Политическая жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 14:24, контрольная работа

Описание работы

Политическая жизнь общества изучается целым рядом наук, в том числе политологией, политической социологией, политической психологией, а так же философией. Философия стремится к постижению сущности всех политических явлений в их взаимодействии. Это предмет изучения такой отрасли философии, как философия политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные факторы, определяющие политическую жизнь общества…..4-7
2. Государственная власть и виды политических режимов………...….......7-10
3. Каково соотношение политической идеологии и политической психологии. Охарактеризуйте основные виды политических идеологий, существующих в современной России.………….......................…..…..…10-16
Заключение…………………………………………………………………….…17
Список использованной литературы…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.  Основные факторы, определяющие политическую жизнь общества…..4-7

2. Государственная власть и виды политических режимов………...….......7-10

3. Каково соотношение политической идеологии и политической психологии. Охарактеризуйте основные виды политических идеологий, существующих в современной России.………….......................…..…..…10-16

Заключение…………………………………………………………………….…17

Список использованной литературы…………………………………………...18

Введение

Политическая жизнь общества изучается целым рядом наук, в том числе политологией, политической социологией, политической психологией, а так же философией. Философия стремится к постижению сущности всех политических явлений в их взаимодействии. Это предмет изучения такой отрасли философии, как философия политики.

Большинство авторов  считает, чтофилософия политики- это  составная, относительно самостоятельная  часть системы социально-философского знания, которая изучает наиболее глубокие общие основания политической деятельности, власти, политической морали, природы и сущности самой политики, политических ценностей и целей.Иными словами, философия политики - это система знаний, определяющая содержание, характер и формы ориентации политической деятельности, власти, политического выбора.

Особое значение имеет  выяснение соотношений категорий "власть", "политика" с такими фундаментальными философскими категориями, как "свобода", "справедливость", "равенство", в том числе  национальное, классовое и общечеловеческое. 1

  1. Основные факторы, определяющие политическую жизнь общества

    Политика, как особая сфера общественной жизни, формируется лишь с обособлением управленческой деятельности, связанной с контролем и распределением власти. Политическая сфера имеет сложное внутреннее устройство, включая институциональную, нормативную, коммуникативную, идеологическую подсистемы. В свою очередь, каждая из них может быть представлена как совокупность компонентов. Например, институциональная подсистема включает государство, политические партии, группы интересов и так далее. 2

Одна из важнейших  и наиболее древних проблем философии  политики – проблема власти. Соотношение  категорий «власть» и «политика» носит диалектический характер. С одной стороны, власть выступает как средство осуществления политики, с другой, - является ее первоосновой. Власть – это установление отношений господства и подчинения, то есть отношения зависимости между людьми. В конечном счете, власть представляет собой принуждение человека к деятельности вопреки его воле.

Власть, в том числе политическая, обладает рядом особенностей. Во-первых, она предполагает наличие субъекта и объекта власти. Во-вторых, власть обладает всеобщностью в том смысле, что используется во всех видах деятельности отдельных лиц, групп и социальных институтов. Социальными источниками власти являются авторитет, традиции или насилие.

Власть может иметь  как биологические, так и социальные предпосылки. Первые специально изучаются  социологией. Сюда относят внутривидовые, например, половозрастные, различия, реализующиеся в установлении внутригрупповой иерархии, а также межвидовые отличия, устанавливающиеся на основе представлений «свой» - «чужой». Социальными предпосылками или источниками власти можно считать, кроме упомянутых выше, групповые, сословные и классовые различия между людьми, обусловленные разделением труда, отношениями собственности.

