Понятие цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:27, контрольная работа

Описание работы

Отчужденной культурой становится каждый ее элемент: разум, который не возвышает душу, а утомляет ее, материальная среда, мораль, право. Идеи Руссо, как известно, разделял впоследствии художник Поль Гоген.
Целью контрольной работы является исследование понятия «цивилизация», а также его значения в различных философских концепциях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Понятие цивилизации………………………………………………4
История как процесс развития этнокультурных цивилизаций…5
Концепции О.Шпенглера, Л Гумилева………..…………………9
Заключение……………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

цивилизация.docx

— 37.11 Кб (Скачать файл)

Под культурой Освальд Шпенглер понимал внешнее выражение внутреннего  строя души народа, стремление коллективной души народа к самовыражению. В этом смысле культура тождественна космичности, она передается в «такте», «ритме», «тональности» переживания коллективной души. В культуре не существует исторической преемственности, влияния или «заимствования» культуры самодостаточной, а потому диалог невозможен. Единства человечества не существует.

Понимал культуру как организм, который  проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти. Мертвая культура и есть цивилизация. Для каждого организма  отмерен свой жизненный срок, который  складывается из трех этапов: 1) наиболее длительный, подготовительный период. Это первоначальное состояние хаоса, период детства, накопления сил; 2) фаза собственно культуры, период интенсивного творчества: создаются все духовные ценности; 3) период упадка, эпоха цивилизаций: духовная жизнь начинает замирать, религиозная вера падает, философские учения становятся плоскими, искусство вырождается. Наступает эра сухого рационализма и материализма. Внешние стороны берут верх над внутренними.

Весь период жизни каждой культуры определяется Шпенглером приблизительно в 1000 лет. Стадия цивилизации продолжается 200–300 лет. Переход культуры в цивилизации  произошел для западного мира в XIX в. С наступлением цивилизации  искусство делается человеку внутренне  ненужным. Цивилизация выступает  в концепции О. Шпенглера как застывшее состояние социума, основанное на вещных и формальных отношениях.

Лев Гумилев – историк, географ, этнолог, философ, представитель русского космизма. Он представлял, что всемирная  история неразрывно связана с  влиянием на нее различных сил  космоса. Считал, что человечество существует как особое явление природы, часть  биосферы. Основная категория его  концепции – этнос: «специфические человеческие целостности, противопоставляющие  себя другим, обладающие едиными стереотипами поведения и имеющие собственную  структуру». Считал, что возникновение  новых этносов обусловлено космическими энергетическими  пассионарными толчками, порождающими «пассионариев». Все этносы проходят несколько стадий развития: возникновение и подъем, фаза наибольшей этнической активности, фаза рассеивания пассионарной энергии, ее кристаллизация в памятниках культуры; фаза жизни этноса по инерции и фаза деградации этноса. Любая культура генетически связана с другими культурами. Жизненный цикл этноса составляет примерно 1200–1500 лет, за которые он развивает свою культурную традицию. Затем появляются новые пассионарии и возникает новый этнос. Гумилев представляет историю культуры как историю пульсации пассионарных толчков, вызывающих то расцвет, то гибель той или иной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В контрольной  работе были рассмотрены разные  концепции цивилизации. Не смотря на различные подходы, можно сказать, что цивилизация - это такая стадия развития человечества, когда собственно социальные связи начинают доминировать над природными и когда общество начинает развиваться и функционировать на своей собственной основе. Фундамент цивилизации заключается в общественном богатстве, состоящем из материальных и духовных ценностей.  Движение к цивилизации нужно рассматривать как процесс становления и наращивания социальной основы, социального потенциала развития общества, при условии преемственной связи поколений людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

1. Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996.

2. Губин   В.Д. Философия.  М., 2009.

3.Гумилев  Н.Л. Этносфера: История людей и история природы. М, 1993.

4. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. Ростов-на-Дону, 1995. 

5. Канке В.А. Основы философии.  М.,2003.

6. КохановскаяТ.И. Философия.  Ростов-на-Дону, 2001.

7. Культура и цивилизация. М., 1984.

8. Налимов В.В. Размышления на  философские темы // Вопросы философии, 1997. - № 10.

9. Спиркин А.Г.  Философия.   М., 2007.

10. Философская энциклопедия, т.5.  М., 1970. 10. Шпенглер О. Закат Европы. М., 2003.

 

 
 


Информация о работе Понятие цивилизации