Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 11:46, лекция
В диалоге "Государство" Платон излагает свою знаменитую политическую утопию. Спор в этом диалоге идет между Сократом (от имени которого выступает Платон) и софистами, по поводу того, кому следует управлять государством. Платон резко критикует современную ему афинскую демократию. Софисты считают, что управлять государством может каждый, Сократ - только философ ("знающий"). В платоновском идеальном государстве каждая личность - частичка единого целого, каждый знает свое дело.
Политическая утопия Платона (по диалогу "Государство").
Платон о круговороте государственных форм.
Настоящее имя Платона (427-347 до н.э.)
- Аристокл, он происходил из знатного
афинского рода, в одной из рощ
он устроил свою знаменитую Академию.
Огромное влияние на Платона оказали
Сократ, Пифагор, пифагорейцы.
В диалоге "Государство" Платон излагает
свою знаменитую политическую утопию.
Спор в этом диалоге идет между
Сократом (от имени которого выступает
Платон) и софистами, по поводу того,
кому следует управлять
Все население разделено на 3 сословия,
соответствующие 3 началам человеческой
души: разумное начало - философы, яростное
начало - воины, вожделеющее начало - производители.
Философы-правители являются совещательным
началом государства, воины являются защитным
началом государства. Производители являются
деловым началом государства. Справедливость
кроется в сословном разделении труда
и общественных обязанностей. Во всем
нужно соблюдать иерархию, геометрическое
равенство (не зря Платон учился у Пифагора).
Философы руководят воинами и производителями,
воины, в свою очередь, - только производителями.
Получается треугольник, в вершине которого
- философы. У первых двух сословий (философы
и воины) не должно быть частной собственности,
семьи. Воспитанием их детей должно заниматься
государство.Разделение на сословия Платон
обосновывает природными, божественными
различиями. Возможны лишь редкие переводы
из сословия философов в сословие воинов
и наоборот. Женщины в платоновском идеальном
государстве уравнены в правах с мужчинами,
однако все-таки они не могут быть философами.
Все бытовые, семейные и пр. вопросы
регламентируются государством. Основная
цель идеального государства Платона
- счастье для всех, единство и
единомыслие членов общества. Платон
выступает против крайних форм бедности
и богатства, т.к. они могут стать причиной
общественного раскола.
Платон поначалу верил в возможность
установления идеального государства
на земле, он верил, что такое же государство
существует на небе. Потом он понял,
что такой идеал недостижим.
Второй проект идеального государства Платона (диалог "Законы").
"Законы" - единственный диалог
Платона, где одной из сторон
не выступает Сократ (от автора
в "Законах" выступает Пожилой
афинянин). В этом произведении
выдвигается второй проект
По сравнению с первым идеальным
государством, ослабляется государственный
контроль за семьей и бытом. Однако
воспитание детей остается все же
исключительно государственным
делом. Все граждане равноправны, но
разделены на 4 класса (по уровню богатства).
Править в таком государстве должны
37 сведущих старцев (в возрасте от 50
до 70 лет), избираемые путем многоступенчатого
голосования, оставаться у власти они
могут не более 20 лет. При этом правом
избирать пользуются только граждане,
которые носят оружие или участвовали
в войне. Правители издают законы, обязательные
для всех, кроме самих правителей, т.к.
они (правители) - их (законов) стражи. Граждане
должны не только просто подчиняться законам,
но и любить их.Излишки населения (свыше
5040чел.) должны ссылаться в колонии. Также
постоянно проводятся чистки нерадивых
граждан.Представительным органом власти
является Верховный Совет, состоящий из
460чел. (по 90чел. от каждого из 4 классов),
с небольшими полномочиями (т.к. в основном
верховодят 37 сведущих старцев). Также
есть народное собрание (явка для членов
1 и 2 классов обязательна). Народное собрание
выбирает гражданских и военных руководителей
государства. Также должно быть учреждено
Ночное собрание, охраняющее добродетель,
состоящее из 10 мудрых стражей.Если в "Государстве"
(первое идеальное государство) Платон
больше полагается на мудрость правителей,
то в "Законах" (второе идеальное
государство) на первый план выходят уже
законы.