Функционально власть проявляется  через определенный порядок и  согласование действий сторон, обусловленные  их общей материальной заинтересованностью, духовной близостью или же подражанием, привычкой и т.д. Любая власть возможна только в случае добровольного или вынужденного согласия, готовности к повиновению. Доказательством тому может служить пример исламской революции в Иране: любой политический режим обречен на гибель, если весь народ выйдет на улицы и откажется выполнять распоряжения властей. Политическая власть – это один из важнейших элементов политической жизни общества, однако не исчерпывает ее. Политическая жизнь общества складывается из политической деятельности различных политических сил. При этом каждая из них пытается реализовать свою политику. Политика – это регулирование и управление различными сферами общественной жизни на основе установления отношений господства и подчинения, реализуемых при помощи государства. Ее сущность составляет политическая власть. Американский социолог С. Липсет справедливо отмечает, что политическая власть стабильна только тогда, когда она легитимна (законна). Последнее возможно в случаях:

а) когда власть основана на традициях, например, монархии;

б) является рационально-правовой, то есть установлена легально, например, в результате победы на выборах;

в) носит харизматический характер, то есть имеет в своей основе веру в выдающиеся личные качества политического вождя.

Политика реализуется через политические отношения, политические институты и политическую идеологию. Люди вступают в отношения по поводу власти, которые закрепляются, институционализируются в форме тех или иных политических организаций и одновременно отражаются в их сознании, в том числе в виде политической идеологии.

Политическая жизнь  общества тесно связана с экономической. Их связь нередко трактуется как  взаимодействие политики и экономики. Вопрос о взаимосвязи политики и  экономики достаточно полно освещен в трудах Карла Маркса и В.И. Ленина. Взаимообусловленность политики и экономики не стоит переоценивать. Они не только развиваются по своим собственным законам (например, законы рынка и законы политической борьбы), но и по-разному подвержены воздействию таких факторов, как научно-технический прогресс, экологическая ситуация, национальная психология, религия и тому подобное. Причем на том или ином историческом этапе, в конкретном социуме, каждый из этих факторов может играть решающую роль.

Существенное воздействие  на политическую жизнь общества оказывает его духовная культура, понимаемая как совокупность духовных ценностей, идей, обычаев и норм поведения людей. Духовная культура оказывает существенное влияние на выбор тех или иных политических институтов и на их функционирование. Выделяются следующие пути влияния духовной культуры на политическую жизнь:

    1. социализация и формирование отдельных индивидов;

б) создание и введение систем ценностей;

в) эталоны действий, поведения и поступков;

г) создание моделей институтов и социальных систем.

Весьма актуальной является проблема взаимосвязи политики и  морали.

Политическая этика  – это: а) специфическая научная дисциплина, сложившаяся в рамках политической философии и изучающая влияние моральных принципов, норм и нравственных представлений людей на политику, а также обратное воздействие политики на мораль; б) нормативная система, сложившаяся на базе нравственного осмысления людьми своих политических целей и ценностей. Это своеобразный синтез морального и политического сознания, форма внутреннего единства критериев нравственного выбора человека и его политического целеполагания. 3 Предметом этики традиционно называют мораль. Политическая этика, или нравственно-политическая философия – это сравнительно молодая наука. Она поднимает важные полемические вопросы, от которых зависит и судьба общества в целом, и жизнь людей. История ее обособления от других наук восходит к началу XX века, но самостоятельное значение политическая этика получает в западных развитых странах в 1960–1970-х годах.

Ядром политической этики в гражданском обществе и правовом государстве, как полагают российские исследователи, должен стать общедемократический принцип свободы в политическом поведении. Звучит он примерно так: разрешено все, что не запрещено законом, а сам закон изменяется лишь законным путем и не имеет карательного уклона. Поэтому главное, что требуется и от власти, и от народа, и от общественно-политических организаций – это соблюдение законов.

2 . Государственная власть и виды политических режимов

  Важной стороной политической жизни общества является функционирование его политических институтов. Они входят в политическую систему общества. Ее элементами являются государство, политические партии и иные общественные организации, деятельность которых носит политический характер.

  Важнейший элемент политической системы общества – государство. Справедливым остается высказанное Фридрих Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» утверждение о том, что признаками любого государства являются наличие аппарата власти, территории и налогов.

