Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 11:52, контрольная работа
Относительно истории философии нам невольно приходит в голову мысль, что хотя она, разумеется, представляет большой интерес, когда ее предмет рассматривается с достойной точки зрения, она, однако, все еще сохраняет свой интерес даже и в том случае, если понимают ее цель превратно. Может, пожалуй, даже казаться, что этот интерес возрастает в своем значении по мере того, как становится более превратным представление о философии и о том, что может дать для этого представления ее история, ибо преимущественно из истории философии черпают доказательство ничтожности этой науки.
Следует признать справедливым требование, чтобы история какого бы то ни было предмета сообщала факты без предвзятости, без стремления достичь осуществления частного интереса и частной цели.
Введение……………………………………………………………………3
1. Обычные представления об истории философии …………………….6
2. Философия и история: соотношение понятий………………………..13
3. Периодизация философии……………………………………………...16
Список литературы………………………………………………………..18
Напротив, история философии не показывает ни постоянства простого содержания, к которому ничего больше не добавляется, ни только течения • спокойного присоединения новых сокровищ к уже приобретенным раньше, а обнаруживается, видимо, скорее как зрелище лишь всегда возобновляющихся изменений целого, которые в конечном результате уже больше не имеют своей общей связью даже единую цель; напротив, исчезает сам абстрактный предмет, разумное познание, и здание науки должно, наконец, конкурировать с оставшимся пустым местом и делить с ним превратившееся в ничего не означающий звук название философии.
3. Периодизация философии
В отличие от истории средних веков, отсчет
которой ведется, как правило, с IV в., истоки
средневековой философии усматриваются
в раннехристианском периоде. Средневековую
философию условно можно разделить на
следующие периоды:
1) введение в нее, которое представляет
патристика (II-VI вв.);
2) анализ возможностей слова - важнейшая
проблема, связанная с христианской идеей
творения мира по Слову и Его воплощения
в мире (V11-X вв.);
3) схоластика (XI-XIV вв.).
В каждом их этих периодов обычно различают 'рационалистическую'
и 'мистическую' линии. Однако стоит подчеркнуть,
что мысль 'рационалиста' была направлена
на постижение чуда Слова-Логоса (ибо иначе
как чудом наделенность им мыслящего существа
назвать нельзя), а мысль 'мистика' обретает
логическую форму. Обеим этим линиям свойственно
то, что называлось 'схождением ума в сердце';
это в свою очередь требовало новых способов
бытования души: ими были умозрение, молитва,
исповедь, наставление, как правило, облеченное
в форму притчи. Именно потому, что философия
составляла с мифологией, называвшейся
вплоть до XII в. спекулятивной философией,
единый идейный комплекс, она развивалась
не только в светских школах (с XI в.), а затем
в университетах (с Х111 в.), но прежде всего
в монастырях, религиозных орденах, среди
которых наиболее известными стали францисканцы
(Александр Гэльский, Бонавентура, Иоанн
Дунс Скот, Уильям Оккам) и доминиканцы
(Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский).
Даже имена средневековых философов Я
школ связаны с наиболее известными соборами
и обителями (Гуго Сен-Викторский, Бернард
и Теодорик Шартрские, Бернард Клервоский,
Ансельм Кентерберийский).
Патристика подразделяется на раннюю,
доникейскую (11-1V вв.) и посленикейскую
(IV-VI вв.), греко-византийскую (Ориген, Григорий
Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник,
Иоанн Дамаскин и др.) и латинскую (Августин,
Боэций и др.). При этом греко-византийская
философия отводит решающее место непосредственному
созерцанию Бога в схватывающем интуитивном
акте, то есть 'мистицизму', в то время как
католическая мысль развивается внутри
пересекающихся линий 'мистицизма' и 'рационализма'.
Огромное значение в этот период играли
споры с неоплатонизмом, гностицизмом
и возникавшими внутри христианства ересями.
Философствование, выявляющее возможности
слова, - это фактически все средневековое
философствование, его можно выделить
в отдельный период тоже весьма условно,
поскольку это было философствованием
внутри новых охватываемых христианством
ареалов - территории будущей Западной
Европы. Важнейшими представителями такого
философствования являются папа Григорий
Нисский, Исидор Севильский, Бэда Достопочтенный,
магистры Каролингской Академии, прежде
всего Алкуин. Особняком в этом ряду стоит
великий философ Иоанн Скот Эриугена.
Период, связанный со схоластическим методом исследования, также можно подзделить надвое: ранний (X1-XI1 вв.) и поздний (XIII-XIVBB.). Представителями раннесхоластического периода являются Иоанн Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр, Бернард Клервоский и др. Представителями позднесхоластического периода - Раймонд Луллий, Фома Аквинский, Бонавентура, Сигер Брабантский, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, творцы 'экспериментальной философии' Роберт Гроссетест и Роджер Бэкон и др. Позднесхоластический период является периодом влияния арабской философии (Авиценна, Аверроэс), физических и метафизических идей Аристотеля; это привело к формированию идеи двух истин: разума и веры, что способствовало потере равновесия между разумом и верой.
Список литературы.