Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:25, контрольная работа
Понятие, которое характеризует "предельные", безусловные основания человеческого бытия. 2. Значение определённых предметов, явлений, процессов для человека, социальных групп, общества в целом. Указанные два смысла понятия "ценность" часто расходятся, а порой и противоречат друг другу: то, что в философии рассматривается в качестве ценность - свобода, добро, истина, - для отдельного человека может и не представлять интереса. В свою очередь, конкретные предметы, которые ценны для индивида, в философском смысле не являются "ценностью". Понятие ценность сопоставимо с понятием сущности человека, которая не всегда совпадает с индивидуальным человеческим существованием.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Факультет учетно-статистический
(направление)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
По дисциплине «Философия»
На тему «Понятие и природа ценностей»
Вариант 28
Студент: Муравьева Е.Д.
Специальность: бизнес-информатика
Группа: 1
Номер зачетной книжки: 100.21/120046
Преподаватель: Захарова И.И.
Пенза – 2013
Тема 28. Понятие и природа ценностей.
Ценность - 1. Понятие, которое характеризует
"предельные", безусловные основания
человеческого бытия. 2. Значение определённых
предметов, явлений, процессов для человека,
социальных групп, общества в целом. Указанные
два смысла понятия "ценность" часто
расходятся, а порой и противоречат друг
другу: то, что в философии рассматривается
в качестве ценность - свобода, добро, истина,
- для отдельного человека может и не представлять
интереса. В свою очередь, конкретные предметы,
которые ценны для индивида, в философском
смысле не являются "ценностью". Понятие
ценность сопоставимо с понятием сущности
человека, которая не всегда совпадает
с индивидуальным человеческим существованием.
Философское понимание ценности предполагает
следующие её особенности. Ценность и
понятие "сущность человека" - понятия
однопорядковые; осознанность ценность;
воплощённость ценности в человеческой
жизни в той или иной форме; противопоставленность
ценности как должного, идеала реальности
("сущему"); включённость ценности
в целеполагающую и оценочную деятельность
человека. Понятие ценности невозможно
раскрыть, не обращаясь к понятию оценки
- соотнесению реальных явлений с ценностью,
и к понятию цели - проекта достижения
ценности. Цели, формируемые на основе
ценности, - это всегда масштабные, смысложизненные
цели. Ценность как координаты человеческого
мира способствуют его устойчивости, организуют
целенаправленную человеческую деятельность.
В известном смысле ценность - это "предельные
цели" человека и общества, они выступают
критерием оценки любого культурного
феномена. Культура и есть мера воплощённости
ценности в нашей жизни.
Ценность является предметом исследования
особого раздела философского знания
- аксиологии (греч.axia - ценность, logos - учение).
Хотя ценности (добро, истина, красота,
справедливость и т.п.) всегда были предметом
философского размышления, начиная с античности,
но "проблема ценностей" как самостоятельная
философская проблема возникла не так
давно. Познавательные, онтологические,
ценностные аспекты бытия долгое время
не были отделены др. от друга, не составляли
самостоятельные области философского
исследования. В известном смысле внимание
к проблеме ценности в европейской философии
было инициировано мироощущением, характерным
для христианства. Разделение мира, "космоса"
на профанный и сакральный, утверждение
притягательности мира священного, сакрального
как сосредоточения благого, его обращённость
к человеку формировали систему точек
отсчёта, жизненных ориентиров, целей.
Но только в к. XVIII в. с появлением кантовских
"критик", в которых мир в его данности
человеку и мир сам по себе оказались объектами
приложения различных человеческих способностей,
аксиология получила основу для самостоятельного
существования.
В аксиологии ценности выделены в особую
область. Либо это область будущего, либо
трансцендентный, запредельный мир. Др.концепции
рассматривают ценность в качестве инварианта
различных видов человеческой деятельности:
ценность - абстракция, реально существуют
лишь нормы, правила деятельности. Существуют
релятивистские концепции ценности, лишающие
ценность их общезначимости и ограничивающие
их действие особой культурно-исторической
областью, напр., жизнью одного народа.
Можно говорить и об утилитаристских концепциях
ценности: ценно то, что полезно большинству,
или же передовой части человечества,
или отдельному человеку. Наиболее тщательную
и подробную разработку проблема ценности
получила в неокантианстве Баденской
школы.
Наибольшую трудность в аксиологии представляет
классификация ценностей. Классификация
предполагает соподчиненность элементов
системы, их иерархическую выстроенность.
