Политические и правовые учения Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:38, реферат

Описание работы

Философские воззрения мыслителя сформировались в ходе полемики с Платоном. Аристотель считал, что Платон глубоко заблуждался, допустив существование особого мира идей, или понятий.

Содержание работы

Введение
1. Политические и правовые учения Аристотеля
2. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств
3. Государство есть политическое общение.
4. Об обществе и государстве
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

история правовых и политич учений.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

 

    1. Политические и правовые учения Аристотеля

 

    1. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств

 

3. Государство есть политическое общение.

 

4. Об обществе и государстве

 

Заключение

 

Список использованной литературы   

    

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Аристотель родился: 384 г. до н.э., Стагира, во Фракии. Умер: 322 г. до н.э., Халкида, на Евбее.

Главные труды: (1) Первый период (до 348 г. до н.э.): «Физика», книги I, II, VII; «О душе», книга I; (2) Второй период (347--336 гг. до н.э.): «О философии» (фрагменты); «Евдемова этика»; «О небе», «О возникновении и уничтожении»; (3) Третий период (335--322 гг. до н.э.): логический «Органон», состоящий из «Категорий», «Об истолковании», Первой и Второй «Аналитик», «Топики», «Софистических опровержений»; «Метафизика»; «Физика», книги III--VI, VIII; «Метеорология», «История животных»; «О рождении животных», «О душе»; трактаты о восприятии, памяти, жизни и смерти, дыхании и т. п. -- малые естественнонаучные сочинения (Parva Naturalia); «Никомахова этика»; «Политика», «Риторика», «Поэтика». (Не все указанные произведения написаны самим Аристотелем: по всей видимости, некоторые трактаты писались под руководством наставника такими сотрудниками Ликея, как Менон, Феофраст и Евдем.)

Главные идеи.

Идеи не имеют независимого существования  вне ума, но существуют в вещах.

Материальный субстрат, представляющий собой потенциальную  возможность существования конечных вещей, следует отличать от абсолютного  небытия, или лишенности.

Субстанции вещей являются сочетанием формы и материи. Тело и душа соединяются, как материя  и форма.

Существование всех конечных и преходящих вещей может пониматься как движение от бытия в возможности  к бытию в действительности. Мир  существует вечно, и движение всех вещей -- непрекращающееся движение.

Источником этого движения является неподвижный, вечный Перводвигателъ, действительность которого проявляется  в изведении конечных вещей из бытия в возможности (потенциального существования) к бытию в действительности (актуальному существованию).

Эмпирический миропорядок  является подходящей сферой для исследования, опирающегося на чувственное восприятие.

Если логический порядок  требует дедуктивного доказательства, заключающего от общих начал к  частным выводам, то рассмотрение природного порядка осуществляется индуктивно и заключает от частного наблюдения к общим выводам.

«Благо» -- это «то, к  чему стремятся все вещи».

Поэтому всякое человеческое исследование и поведение определяются задачей и целью, представляющими собой частное благо.

 

Самый выдающийся ученик и серьезный соперник Платона, Аристотель в средние века назывался просто Философом и до сих пор считается  многими наиболее выдающимся философом  всех времен -- как ввиду его глубоких прозрений в области фундаментальных философских проблем познания и бытия, так и ввиду энциклопедической широты его творчества. Он родился во фракийской Стагире; его отцом был Никомах, личный врач македонского царя Аминты II. С ранних лет его отличал интерес к медицине и к биологическим исследованиям в целом. Считается, что он получил анатомическую подготовку и какое-то время мог действи-тельно выступать в качестве практикующего врача. Семнадцати лет Аристотель приехал в Афины, чтобы поступить на учебу в Академию, где он тесно сотрудничал с Платоном до смерти последнего в 347 году. У нас нет оснований полагать, будто в годы своего ученичества Аристотель радикально расходился во взглядах с Платоном, а его восхищение наставником было неискренним.

После смерти Платона  во главе Академии стал его племянник Спевсипп. Не желая оставаться под его началом, Аристотель переехал из Афин в Асе и основал там собственную школу. Проведя в Ассе три года, он перебрался в Митилену на острове Лесбос. Многие биологические труды Аристотеля базируются на исследовании видов, обитающих в тех местах. В 343 году Филипп Македонский пригласил философа стать воспитателем своего сына и наследника Александра, известного в истории как Александр Великий. Аристотель оставался в Македонии- до 336 года, когда Александр взошел на отцовский трон.

В 335 году Аристотель вернулся в Афины и основал новую  школу в Ликее. Стиль Аристотелевой  школы отличался от стиля Академии, по-скольку Ликей больше походил  на научно-исследовательский институт, сотрудники которого читали лекции, чем на обычное образовательное учреждение. Лекции и дискуссии происходили, видимо, в крытой галерее, причем лектор, возможно, свободно расхаживал среди слушателей, вследствие чего Аристотелеву школу прозвали Перипатом, а ее приверженцев перипатетиками1. После смерти Александра Великого в 323 году Аристотель лишился монаршего покровительства и, подобно Сократу до него, был обвинен в «безбожии». Сообщают, что, покидая Афины, он за-метил, что не позволит афинянам вторично погрешить против философии. В следующем году он умер естественной смертью.

