Политико-правовое учение Г. В. Ф. Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 08:03, реферат

Описание работы

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля. Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: «Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Краткая биография Г. В. Ф.Гегеля……………………………………..……5
2. Политико-правовые учение Гегеля………………...……..……………..…..8
2.1 Понятие права ……………………………………………………………10
2.2 Понятие государства……………………………………………….…….17
Заключение …………………………………………………………………...….27
Список литературы…………………………………………………………...….28

Файлы: 1 файл

иппу курсач.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Носителем мирового духа является господствующий на данной ступени истории народ, который получает однократную и единственную возможность составить эпоху всемирной истории.

     Все Новое время, начавшееся Реформацией, Гегель считал эпохой германской нации, под которой он имел в виду не только немцев, но, скорее, вообще народы Северо-Западной Европы. Россия и Соединенные Штаты Северной Америки, по оценке Гегеля, пока не успели обнаружить себя во всемирной истории, и им это еще предстоит в будущем.

Сконструированное Гегелем разумное государство, являющееся в конкретно-историческом плане буржуазной конституционной монархией, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности, т. е. правовое государство. С точки зрения всемирно-исторического прогресса такое государство трактуется Гегелем как наиболее

полная  и адекватная объективация свободы в государственно-правовых формах наличного бытия.

     Недостатки  гегелевского этатизма отчетливо проявляются в возвышении государства над индивидом и обществом, в отрицании самостоятельной ценности прав и свобод личности и т. д. Вместе с тем Гегель восхваляет государство как идею (т. е. действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно- правовых формах. В этом его радикальное отличие как от обычных этатистов, возвышающих государство над правом, отвергающих всякое правовое ограничение государственной власти и саму идею правового государства, так и от тоталитаристов всякого толка, которые видят в организованном государстве и правопорядке лишь препятствие для политического механизма насилия и террора.

     В связи со встречающимися в литературе оценками гегелевской позиции как  тоталитарной следует отметить, что обоснованный Гегелем своеобразный правовой этатизм является прямым антиподом ошибочно и тенденциозно приписываемому ему тоталитаризму. Поэтому в гегелевском этатизме правомерно видеть не идеологическую подготовку тоталитаризма, а авторитетное философское предупреждение о его опасностях. Ведь тоталитаризм XX в., рассмотренный с позиций гегелевской философии государства и права, — это антиправовая и антигосударственная форма организации политической власти, модернизированный деспотизм.

Осмысление  гегелевской концепции государства  в контексте опыта и знаний XX в. о тоталитаризме позволяет понять враждебную и взаимоисключающую противоположность между государственностью и тоталитаризмом. В этом смысле можно уверенно сказать: этатизм против тоталитаризма. Философско-правовое учение Гегеля оказало заметное влияние на последующую историю политико-правовой мысли.  
 
 
 

Заключение 

     Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние  на последующую историю политико-правовой мысли. Гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных воззрений.

     Гегель, говоря о том, что философия способна лишь понять, но не омолодить некую устаревшую форму жизни уходящую в прошлое современность, сравнивает свою философию с совой Минервы, начинающей полет лишь с наступлением сумерек. По прошествии более полутора веков после начала своего полета эта птица, бившаяся в силках различных интерпретаций и горевшая в огне неугасающей критики, предстает уже в виде не совы Минервы, а скорее птицы Феникс. Она пережила много сумерек и рассветов приобретал все новый и новый облик. Галерея этих обликов обширна, но не исчерпана. поскольку жизнь гегелевской философии права – в оценках, интерпретациях и иных многообразных связях с современностью продолжается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Гулыга  А. В. Гегель. М., 1994.
  2. Нерсесянц В. С. Право и закон. М., 1983.
  3. Суворов Л. Н. Философия Гегеля и современность. М., 1973.
  4. Федосеев А. А. Философия права. Л., 1990.
  5. Фельдман Д. И., Баскин Ю. Я. Учение Канта и Гегеля о международном праве и современность. М., 1977.
  6. Чанышев А. А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). М., 2000.

    7. Шаймухамбетова Г. Б. Гегель и Восток. Принципы подхода. М., 1995.

Информация о работе Политико-правовое учение Г. В. Ф. Гегеля