Понятие глобальных проблем современности и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований. В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими науками - экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. Также глобальные проблемы изучаются философией в мировоззренческом, методологическом, социально-гуманитарном аспектах. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….3
Понятие глобальных проблем современности и их классификация……………………………………………….……..5
Причины формирования и обострения глобальных проблем современности………………………………………………………7
Прогресс и его влияние на глобальные проблемы современности………………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………20

Файлы: 1 файл

кр философия.docx

— 45.63 Кб (Скачать файл)

Таким образом, и в современной  международной обстановке реальностью  является продолжающаяся гонка вооружений, сопровождающаяся невосполнимыми, колоссальными затратами трудовых, материальных, природных ресурсов, интеллекта научной и технической элиты общества. Следовательно, продолжают сохранять актуальность проблемы утилизации ядерных отходов, а здравоохранение, образование, культура во всех странах продолжают испытывать недостаток денежных средств.

Среди глобальных проблем  современности нужно выделить еще  одну - это проблема роста народонаселения.

Несмотря на спорность  в точности подобных подсчетов, следует  отметить то обстоятельство, что с  начала XX века наша планета испытывает на себе мощный демографический взрыв. В результате, численность жителей  Земли к настоящему времени уже  перевалила за 5 миллиардов человек  и к началу третьего тысячелетия  достигнет 6 миллиардов. Но этот процесс  не может продолжаться до бесконечности, ибо ограничен вполне объективными причинами: 
- площадью почв, пригодных для земледелия, 
- сложностью овладения сельскохозяйственными технологиями и производственной культурой, на что требуется длительное время, 
- увеличивающимся темпом роста городов, 
- предельными возможностями природных ресурсов: воздуха, воды, полезных ископаемых и т.д. 
- непроизводительными затратами государств (на войны, ликвидацию внутренних конфликтов, борьбу с преступностью), размеры которых занимают в бюджетах большинства из них значительную часть.

Вне всякого сомнения, темпы  прироста населения планеты сдерживают многочисленные факторы и, в частности, такие как войны, болезни, производственный, бытовой и дорожно-транспортный травматизм, преступность, голод.

По мнению специалистов, занимающихся исследованием этих проблем, а среди них есть и философы, и экономисты, и юристы, и социологи, причиной тому являются: 
- значительная разница в уровне жизни в высоко- и малоразвитых странах, 
- исторические традиции, 
- географический фактор, 
- религиозные догмы.

Если коснуться последних, то именно они регламентируют, например, целый комплекс семейно-брачных  отношений между супругами. Так, и ислам, и католицизм запрещают  женщинам делать аборты. Исламом, помимо этого, разрешается многоженство.

Но основную причину, вероятнее  всего, следует искать в разнице  Уровня жизни людей и в тех  и в других частях света. Странам  с высоким уровнем жизни соответствуют  и стандарты, распространяемые на: 
- качество медицинского обслуживания, 
- структуру питания и его культуру, 
- систему воспитания детей, а также их образования и условия жизни.

В странах же с низким уровнем жизни этим проблемам  уделяется менее пристальное  внимание. Но с другой стороны, именно в государствах с развитой индустрией велик процент бесплодия среди  мужчин и женщин, а в экономически слабых - высока смертность среди детей  и непродолжительна жизнь взрослых.

Каким же образом предполагается разрешение проблемы народонаселения  и связанных с нею - продовольственной  и болезней? Современными учеными  по этому поводу высказывается целый  ряд точек зрения, среди которых  следует выделить: 
- разработку международных программ помощи народам, испытывающим продовольственные проблемы или страдающим от массовых эпидемий; 
- оказание помощи слаборазвитым государствам в их экономическом развитии со стороны мирового сообщества; 
- разработку гуманных способов и технологий регулирования рождения потомства; 
- пропаганду и внедрение в жизнь высокой культуры семейно-брачных отношений.

Небезынтересен и взгляд на эту проблему со стороны исследователей, воспринимающих биосферу Земли как  целостный живой организм, очень  активно реагирующий на влияние  на его жизнедеятельность человека. Они, в частности, утверждают, что  биосфера обладает множеством еще непознанных  нами способностей и, в частности, регулирования  численности человечества, которая  не перешагнет кризисной черты в 12 миллиардов. В качестве таких называют стихийные бедствия, а также болезни, поражающие людей и ранее неизвестные  науке.

Таким образом, учеными обращается внимание на необходимость более  осторожного и взвешенного отношения  со стороны человека к миру, его  окружающему, ибо конфликт с ним  может отторгнуть людей от себя, уничтожив их.

Помимо выше названных  глобальных проблем современности, авторы считают необходимым обратить внимание читателей еще на одну, очень актуальную как для процветающих стран, так и для влачащих нищенское  существование. Имеется в виду проблема преступности. Многообразие видов деятельности современного человека дало не только много положительных, результатов, но и породило столь же богатый набор его противоправных действий с различной степенью негативных последствий. Проявляются они в сфере экономики, финансов, политики, административной деятельности, давно уже пройдя ту грань, когда преступления совершаются отдельными людьми или их небольшими группами.