Аристократия а Тимократия а Олигархия
а Демократия а Тирания а Аристократия
В платоновском диалоге "Законы"
описана смена (круговорот) форм правления
в государстве. Лучшая форма правления
у Платона - аристократия. Со временем
человеческая натура вырождается, появляются
частная собственность, рабство. Разумное
начало заменяется яростным, учреждается
тимократия (пример - Спарта). По мере концентрации
богатств в одних руках возникает олигархия,
власть немногих богатеев. Общество и
государство раскалываются на богатых
и бедных. В конце концов бедняки (благодаря
численному перевесу) побеждают, учреждая
демократию, т.е. власть народа. Люди выбирают
себе вождя-демагога, который вскоре благополучно
устанавливает свою тиранию. При тирании
господствует всеобщее рабство. Худшая
форма правления для Платона - именно рабство.
Но тут появляются хорошие люди (типа Платона),
которые сообща и устанавливают вновь
аристократию. Каждая форма правления
гибнет из-за внутренних противоречий.
Теория идеального государства Аристотеля.
Аристотель, как и Платон, "создает"
свое идеальное государство - государство
"золотой середины", в котором соблюдаются
мера и умеренность во всем (от количества
законов до размера территории). Опираться
полис должен на средний класс. Власть
в государстве должна быть разделена между
различными социальными группами. Часть
земли и рабов находится в общей собственности
всего народа, другая часть - в частном
владении граждан, излишние продукты граждане
должны просто так (наивный Аристотель!)
отдавать нуждающимся.Законодатель должен
стремиться к тому, чтобы доставить гражданам
мир и досуг.Идеи Аристотеля были восприняты
просветителями Нового времени.
2. Политическое и правовое учение Аристотеля
Разработку идеологии полисной землевладельческой знати продолжил великий древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире(отсюда второе имя философа, упоминаемое в литературе, — Стагирит). Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал многие годы.После смерти учителя Аристотель странствовал по городам Малой Азии. Затем около трех лет он провел в Македонии, исполняя
обязанности воспитателя наследника царского престола — будущего знаменитого полководца Александра Македонского. По возвращении в Афины он открыл собственную философскую школу —Ликей. Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах"Политика" и "Никомахова этика". К ним примыкает сочинение "Афинская полития", содержащее исторический очерк развития
государственного устройства Афин.Философские воззрения мыслителя сформировались в ходе полемики с Платоном. Аристотель считал, что Платон глубоко заблуждался,допустив существование особого мира идей, или понятий.Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от явления. Порвав с наивным платоновским идеализмом, препятствовавшим развитию естественнонаучных знаний, Аристотель приступил к созданию системы идеалистической метафизики.Согласно его взглядам каждая вещь состоит из материи и формы. Например, в медном шаре медь является материей, тогда какформа шара придает данной вещи именно тот конкретный вид,который позволяет отличить ее от других предметов, а следовательно,и познать. Форма — это сущность предмета, источник его существования как отдельной вещи, его целевое назначение. Материя пассивна и приобретает законченный вид только благодаря форме,благодаря действующей в природе целесообразности. Изучение природных закономерностей у Аристотеля подменяется телеологией— учением о целесообразном строении мира.Положение о предустановленных в природе целях составилометодологическую основу политико-правовой теории Аристотеля.Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные, существующие отприроды. Уже самой методологией исследования государства и права эта концепция была направлена против демократических ученийПротагора и других софистов о возникновении общества.Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство — высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит знаменитое изречение философа, "по природе своей есть существо
политическое".В отличие от семьи и селения, основанных на стремлении к продолжению рода и на отцовской власти, государство образуется благодаря моральному общению между людьми. Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели."Государство не есть общность местожительства, оно не создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни". Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство предшествует телеологически семье и селению, т. е. является целью их существования.Подытоживая свои рассуждения по поводу различных видов общежития, Аристотель дает государству следующее определение: государство — это "общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни". Аристотель вкладывал в данное определение вполне конкретное содержание. Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов. Варваров и рабов он просто не считал за людей, достойных общения
на равных с гражданами государства. Неразвитые в духовном отношении, варвары не способны к государственной жизни; их удел —
быть рабами у греков. "Варвар и раб по природе своей понятия тождественные". Аристотель, таким образом, открыто защищал вполитической теории интересы рабовладельцев. Государство представлялось ему объединением свободных граждан, совместно управляющих делами рабовладельческого общества.В обоснование рабства Аристотель приводит несколько доводов.
