Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 03:09, реферат
Функции искусства многообразны. Коренная созидательная функция искусства - это создавать прекрасное и учить его восприятию. Искусство несет нам и знания о жизни, передает опыт предшественников и современников, т. е. выполняет познавательную функцию.
Формируя наше отношение к действительности, эстетические, как и нравственные, философские представления выполняют мировоззренческую функцию.
Введение 3
Глава 1 Понятие красоты в философии и культуре 4
1.1. Понятие красоты в античной культуре согласно Сократу 4
1.2. Отношение к красоте немецкого мыслителя Иоганна Христиана Фридриха 4
1.3. Русский философ второй половины XIX века Н. Я. Грот искусство и красота 6
1.4. Эстетическое сознание. Искусство и красота 7
Заключение 12
Список литературы 14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА РЕКЛАМЫ И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Философия»
«Понятие красоты в философии и культуре»
Выполнила студентка 2 курса
Группы ГПИ 22-13
Кривченкова Е.А.
Проверил:
Москва 2014
Содержание
Введение 3
Глава 1 Понятие красоты в философии
и культуре 4
1.1. Понятие красоты в античной
культуре согласно Сократу 4
1.2. Отношение к красоте немецкого
мыслителя Иоганна Христиана Фридриха
4
1.3. Русский философ второй половины
XIX века Н. Я. Грот искусство и красота 6
1.4. Эстетическое сознание. Искусство
и красота 7
Заключение 12
Список литературы 14
Введение
Функции искусства многообразны.
Коренная созидательная функция искусства
- это создавать прекрасное и учить его
восприятию. Искусство несет нам и знания
о жизни, передает опыт предшественников
и современников, т. е. выполняет познавательную
функцию.
Формируя наше отношение к действительности,
эстетические, как и нравственные, философские
представления выполняют мировоззренческую
функцию.
Воспитательная функция искусства
осуществляется путем развития в человеке
душевной восприимчивости, воспитания
в нем чувства прекрасного (к сожалению,
сегодня мы видим использование искусства
и для других целей: на экранах, в журналах
и т. п.; но великие вековые традиции российского
искусства позволяют надеяться на победу
добра и человечности).
Нельзя не добавить сюда и глубокого
суждения А. Г. Спиркина о синтезирующей
миссии искусства, которая проявляется
и на уровне отдельной личности, скрепляя
воедино все ее духовные силы, и на уровне
каждого данного этапа общественного
развития, обеспечивая целостное самовыражение
народа, и на уровне исторической связи
поколений, выражая единство поступательного
прогресса культуры.
Родственность философии и
искусства и их взаимопроникновение вплоть
до слияния демонстрируется еще тем фактом,
что несомненно философские труды нередко
обретали форму художественных произведений
(к примеру, у Платона, Ф. Ницше, А. Камю),
а многие выдающиеся поэты и писатели
(А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой)
были философами-мыслителями. Взаимосвязь
эстетического и философского знания
отражается, естественно, и на их функциях
в обществе.
Понятие красоты главная цель
данной работы. Задачи, изучить отношение
к красоте различных философов.
Глава 1 Понятие красоты в философии
и культуре
1.1. Понятие красоты в античной
культуре согласно Сократу
Сократ одним из первых в античной
культуре понял, что идея может быть достоянием
только личности.
Согласно платоновской концепции,
человек, "видя здешнюю красоту, вспоминает
красоту истинную". Ее зов пробуждает
в душе встречное стремление, для обозначение
которого Платон использует персонификация
Эроса в его традиционной (мифологической)
сематике векторной устремленности (греческой-
eros-желание, стремление, страстное влечение).Таким
образом, "любовь к узренной красоте
прорезывает у души крылья и побуждает
ее взлететь" (Платон).
Постижение абсолютной истины
моделируется в этом контексте как восхождение
по "лестнице любви и красоты" – вплоть
«До красоты как таковой: "вот каким
путем надо идти в любви, начав с отдельных
проявлений прекрасного, надо все время,
словно бы по ступенькам, подниматься
ради самого прекрасного вверх".
1.2. Отношение к красоте немецкого
мыслителя Иоганна Христиана Фридриха
ГЁЛЬДЕРЛИН (Hölderlin) Иоганн Христиан
Фридрих (1770-1843)[733] - немецкий поэт и мыслитель,
выступивший на заре романтизма и в значительной
мере повлиявший на философию и осмысление
существа поэтического творчества прежде
всего в 20 в. С 1788 по 1793 он занимается в
Тюбингенской духовной семинарии (филиал
университета), где сближается, в частности,
с Шеллингом и Гегелем.
Штудированию схоластических
трактатов Г. предпочитал изучение античной
драмы, обсуждение поэзии Шиллера, философские
дискуссии с Гегелем и Шеллингом о Канте,
увлечение философией Спинозы.
