Понятие картины мира. Научные, философские и религиозные картины мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

Ученые выделяют разные картины мира и предлагают свои критерии классификации. По мнению исследователей, существует столько картин мира, сколько имеется наблюдателей, контактирующих с миром; существует столько картин мира, сколько имеется "призм мировидения, человек смотрит на мир не только сквозь призму своего индивидуального опыта; существует столько картин мира, сколько имеется миров, на которые смотрит наблюдатель. Синонимом слова мир "выступает" действительность, реальность (объективная), бытие, природа и человек". Ученые подразделяют их на научную, философскую, концептуальную, наивную и художественную. Мир в целом может быть отображен в научной картине мира.
Цель данной работы: рассмотреть картины мира, выявить различия картин мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1.Мифологическая картина мира…………………………………………...4
2.Религиозная картина мира………………………………………………...7
3.Понятие научной картины мира………………………………………......9
4.Философские картины мира……………………………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..16

Файлы: 1 файл

ф-фия реферат.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

Наука Нового времени  нашла мощную опору в методах  экспериментального исследования, явлений  в строго контролируемых условиях.

Естествознания этого  времени отказалось от концепции  гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

Доминантой классического  естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция  субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась  механистическая научная картина  мира на базе экспериментально математического естествознания.

Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного  характера электромагнитного излучения  и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира - убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы.

Фундаментальные основы новой картины мира:

1. общая и специальная теория относительности (новая теория пространства и времени привела к тому, что все системы отсчета стали равноправными, поэтому все наши представления имеют смысл только в определенной системе отсчета. Картина мира приобрела релятивный, относительный характер, видоизменились ключевые представления о пространстве, времени, причинности, непрерывности, отвергнуто однозначное противопоставление субъекта и объекта, восприятие оказалось зависимым от системы отсчета, в которую входят и субъект и объект, способа наблюдения и т.д.)

2. квантовая механика (она выявила вероятностный характер законов микромира и неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самых основах материи). Стало ясно, что абсолютно полную и достоверную научную картину мира не удастся создать никогда, любая из них обладает лишь относительной истинностью.

Позднее в рамках новой  картины мира произошли революции  в частных науках в в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики), и  т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих разделах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.ФИЛОСОФСКИЕ КАРТИНЫ МИРА

 

Мировоззренческая функция  философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в  мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Отделение умственного  труда от физического, с одной  стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем - философии. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности.

Но отличие философского мировоззрения от мифологического  и религиозного не в форме, а в  содержании освоения действительности. В нем уже различаются природный  и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Стало это возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, есть самопостижение.

Типы и способы философского осмысления мира определяются общими философскими парадигмами.

Философская картина мира возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. Мир и человек в философии изначально рассматривались в связи с идеей Разума. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Пространство и время в философской картине мира выступают как категории порядка и, следовательно, условия умопостигаемости мира. Пространство - как способ упорядочения внешних восприятий, время - как способ упорядочения внутренних переживаний. Человек в философской картине мира есть, прежде всего, разумное существо, принципиально отличное от неодушевленных объектов и живых существ.

Создаваемая в рамках онтологии философская картина мира определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Следовательно, философская картина мира есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Картина мира не является чем-то индивидуальным. Картина мира - плод коллективных усилий профессионального сообщества.

Различают мифологическую, религиозную, научную и философскую картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями:

1) основной проблемой,  решаемой каждой из указанных  картин мира;

2) основными идеями, которые  предлагают КМ для решения  своей проблемы.

Прежде всего, картина мира отвечает на важнейший мировоззренческий вопрос о сущности человека и его месте в мире. Именно от решения этого вопроса зависят наши ценностные ориентации, цели, направленность нашего развития.

 В каждой картине мира есть представления об объектах существующих в мире: их разнообразии (живые -неживые; люди - животные - растения; земные и сверхъестественные существа и т.д.), организации, взаимодействиях. Т.е. картина мира дает системное представление о существующих в пространстве и времени объектах.

Картина мира обязательно включает в себя представления о пространстве и времени, их конечности и бесконечности, начале и конце.

В картине мира присутствуют представления об основных законах, правилах, которым подчиняются все элементы мира (будь это божественные установления в христианской; закон кармы в буддистской или три закона Ньютона в классической научной картине мира).

Ответ на вопрос о смысле и цели происходящих в мире процессов. В христианской картине цель мировой истории - достижение высшего блаженства и гармонии, слияние мира с Богом; в научной картине мира этот вопрос считается бессмысленным, но негативная точка зрения также ответ, пусть и отрицательный.

Таким образом, любая  картина мира - это лежащие в  основе познавательной деятельности, определяющие ее направленность фундаментальные мировоззренческие представления о месте и роли человека в мире, о том, как устроен мир, что и кто его населяет, какие законы в нем действуют, каков смысл и цели происходящих в мире процессов. Но в каждую историческую эпоху обычно господствует какая либо одна определенная картина мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белов М.В. Философия  как она есть. - Пермь, 2006.

2. Ильенков Э.В. Философия  и культура. - М., 2001.

3. Косарев А. Философия мифа. - М., 2000..

4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология.  культура. - М.,2005.

5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю  философию. - М., 2000.

6. Ортега - и - Гассет Х. Что  такое философия М., 2001.

7. Тормасов Б.А. Философы и  философия. - М., 2008.

8. Философия и мировоззрение. - М., 2000.

9. Ясперс К. Смысл и назначение  истории. - М., 2007.




Информация о работе Понятие картины мира. Научные, философские и религиозные картины мира