Политические идеи Цицерона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:42, доклад

Описание работы

Марк Туллий Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicerō; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор.
Более широкую известность Цицерон приобрел после дела Верреса, бывшего наместника Сицилии, который отличился злоупотреблениями и вымогательствами. В 70 году до н. э., подавая против Верреса иск о вымогательстве, сицилийцы обратились к Цицерону за помощью, помня о его ораторских талантах. Преторы, подкупленные Верресом, так затянули разбирательство, что не оставили Цицерону времени для произнесения обвинительной речи до начала праздников, однако он настолько умело представил судьям доказательства и показания свидетелей, обвинявших наместника во взяточничестве, вымогательствах, прямом грабеже и убийствах сицилийцев и даже римских граждан, что его выступление решило дело, и Веррес был вынужден отправиться в изгнание.

Файлы: 1 файл

Цицерон.docx

— 35.72 Кб (Скачать файл)

Эти и другие подобные им положения были заимствованы мыслителем из идеологии полисной демократии. Развивая их, Цицерон определяет государство (res publica) как дело народа, где под народом понимается "соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов".

Главными достоинствами  определения понятия «государство»  являются:

  1. Народ — это особая общность людей;
  2. Народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами;
  3. Право рассматривается как основа объединения народа, «достоянием» которого является государство.

В трактовке Цицерона право  выступает основой государства, его определяющим началом. Государство  в таком понимании оказывается  уже не только моральным сообществом  свободных граждан (каким оно  представлялось Платону и Аристотелю), но и правовым сообществом. Предложенное Цицероном понятие государства  сыграло значительную роль в последующем  развитии политико-правовой теории. 
В римском рабовладельческом обществе господствующее положение занимала землевладельческая аристократия. По мере укрепления своих позиций она оттесняла как старую наследственную знать, так и зажиточную верхушку торгово-промышленных слоев. Если в государствах-полисах политические конфликты среди свободных определялись главным образом столкновениями между родовитой знатью и лагерем демократии, то теперь, с утверждением частной собственности на землю, решающим становится противоборство крупных и мелких земельных собственников.

Цицерон, говоря о народе в своем определении государства, имел в виду исключительно землевладельцев  и крупных торговцев. Об этом красноречиво свидетельствует приводимый в трактате "Об обязанностях" перечень занятий  и профессий, не достойных свободного человека. Цицерон относит к числу  презренных людей ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных  мастерских, а также всех трудящихся. С такими людьми, занятыми "грязным  делом", у достойных граждан  не может быть никаких общих интересов. 
В классификации форм государства Цицерон продолжает греческую традицию и в качестве критерия классификации выбирает количество правящих. Цицерон различает простые формы государства: царскую власть — правление одного; власть оптиматов — правление нескольких выборных лиц; народную власть — верховенство народа. «И вот когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство — царской властью. Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках народа». 
Однако все эти формы имеют свои недостатки, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе и правовые), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия в создании государства. При царской власти все прочие люди совсем отстранены от общего для всех законодательства и принятия законов. При власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы. При демократии несправедливо само равенство. 
В случае если бы предстоял выбор среди них, то предпочтение следовало бы отдать царской власти, а на последнее место поставить демократию. «Благоволением своим, — пишет Цицерон, — нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы». Перечисленные достоинства разных форм правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в смешанной (а потому и наилучшей) форме государства. В простых же формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к смене форм власти, к их вырождению в «неправильные» формы. 
Цицерон пишет о смешанном государственном устройстве как о наиболее стабильном и прочном, так как монархия, аристократия и демократия легко трансформируются в свои противоположности. Прочность государства также зависит и от незыблемости законов. «Закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего — природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных». Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости.

Смешанная форма, т. е. четвертый  вид, образуется от смешения первых трех видов. «Ибо, — подчеркивал он, —  желательно, чтобы в государстве  было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена  и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены  суждению и воле народа». В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность  государства и правовое равенство  его граждан. 
Примером является Римская республика, в которой консулы являлись аналогом царской власти, сенат — аналогом власти оптиматов, народное собрание и народные трибуны — аналогом народной власти. Право Цицерон полагал основой государства, и в этом смысле государство являлось уже не просто нормальным сообществом свободных граждан, но и правовым сообществом. При этом имелось в виду сообщество свободных сословий и граждан Римской республики, но вовсе не рабов. 
Рабство, по Цицерону, «справедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно; то есть когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении, между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем». Рабство обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Такова логика рассуждений Цицерона, которые он стремится подкрепить соображениями о соотношении различных частей души: господин так же правит рабом, как лучшая часть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочными частями души (страстями, гневом и т. п.). К рабам, считал Цицерон, следует относиться, как к наемникам: требовать от них соответствующей работы и предоставлять им то, что полагается. 
В правовой теории переход к империи нашел отражение в представлениях о составе и разновидностях права, действующего в римском государстве. Сочинения Цицерона являются самыми ранними произведениями римской литературы, где проводится различие между естественным правом, правом народов и правом римских граждан.


Информация о работе Политические идеи Цицерона