   В рамках современного подхода к проблеме под государством понимается – «основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики».2

  Государство отличается от других социальных институтов:

а) обязательным наличием социально-классовой основы правящих сил в лице социальных групп, политических партий, общественных движений;

б) наличием специального аппарата власти, представленного центральными и периферийными органами;

в) монополией на внешнеэкономическое принуждение;

г) наличием государственной территории и так далее.

Вопрос о происхождении  и роли государства в обществе имеет большое научно-техническое  и практическое значение. Материалистическое понимание истории традиционно  видит в государстве надстройку над экономическим базисом и связывает его возникновение с результатами общественного разделения труда, появлением частной собственности и расколом общества на классы.

Ныне доступный ученым конкретно-исторический материал позволяет углубить и уточнить прежние взгляды на возникновение государства, что во многом способствует уяснению вопроса о его функциях. Современное государство выполняет целый ряд разнообразных функций:

а) защиты существующего государственного строя;

б) поддержания в обществе стабильности и порядка;

в) предотвращения и устранения социально-опасных конфликтов;

е) защиты интересов государства на международной арене и другие.

  Важное значение имеет решение таких проблем политической жизни общества, как государственное устройство, форма правления, политический режим. Вопрос о государственном устройстве связан, прежде всего, с распределением законодательной власти между центром и периферией. Если законодательные функции всецело принадлежат центру, государство считается унитарным, если территориальные единицы вправе принимать свои законы, - государство является федеративным. Федерация позволяет преодолеть противоречия между стремлением центра к господству в государстве, а территориальных единиц – к сепаратизму.

   Форма правления связана с характером осуществления государственной власти, будь то монархия или республика. Если монархия предполагает сосредоточение всей власти в руках одного человека – главы государства, причем власть, как правило, передается по наследству, то республиканское правление означает признание суверенного права на власть народа, избранных им представительных органов.

  Под политическим режимом обычно понимается совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Можно указать на такие режимы, как тоталитаризм, авторитаризм, либерализм и демократия.

  Тоталитаризм – это государственный строй, осуществляющий контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической и духовной. Без внимания не остаются даже мысли граждан, о чем говорит появление термина «инакомыслящий». Тоталитаризм – это деспотизм ХХ века. Жесткие режимы были и раньше, но тоталитаризм – явление относительно новое. Это объясняется тем, что тоталитарный контроль над гражданами стал возможен только с появлением таких средств массовой коммуникации, как современный транспорт, пресса, радио и телевидение. Признаки тоталитаризма: пирамидальная структура власти, массовый террор, поиск внутренних и внешних врагов, навязанная обществу идеология.


2 Политология: энциклопедический словарь. – М., 1993. С. 69.

 

  Противоположность тоталитаризму – демократия. Это сугубо европейский феномен. Она возникла в Древней Греции и выражала интересы свободных собственников. Отношение к ней в истории социально-философской мысли с самого начала было не однозначным. Неодобрительно относился к ней Платон, сдержанно – Аристотель. Развитие рыночных отношений в Новое время поставило на повестку дня вопрос о государственном устройстве, при котором были бы защищены права собственников от произвола властей. Дж. Локк и Ш. Монтескье, разрабатывая концепцию прав человека на основе теории общественного договора, пришли к выводу, что соблюдение закона является важнейшим гарантом политической свободы. В государстве, как считал Дж. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов общества истекают из нее и подчинены ей». Развивая идеи Локка, Монтескье утверждал, что верховенство права может быть обеспечено только разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы они «могли бы взаимно сдерживать друг-друга». Напротив, их соединение в одних руках порождает произвол. Не останавливаясь подробно на проблеме демократических прав и свобод, демократических процедурах осуществления власти, отмечу, что важнейшими предпосылками и одновременно следствием демократического политического режима выступают гражданское общество и правовое государство.

Информация о работе Политическая жизнь общества