Однако ценности, расположенные по разным
уровням, лишаются своей само ценности,
безусловности; начинают выполнять служебные
функции, психологизируются, превращаются
в слепок с человеческих потребностей.
Продуктивную попытку создать систему
ценностей предпринял представитель Баденской
школы Риккерт Г. Осознавая непреодолимые
трудности, стоящие перед исследователем,
дерзнувшим классифицировать, ранжировать
мир внеисторического, трансцендентного,
Риккерт предложил "открытую" систему
ценностей как "учение о миросозерцании";
он поставил задачу обнаружения сверхисторического
в историческом, осуществления ценностей
в процессе достижения "благ" ("О
системе ценностей"). Риккерт разделил
ценности и "культурные блага" - реальные,
исторически ограниченные предметы "пользования"
человека. Только обращаясь к историческим
формам воплощения ценностей - к благам
- можно создать "открытую" систему
ценностей, предполагающую постоянную
корректировку содержания отдельных ценностей,
как они понимаются человеком и человечеством.
Система ценностей требует использования
понятия оценки - значимости ценностей
для субъекта. Наконец, надо учитывать
стремление к осуществлению ценностей
в жизни - "тенденцию к свершению".
Существуют три области "свершения",
осуществления ценностей: это область
благ будущего, благ настоящего и "благ
вечности". Первая и вторая области
принадлежат истории; третья - запредельна
ей. Помимо "тенденции к свершению"
существует ещё один принцип классификации
благ в их отношении к ценности: все блага
делятся на "блага созерцания" и "блага
действенности", или активнос ти. С т.з.
"благ созерцания" всё окружающее
рассматривается вне социальных отношений,
как "вещь" сама по себе. С т.з. "благ
действенности", рассматриваются "лица".
Поэтому тенденция "благ созерцания"
- монизм, подведение вещей под один принцип,
тенденция "благ действенности" -
плюрализм, отказ от нивелирования "лиц".
Опираясь на эти два принципа, Риккерт
выделяет шесть областей ценности. Пр.
всего, это наука - благо, в котором обнаруживает
себя устремлённость к реализации ценности
в будущем (стремление к истине). Одновременно
наука - это "благо созерцания", т.к.
наука ничего не желает изменить. Вторая
область ценность - искусство, сфера созерцательных
ценностей настоящего. Третья область
- мистика (буддизм, пантеистические учения)
- область применения созерцательных ценностей
вечности. В четвёртой сфере - социально-этической
- проявляют себя действенные блага, являющиеся
одновременно благами будущего. Пятая
сфера - сфера действия личных жизненных
благ настоящего. Шестая сфера - религия
"благ действенности" и абсолютного
свершения - теизм, религия бога - личности,
возвышение личной жизни во всём её объёме.
Место философии в этой системе - промежуточное,
она "посередине м.бесконечной целостностью
и совершенной частичностью, м.благами
будущего и благами настоящего".
Для Хайдеггера М. само использование
понятия ценности есть высшее выражение
субъективизма европейской философии.
Образ ценности в философии антропоморфен,
ценность лишь по видимости отдалена от
человека. Ценность - это проекция человеческих
устремлений, это цель-ценность, желание-ценность.
Ницшевская программа "переоценки ценностей"
раскрывает, выводит на свет доселе скрытое,
потаённое содержание европейской философии.
Ценность - это самим человеком устанавливаемый
для себя предел. Теория ценности неотделима
от теории человека. Главное для человека,
считает Хайдеггер, "удостовериться
в своей собственной ценности".
Эволюция ценностей общества происходит
постоянно, изменяя приоритеты и
иерархию, обесценивая одни и выдвигая
другие. Система ценностей общества
обусловливает процесс
Историко-социологический анализ системы
духовных ценностей приводит к выводам
о том, что система ценностей в широком
смысле слова это внутренний стержень
культуры общества, объединяющее звено
всех отраслей духовного производства,
это действенная сторона общественного
сознания, взятого в совокупности всех
его форм.
На протяжении всей истории человечества
ценности претерпевали изменения. Мы не
можем точно сказать, какие ценности были
у первобытных людей, однако, учитывая
их образ жизни, постоянную борьбу за существование,
единственной ценностью для них было сохранить
жизнь свою и потомства.
Разумеется, выживание в одиночку было
невозможным, поэтому образуются коллективы
людей, общины, где для поддержания порядка
используются различные запреты-табу.
Человек выполнял требования этих запретов
не задумываясь ни о причинах, ни о последствиях.
