Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 08:03, реферат
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля. Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: «Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее»
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Краткая биография Г. В. Ф.Гегеля……………………………………..……5
2. Политико-правовые учение Гегеля………………...……..……………..…..8
2.1 Понятие права ……………………………………………………………10
2.2 Понятие государства……………………………………………….…….17
Заключение …………………………………………………………………...….27
Список литературы…………………………………………………………...….28
Носителем мирового духа является господствующий на данной ступени истории народ, который получает однократную и единственную возможность составить эпоху всемирной истории.
Все Новое время, начавшееся Реформацией, Гегель считал эпохой германской нации, под которой он имел в виду не только немцев, но, скорее, вообще народы Северо-Западной Европы. Россия и Соединенные Штаты Северной Америки, по оценке Гегеля, пока не успели обнаружить себя во всемирной истории, и им это еще предстоит в будущем.
Сконструированное Гегелем разумное государство, являющееся в конкретно-историческом плане буржуазной конституционной монархией, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности, т. е. правовое государство. С точки зрения всемирно-исторического прогресса такое государство трактуется Гегелем как наиболее
полная и адекватная объективация свободы в государственно-правовых формах наличного бытия.
Недостатки гегелевского этатизма отчетливо проявляются в возвышении государства над индивидом и обществом, в отрицании самостоятельной ценности прав и свобод личности и т. д. Вместе с тем Гегель восхваляет государство как идею (т. е. действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно- правовых формах. В этом его радикальное отличие как от обычных этатистов, возвышающих государство над правом, отвергающих всякое правовое ограничение государственной власти и саму идею правового государства, так и от тоталитаристов всякого толка, которые видят в организованном государстве и правопорядке лишь препятствие для политического механизма насилия и террора.
В связи со встречающимися в литературе оценками гегелевской позиции как тоталитарной следует отметить, что обоснованный Гегелем своеобразный правовой этатизм является прямым антиподом ошибочно и тенденциозно приписываемому ему тоталитаризму. Поэтому в гегелевском этатизме правомерно видеть не идеологическую подготовку тоталитаризма, а авторитетное философское предупреждение о его опасностях. Ведь тоталитаризм XX в., рассмотренный с позиций гегелевской философии государства и права, — это антиправовая и антигосударственная форма организации политической власти, модернизированный деспотизм.
Осмысление
гегелевской концепции
Заключение
Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных воззрений.
Гегель,
говоря о том, что философия способна
лишь понять, но не омолодить некую устаревшую
форму жизни уходящую в прошлое современность,
сравнивает свою философию с совой Минервы,
начинающей полет лишь с наступлением
сумерек. По прошествии более полутора
веков после начала своего полета эта
птица, бившаяся в силках различных интерпретаций
и горевшая в огне неугасающей критики,
предстает уже в виде не совы Минервы,
а скорее птицы Феникс. Она пережила много
сумерек и рассветов приобретал все новый
и новый облик. Галерея этих обликов обширна,
но не исчерпана. поскольку жизнь гегелевской
философии права – в оценках, интерпретациях
и иных многообразных связях с современностью
продолжается.
Список
литературы
7. Шаймухамбетова Г. Б. Гегель и Восток. Принципы подхода. М., 1995.
Информация о работе Политико-правовое учение Г. В. Ф. Гегеля