Решающий среди них — естественные (природные) различия между людьми. На страницах "Политики" неоднократно подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду.Аристотель призывал порабощать варваров силой, охотиться наних, как на диких животных. "Такая война, — говорил
он, — по природе своей справедлива".Аргументацию рабства "от природы" дополняют доводы экономического
порядка. Рабство, с этой точки зрения, вызвано потребностями ведения хозяйства и производственной деятельности. "Если
бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре,тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны
были бы рабы". Частная собственность, подобно рабству, коренится в природе и является элементом семьи. Аристотель выступал решительным противником обобществления имущества, предлагаемого Платоном. "Трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе". Общность имущества он находил, кроме того, экономически несостоятельной,препятствующей развитию в человеке хозяйственных наклонностей. "Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим". К этим аргументам в защиту частной собственности обращались впоследствии многие идеологи. Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскатьбыли бы рабы".Частная собственность, подобно рабству, коренится в природе и является элементом семьи. Аристотель выступал решительным
противником обобществления имущества, предлагаемого Платоном.
"Трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того,что нечто принадлежит тебе". Общность имущества он находил,кроме того, экономически несостоятельной, препятствующей развитию в человеке хозяйственных наклонностей. "Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим". К этим аргументам в защиту частной собственности обращались впоследствии многие идеологи. Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства,
их недостатки и причины государственных переворотов. Классификация форм государства в "Политике" проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в государстве цели. В зависимости от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются правильные государства, где верховная власть
преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственного устройства. К правильным государствам Аристотель относит монархию, аристократию и политию; к неправильным — тиранию, олигархию и демократию. Сам по себе этот перечень форм государства не оригинален. Примерно такую же классификацию, но проведенную по другим основаниям, можно найти в диалоге Платона "Политик". Новым в теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многообразие государственных форм к двум основным — олигархии и демократии. Их порождением или смешением являются все остальные разновидности власти. В олигархии власть принадлежит богатым, в демократии —неимущим. "Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках, а олигархией — такой строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство". Говоря о демократии и олигархии, Аристотель отступает от формальных критериев их разграничения и выдвигает на первый план признак имущественимущественного положения властвующих. Богатые и неимущие, указывал философ, составляют как бы два полюса, диаметрально противоположные части любого государства, так что в зависимости от перевеса той или иной стороны устанавливается и соответствующая форма правления. Коренная причина политической неустойчивости, мятежей и смены форм государства заключается в отсутствии надлежащего равенства. Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ. Рассуждения Аристотеля о демократии и олигархии свидетельствуют о том, что ему были понятны социальные противоречия, определявшие развитие рабовладельческого государства. Политические симпатии Аристотеля — на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии. Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что позволяет не только гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью. "Законодатель должен при создании того или иного государственного устройства постояннопривлекать к себе средних граждан", — отмечал философ. Только там, где в составе населения средние граждане имеют перевес, "государственный строй может рассчитывать на устойчивость". Экономику как умение правильно вести хозяйство Аристотель противопоставляет хрематистике, или искусству накопления ради наживы. Аристотель осуждает неуемную страсть к богатству, расширенную торговлю, ростовщичество и т. п. Помимо ограничения размеров собственности в таком государстве предусматриваются совместные трапезы и другие мероприятия, призванные обеспечить солидарность зажиточных граждан и свободной бедноты. "Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею — общим", — утверждал Аристотель. Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Как и Платон в "Законах", Аристотель исключает из числа граждан лиц, занятых физическим трудом. Гражданская доблесть, заявлял он, подходит "только к тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания". Хотя землепашцы, ремесленники и поденщики нужны в государстве, однако важнейшими его частями являются воины и правители. В политии власть "сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет". Они обладают гражданскими правами в полном объеме. Некоторые, весьма урезанные права граждан предоставляются также земледельческому демосу — крестьянам. Политически этот строй характеризуется сочетанием демократических и олигархических методов осуществления власти. Аристотель различает в связи с этим два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость, принципом которой является "арифметическая пропорция", затрагивает отношения обмена, возмещения