 

 

 

 

 

 

 

1. Политические  и правовые учения Аристотеля

 

Философские воззрения  мыслителя сформировались в ходе полемики с Платоном. Аристотель считал, что Платон глубоко заблуждался, допустив существование особого  мира идей, или понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от явления. Порвав с наивным платоновским идеализмом, препятствовавшим развитию естественнонаучных знаний, Аристотель приступил к созданию системы идеалистической метафизики.

Согласно его взглядам, каждая вещь состоит из материи и формы. Например, в медном шаре медь является материей, тогда как форма шара придает данной вещи именно тот конкретный вид, который позволяет отличить ее от других предметов, а следовательно, и познать. Форма - это сущность предмета, источник его существования как отдельной вещи, его целевое назначение. Материя пассивна и приобретает законченный вид только благодаря форме, благодаря действующей в природе целесообразности. Изучение природных закономерностей у Аристотеля подменяется телеологией - учением о целесообразном строении мира.

Положение о предустановленных  в природе целях составило  методологическую основу политико-правовой теории Аристотеля. Государство, частная  собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные, существующие от природы. Уже самой методологией исследования государства и права эта концепция была направлена против демократических учений о возникновении и совершенствовании общества.

Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство - высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит знаменитое изречение философа, “по природе своей есть существо политическое”2.

В отличие от семьи  и селения, основанных на стремлении к продолжению рода и на отцовской власти, государство образуется благодаря моральному общению между людьми. Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. Государство не есть общность местожительства, оно не создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни”. Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство предшествует телеологически семье и селению, т.е. является целью их существования.

Подытоживая свои рассуждения  по поводу различных видов общежития, Аристотель дает государству следующее определение: государство - это “общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни”. Аристотель вкладывал в данное определение вполне конкретное содержание. Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов. Варваров и рабов он просто не считал за людей, достойных общения с гражданами государства. Неразвитые в духовном отношении, варвары не способны к государственной жизни; их удел - быть рабами у греков. “Варвар и раб по природе своей понятия тождественные”. Аристотель, таким образом, открыто защищал в политической теории интересы рабовладельцев. Государство представлялось ему объединением свободных граждан, совместно управляющих делами рабовладельческого общества.

В обоснование рабства  Аристотель приводит несколько доводов. Решающий среди них - естественные (природные) различия между людьми. На страницах  “Политики” неоднократно подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары, обладая могучим  телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. Аристотель призывал порабощать варваров силой, охотиться на них, как на диких животных. “Такая война, - говорил он, - по природе своей справедлива”.

Аргументацию рабства  “от природы” дополняют доводы экономического порядка. Рабство, с этой точки зрения, вызвано потребностями ведения хозяйства и производственной деятельности. “Если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы”.

Частная собственность, подобно рабству, коренится в природе и является элементом семьи. Аристотель выступал решительным противником обобществления имущества, предлагаемого Платоном. “Трудно выразить словами, сколько  наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе”. Общность имущества он находил, кроме того, экономически несостоятельной, препятствующей развитию в человеке хозяйственных наклонностей. “Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим”. К этим аргументам в защиту частной собственности обращались впоследствии многие идеологи.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы  отыскать совершенное государственное  устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов3.

Классификация форм государства в  “Политике” проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в государстве цели. В зависимости  от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются правильные государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственного устройства. К правильным государствам относятся монархия, аристократия и полития; к неправильным - тирания, олигархия и демократия.

Сам по себе этот перечень форм государства не оригинален. Примерно такую же классификацию, но проведенную по другим основаниям, можно найти в диалоге Платона “Политик”. Новым в теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многообразие государственных форм к двум основным - олигархии и демократии. Их порождением или смешением являются все остальные разновидности власти.

В олигархии власть принадлежит  богатым, в демократии - неимущим. Говоря о демократии и олигархии, Аристотель отступает от формальных критериев  их разграничения и выдвигает на первый план признак имущественного положения властвующих. Богатые и неимущие, указывал философ, составляют как бы два полюса, диаметрально противоположные части любого государства, так что в зависимости от перевеса той или иной стороны устанавливается и соответствующая форма правления. Коренная причина политической неустойчивости, мятежей и смены форм государства заключается в отсутствии надлежащего равенства. Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ. В своих рассуждениях о демократии и олигархии Аристотель вплотную подходит к пониманию социальных противоречий, определявших развитие рабовладельческого государства.

Политические симпатии Аристотеля - на стороне политии, смешанной формы  государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.

Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает  собственность средних размеров, что позволяет не только гарантировать  самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью. Экономику как умение правильно вести домохозяйство Аристотель противопоставляет хрематистике, или искусству накопления ради наживы. Аристотель осуждает неуемную страсть к богатству, расширенную торговлю, ростовщичество и т.п. Помимо ограничения размеров собственности в совершенном государстве предусматриваются совместные трапезы и другие мероприятия, призванные обеспечить солидарность зажиточных граждан и свободной бедноты. “Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею - общим”, - утверждал Аристотель.

Социальной опорой власти в политии  выступают собственники земли. Как  и Платон в “Законах”, Аристотель исключает из числа граждан лиц, занятых физическим трудом. Гражданская  доблесть, заявлял он, подходит “только  к тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания”. Хотя землепашцы, ремесленники и поденщики нужны в государстве, однако важнейшими его частями являются воины и правители. При политии власть “сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет”. Они обладают гражданскими правами в полном объеме. Некоторые, весьма урезанные права граждан предоставляются также земледельческому демосу - крестьянам.

Информация о работе Политические и правовые учения Аристотеля