На взгляд современного человека, причина
возникновения табу могла быть самой нелепой.
Но исполнялись эти запреты неукоснительно
и даже случайное их нарушение могло привести
нарушителя к смерти, причем нарушитель
мог умереть от самой мысли о совершенном
проступке.
Развивалась цивилизация и одних запретов
становилось недостаточно, начинал формироваться
пантеон языческих богов, отношения между
которыми описывали и объясняли сложную
картину окружающего мира. Возникает представление
о собственной личности и ее интересах,
а также новые приоритеты и ценности. Кроме
воздействия на самого человека язычество
оказало качественное воздействие и на
общественное устройство - зародилось
государство.
С развитием государства претерпевали
изменение и человеческие ценности. Рабы
и плебеи Древнего Рима требовали хлеба
и зрелищ. Человек стал испытывать потребность
не только в утолении голода, но и в удовлетворении
культурных потребностей. Разумеется,
созерцание гладиаторских сражений можно
отнести к этим потребностям с большой
натяжкой, но такие уж были нравы в то время.
Дальнейшее развитие эволюции приводило
к изменению социальной структуры общества,
то есть объективному делению на отдельные
слои, группы, различные по социальному
положению, по отношению к средствам производства.
Необходимо отметить, что наличие социальной
структуры, устойчивых социальных связей,
способствующих поддержанию внутренних
социальных взаимодействий, является
одним из признаков общества. Именно нормы
и ценности являются базовыми единицами
социальной структуры общества, позволяя
группам людей вступать в устойчивые формы
взаимодействия.
Развитие цивилизации было бы невозможно
без совместной деятельности людей, которую
называют общественным производством.
Это понятие применялось уже Джоном Локком
и Адамом Смитом, а Маркс применил его
к самому способу совместной жизнедеятельности
людей, продуктом и результатом которого
являются общества. Общественное производство
выполняет жизненно важные социальные
функции среди которых важное место занимает
производство идей и ценностей.
Именно производство обусловливает общественный
характер истории людей. В процессе производства
социальных обстоятельств производится
и сам человек. Роль ценностей выполняют
религия, семья, государство, право, мораль,
наука, искусство.
В современном российском обществе, переживающем
ответственный исторический этап становления
рыночных отношений, актуальной остается
проблема влияния этих отношений на социализацию
личности. Меняется образ жизни людей,
и это, конечно, не может не вести к изменению
ценностных ориентаций, мотивации поведения
и всего процесса социализации личности.
Суть рыночных отношений – экономический
либерализм, конкуренция, стремление к
прибыли. Они влияют на ценностные ориентации
личности неоднозначно. С одной стороны,
они, бесспорно, пробуждают инициативу,
активность, энергию людей, расширяют
возможности для развития способностей
и творчества личности. Но нельзя забывать
или не обращать внимания и на вторую сторону
влияния ценностей рынка на формирование
личности. Она состоит в том, что развитие
экономического либерализма и конкуренции,
приводит к таким последствиям, как двойная
мораль, всеобщее отчуждение, психические
фрустрации, неврозы.
Ценности личности как бы пропускаются
через призму рынка и приобретают характер
рыночных ценностей. Не только материальная,
но и духовная жизнь общества и личности
строятся по законам рыночных отношений
и экономического обмена.
В условиях господства рыночных отношений
личность нередко теряет свои высшие ценности,
составляющие смысл ее жизни. А это ведет
к образованию экзистенциального вакуума,
то есть к потере содержания и смысла жизни.
Сами по себе рыночные отношения и связанные
с ними цели и ценности не могут иметь
самодовлеющего значения, т.е. выступать
как высшие ценности. Это всегда лишь ценности-средства
для собственного развития человека. Преследующие
цели материального обогащения рыночные
ценности, конечно, необходимы. Но за ними
всегда стоят (и не должны забываться)
более основополагающие ценности духовного
развития личности.
Немаловажная роль по утверждению в сознании
людей таких ценностей принадлежит и философии.
Сегодня для нашего общества и для нашей
философии особо актуально звучат слова
Уайтхеда: «Сейчас философия должна выполнить
свою главную функцию. Она обязана искать
мировоззрение, способное спасти от гибели
людей, для которых дороги ценности, выходящие
за рамки удовлетворения животных потребностей».
К сказанному следует добавить, что хотя
рынок и имеет внутреннюю логику своего
развития, но государственные структуры
не должны отстраняться от регулирования
рыночных отношений. Экономика должна
быть социально ориентированной. Экономический
либерализм и социальная справедливость
не должны вступать в противоречие между
собой. Только при этом условии мы можем
социально защитить бедных и дать свободу
действий социально активной и способной
части населения, тем самым построив действительно
социальное государство.
