: тот, кто любит, обогащается, потому что ищет то, чего не имеет, и пытается вернуть то, чего ему недостает.


Информация о работе Платоническая любовь: седая древность или современность