Причины преступного поведения  людей очень многообразны и поэтому  изучаются целым рядом наук, в  частности, криминологией, юридической  психологией. Философский аспект этой проблемы нами уже неоднократно обсуждался, например, при исследовании диалектики соотношения понятий «свобода - необходимость». В качестве же глобальной она стала  восприниматься с тех пор, как  обрела характер организованной и вышла  за пределы отдельных государств. Международные синдикаты и другие объединения преступников, занимающиеся производством и сбытом наркотиков, игорным бизнесом, проституцией, торговлей  трансплантатами и т.д. вовлекли в сферу своей деятельности миллионы граждан различных государств. Денежный доход от их операций составляет сотни миллиардов долларов.

Негативные последствия  организованной преступности заключаются: 
- в угрозе жизни и безопасности больших масс людей, 
- подрыве экономики государств, 
- подрыве здоровья людей в результате употребления наркотиков и ведения нездорового образа жизни, 
- в растлении малолетних, 
- в образовании криминальных политических режимов и т.д.

Успешное преодоление  этого зла возможно только при  объединении усилий правительств и  правоохранительных органов всего  мирового сообщества, обязанного осознать, что такое явление как преступность не имеет границ и, в первую очередь, поражает наиболее дееспособную часть  населения, выводит из государственного обращения массу денежных средств  и материальных ресурсов.

В завершении рассмотрения вопроса можно сделать вывод  о том, что с глобальными проблемами современности связывают именно те из их большого ряда, так хорошо известных  каждому из нас в повседневной жизни, которые приняли общечеловеческий характер, стали не только результатом  преобразующей деятельности людей, но и еще не познанных нами космических  процессов.

Название глобальных эти  проблемы получили еще и потому, что требуют всеобщих усилий для  их преодоления. Они же распространяются на сферу политических, экономических, духовных отношений между народами.

Вряд ли следует надеяться  на установление гармонии в таких  сложных системах как: «человек - человек», «человек - природа», а в будущем  и «человек - космос», если на нашей  планете сохранится такое положение, когда в одной ее части царит  изобилие и благополучие, а в другой - дети умирают от голода, когда материальные ресурсы и денежные средства будут  по-прежнему расходоваться на обеспечение  идеологического и военного противостояния между странами, на неосуществимые или опасные своими последствиями  научно-технические иди социальные эксперименты.

Таким образом, чем активнее человечество сконцентрирует свои усилия в направлении успешного разрешения глобальных проблем современности, тем с большим основанием оно  будет иметь возможность с  оптимизмом рассуждать об обозримом  и отдаленном будущем, с большей  степенью вероятности строить прогнозы на них. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение 

Осознание человечества как  общепланетарного фактора происходит не только за счет позитивных аспектов его влияния на мир, но и через  целый спектр негативных последствий  техногенного пути развития. Глобальность этих проблем не позволяет их решать регионально, т.е. в плане одного или нескольких государств. В организационном  плане решение глобальных проблем  неизбежно потребует создания особого  «генерального штаба человечества», который должен определить стратегию  использования знаний для предотвращения глобальных катастроф.

При выяснении путей решения  глобальных проблем следует определить стратегию их решения. Здесь в  качестве отправного пункта можно взять  их классификацию на три взаимосвязанных  группы. Сегодня имеется множество  попыток разработки путей решения  глобальных проблем. И здесь особое место занимает Римский клуб, во главе которого долгое время находился  Аурелио Печчеи. По инициативе этой неправительственной организации  был осуществлен ряд крупных  исследований, опубликованных в форме  докладов. К их числу относятся: «Пределы роста», «Человечество у поворотного  пункта», «Цели человечества» и  др. В рамках этого направления  осознается единство современной цивилизации  и общность судеб всех стран и  народов.

Глобальные проблемы во многом меняют сам подход к пониманию  социального прогресса, заставили  переоценивать те ценности, которые  закладывались на протяжении всей истории  цивилизации в ее основание. Для  многих становится очевидным то, на что полстолетия назад обратил  внимание академик В.И.Вернадский, который  писал: «Человек впервые понял, что  он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом  аспекте, не только в аспекте отдельной  личности, семьи, рода, государства, но и в планетарном аспекте». Такой  обобщенный, общепланетарный взгляд на человека и его место в мире явился важным шагом к становлению  глобального сознания на основе понимания  человеком своей целостности. Следующий  шаг состоит в нравственной переориентации людей, в осмыслении с этих позиций  сложившейся ситуации и поиске практических путей выхода из нее.

Кризис современного общества в значительной мере обусловлен тотальным, глобальным отчуждением человека. Отсюда спасение человечества в усовершенствовании общества и в воспитании самого человека, а не только в научно-технических  достижениях. Системная организация  программ решения глобальных проблем  предполагает использование глобального  моделирования.

Глобальные проблемы требуют  от человечества духовного единения во имя спасения цивилизации. Они  привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Они требуют принципиально новых  отношений между людьми, а также  отношений людей к природе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список литературы 

1.     Глобальные проблемы и перспективы цивилизации: философия отношений с природной средой. – Москва: ИНИОН, 1994. 
2.     Квасова И.И. Философия: Учеб. Пособие для вузов. – М.: РУДН, 1999. 
3.     Клягин Н.В. Человек в истории. – Москва: Ин-т философии РАН, 1999.

4.     Сычев А.А.  Основы философии. – учебное  пособие, издание 2. – Москва: Альфа-М. 
5.     Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. - Москва, 1996. 
6.     Лейбин В.М. Глобалистика - история и современность. - Москва: Просвещение, 1992. 
10. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Вопросы философии. - 1992. - №8. 

 


Информация о работе Понятие глобальных проблем современности и их классификация