Для обнаружения и анализа
Все разнообразие культуры до соотнесения
с ценностями представляет собой необозримое
многообразие прошлого. В историю входит
только то, что связано с вневременным
- с воплощением ценностей.
Риккерт приходит к двойственному пониманию
ценности: с одной стороны, ценность ограничена
прошлым и будущим, и, следовательно, связана
с определенной исторической традицией,
с другой стороны, ценность вневременна
и формальна по отношению к историческому
материалу.
Вопрос о соотношении истины и ценности
является одним из аспектов более общей
проблемы взаимосвязи созерцания и действия,
теории и практики.
Вместе с тем между истиной и ценностью
имеется определенная асимметрия.
Во-первых, установление истинного отношения
мысли и действительности чаще всего особо
не отмечается. К примеру, высказывание:
«человек – разумное животное» равнозначно
высказыванию: «истинно, что человек –
разумное животное». Устаановление ценностного
отношения всегда требует специальных
языковых средств: «хорошо, что человек
- разумное животное».
Во-вторых, слово «истинный» употребляется,
как правило, только применительно к утверждениям.
В-третьих, если идея соответствует своему
объекту, то истиной считается идея, если
же объект соответствует идее, хорошим
считается сам объект.
То, что истина и ценность представляют
собой отношение соответствия между мыслью
и действительностью, долгое время было
основанием для отождествления истины
и ценности. В частности у Канта неоднократно
встречается мысль, что истина двойственна:
она означает соответствие мысли тому
предмету, которого она касается и, вместе
с тем, соответствие самого предмета той
мысли, что высказана о нем.
Человеческая жизнь немыслима без обозначения
целей, целеполагания. С рождения и на
протяжении всей жизни человек находится
в культуре и обществе, и в процессе жизни
воспринимает ценности, которые закодированы
в культуре. Ориентируясь на эти ценности,
человек ставит цели.
Но, зачастую, цели (если говорить о более
глобальных, стратегических целях) уже
включены в культурное воспитание и воспринимаются
как данность: вырастить дерево, построить
дом и воспитать сына. Однако, зачастую
невозможно сразу разграничить цели и
ценности. При разговоре о целях необходимо
представляется важным, что цель – это
не всегда некое будущее. В определенном
смысле, цель является неуловимым настоящим.
Целью может быть наличие процесса с определенными
характеристиками. Например, я хочу сохранять
хорошее здоровье как можно дольше. Или
– я хочу получать определенный доход
в течение определенного промежутка времени
(в месяц, например). Целями могут быть
также сохранение или приобретение определенного
состояния или качества (цель стать –
свободным, быть уверенным, спокойным).
Разумеется, достижением цели в таком
случае будет постоянная работа. При осознании
и понимании собственных ценностей мы
существенно облегчаем целеполагание
и выбор альтернатив в различных неопределенных
ситуациях.
В целеполагании не менее важным является
расстановка приоритетов, создание своеобразной
иерархии целей. При этом главные ценности
диктуют и главные цели. При расстановке
приоритетов необходимо учитывать, что
злободневное(срочное) и важное – это
разные вещи. Нельзя жертвовать главными
целями, а значит, и главными ценностями
во имя сиюминутных проблем. Вообще, можно
сказать, что в случае стратегических,
процессных целей существует максимальное
соответствие «цель – ценность».
Заключение
В истории философской мысли проблема
ценностей отнесена непосредственно к
фундаментальным определениям человека,
а поэтому причислена к разряду «вечных»
проблем. Ее по-своему, с разным успехом
пытались обосновать различные философские
школы и направления. В разное время разные
философы пытались составить свое понимание
ценностей. И каждая эпоха вкладывала
свой особый смысл в это понимание.
Классификация ценностей может быть проведена
по разным основаниям и в зависимости
от этого можно выделить материальные
и духовные, внутренние и периферийные,
позитивные и негативные, религиозные,
моральные, эстетические, социальные,
политические.
Ценности не являются чем-то постоянным,
они постоянно эволюционируют, изменяются
приоритеты ценностей. В результате развития
общества одни ценности обесцениваются,
другие выдвигаются им на смену.
Система ценностей является стержнем
культуры общества, объединяющее звено
всех отраслей культуры, всех форм общественного
сознания.
Список использованной литературы