Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 07:21, реферат
Платон (427-347до н.э.), ученик Сократа, изложил свои взгляды на государство , демократию, политические режимы и формы правления в своем известном произведении “Государство”.
Чтобы понять политические взгляды Платона,неоходимо сделать краткий экскурс в его философские воззрения. Мир , с точки зрения Платона ,двойствен и состоит из идей (эйдосов) и вещей(прагм).Идеи представляют собой не мыслительные конструкции,но сверхреальность,или образцы вещей,их отвлеченные сущности.В товремя как эйдосы являются истинными,вещи в силу своей материальности неистенны,поскольку,как указывал
Платон (427-347до н.э.), ученик Сократа, изложил свои взгляды на государство , демократию, политические режимы и формы правления в своем известном произведении “Государство”.
Чтобы понять политические
взгляды Платона,неоходимо
В своих воззрениях на государство
Платон исходил из того ,что существует
идеальное государство,
По мнению Платона,высказанному им в трактате “Государство”,главной основой идеального государства является справедливость.Она состоит в том ,чтобы каждому гражданину было отведено особое занятие,наиболее соответствующее его натуре,т.е. справедливость есть соответствие реальной вещи своей идее,ведь государство тогда является идеальным (отвечающим идее государства),когда каждый гражданин действует в согласии со своей собственной сущностью.А поскольку между людьми существуют индивидуальные различия,Платон предлагает деление общества на сословия: философов--правителей, воинов--стражей и ремесленников--производителей. Эти сословия Платон отождествляет с тремя началами в человеческой душе,а именно: разумным,яростным и вожделяющим. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помошников-- серебра,а в души земледельцев и ремесленников--железа и меди. Если же у последних родится ребенок с примесью благородных металлов, то его перевод в высшие разряды возможен только по инициативе правителей.
Для Платона идеальный строй--тот,где каждый гражданин тождествен в своих интересах общественному целому,не представляет собой еще личности, претендующей на индивидуальнуу самоценность и полную автономию в поступках. У него государство и гражданское общество представлены в едином, гомогенном , целостном , нерасчлененном понятии.
Для сохранения сословий Платон предлагает создать особую систему воспитания для потомков правителей и стражей. В основу этой системы положены мусическое и гимнастические искусства.Мусическое укрепляет дух и воспитывает любовь к родине, гимнастическое укрепляет тело и готовит граждан к защите своего государства. После окончания обучения этим дисциплинам показавших себя наиболее знающими и добродетельными юношей начинают готовить к деятельности правителей. Они изучают искусство рассуждения и ведения споров, а затем философию, венчающую всю систему знаний.
Целью государства, которое Платон считал идеальным , как раз и является обеспечение для максимального числа их граждан условий для добродеятельной жизни.
Платон выделяет следующие формы правления: царский строй (монархия), аристократия, тимократия , олигархия , демократия , тирания. самым правильным и разумным он считает царский строй и аристократию. Остальные формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства. Сперва аристократия как власть лучших вырождается в тимократию.
Аристократия --это правлениелучших с одобрением народа. Властью обладает и правит тот , кто слывет доблестным и мудрым. В основе такой формы правления лежит равенство по рождению. По мнению Платона , на роль правителя идеально подходит лишь тот,кто добровольно не захочет быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков. Наименее подходят люди , руководствующиеся честолюбием , деньгами , почетом.
Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства,Платон устанавливает для них общность имущества и бюта. “Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью,если в том нет крайней необходимости.Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий” . Стражам запрещается иметь семью , для них вводится общность жен и детей.
Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги , торговать на рынках ...
Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни общества , Платон тем не менее выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно замкнутого, “самодостаточного “ государства .
Вырождение
аристократии мудрых,по его словам,
влечет за собой утверждение частной
собственности и обращение в
рабов свободных
Следующий вид государственного устройства-- олигархия-- появляется в результате скопления богатства у частных лиц . Этот строй основан на имущественном чензе. Власть захватывают немногие богатые,тогда как бедняки не участвуют в управлении.Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков ,будет постоянно воевать само с собой.
Следующей формой
государственного правления, является
демократия,которая логически
Диалог “Законы” является последним сочинением Платона. В нем он изображает “второй по достоинству” государственный строй, приближая его к реальной действительности греческих полисов.
Основные отличия диалога “Законы” от диалога “Государство” таковы.
Во-первых,Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства.Она делится на равные по плодородию участки.Каждый гражданин получает земельный надел и дом , которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность , но ее размеры ограничены.
Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу.Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, звписавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс.Все вместе граждане образуют правящую верхушку. Помимо занятий в собственном хозяйстве им вменяется в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапизах, жертвоприношения...
В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда. Вместе с признанием рабства у Платона появляется и ипренебрежительное отношение к производительному труду . Предвидя выступления невольников,Платон советует землевладельцам приобретатькак можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением.
В-четвертых, Платон
подробно описывает в диалоге
организацию государственной
Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большенству голосов) и монархический принцип геометрического равенства(выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания.
Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом.
В диалоге “Законы” Платон писал: “ Я вижу близкую гибель того государства,где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью.Там же ,где закон--владыка над правителями, а они--его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага,какие только могут даровать государствам боги”.
Изложенные в диалогах Платона социально-политические программы являлись с точки зрения консервативными.