Красоту Г. понимает в платоническом
духе из высказывания Гераклита: "Великое
определение Гераклита - единое, различаемое
в себе самом, мог открыть только грек,
ибо в этом вся сущность красоты, и пока
оно не было найдено, не было и философии.
Теперь можно было давать определения:
целое уже существовало. Цветок распустился:
осталось разъять его на части". (Ср.
"Пир" Платона, где это высказывание
Гераклита истолковывается по аналогии
с "внутренне напряженной гармонией
лука или лиры".) Как высшее единство,
прекрасное, по Г., имеет онтологический
статус: "Блаженное единство, бытие
в единственном смысле слова потеряно
для нас, и нам должно было его утратить,
если мы хотели его достичь и добиться.
Мы вырываемся из мирного "Одно
и Все" мира, чтобы вновь восстановить
его через самих себя". Замечательно
в этой связи понимание Г. сопринадлежности
поэзии и философии. Г. вводит в немецкую
поэтическую речь античный акростих, сочиняет
в основном оды и гимны, создавая своеобразную
гимнографию.
Но в письме к другу Нейферу
(12.XI. 1798) самоиронично замечает по поводу
"философской перегруженности" своих
стихов, что неудачливые поэты, вроде него,
почетно уходят в философию как в госпиталь.
В тоже время в "Гиперионе" Г. показывает,
что без поэзии греки никогда бы не стали
народом философов. Позже, в стихотворении
"Память" Г. скажет: "Но то, что пребывает,
устанавливают поэты". [734]
Мы еще далеки от мысли Г., если
просто скажем, к примеру, что подвиг Ахилла
сохранился в историческом предании лишь
благодаря Гомеру; ведь поэт говорит об
основывающем установлении пребывающего.
"Философия не родится из голого рассудка
или голого разума, ибо она есть нечто
большее, чем ограниченное познание существующего".
Лишь поэзия, оплодотворенная
светом божественной красоты, словно объемля
философию, задает начало и конец последней.
"...Философия, как Минерва из головы
Юпитера, родится из поэзии бесконечного
божественного бытия". И далее устами
своего героя Г. говорит: "Человек, который
не почувствовал в себе хоть раз в жизни
полную, чистую красоту... в философии не
может быть даже скептиком; его разум непригоден
даже для разрушения, не говоря уже о созидании.
1.3. Русский философ второй половины
XIX века Н. Я. Грот искусство и красота
Сопоставляя искусство и философию
с наукой (естествознанием), русский философ
второй половины XIX века Н. Я. Грот [735]Отмечал
следующее. Поэтические (да и философские)
произведения всегда удовлетворяют только
известных лиц и в известные эпохи, а других
не удовлетворяют - иначе сказать, и те
и другие составляют дело вкуса, тогда
как в науке о вкусах смешно было бы говорить.
Отсюда известный круговорот
и преемственность в преобладании различных
школ музыки и живописи или известных
видов и направлений в поэзии и изящной
словесности вообще.
Тем не менее, несмотря на разнообразие
и переменчивость вкусов в отношении к
произведениям музыки, живописи, поэзии
(и философии), все они обладают в одинаковой
мере способностью, если только они хороши,
всегда вызывать в нас впечатление чего-то
великого или высокого, волновать нас
чувством красоты и гармонии, хотя бы мы
вовсе не разделяли общую их идею и не
одобряли ее исполнение в частностях.
Фидий, Софокл, Эврипид, Рафаэль,
Моцарт и Шекспир во всяком человеке возбуждают
изумление и уважение к своим творениям.
Н. Я. Грот замечает: "Все творения художников
и поэтов, да и философские системы, всегда
остаются достоянием личности и неразрывно
связаны с именем своего творца.
Это - одно из последствий их
субъективности, и нельзя не сравнивать
с этим противоположную черту научных
созданий, всегда безличных.
Имена ученых связываются с
известными теориями только при жизни
их, а после смерти переходят в трактаты
по истории наук...
Притом почти всякое научное
открытие связывается с именами нескольких
тружеников... Зато когда мы скажем: "монадология
Лейбница", "трансцендентальный идеализм
Канта", ""Фауст" Гете", ""Гамлет"
Шекспира", ""Реквием" Моцарта",
""Лоэнгрин" Вагнера", ""Мадонна"
Рафаэля" и т. д., то всякий знает хорошо,
что здесь спор и сомнения о творце невозможны"
[1]. Творения Рембрандта, Бетховена и многих
других художников, музыкантов, поэтов
и произведения выдающихся философов
прошлого всегда с нами, они всегда современны.
Что же касается их научной
или идеологической стороны, без которой
порой невозможно обойтись, то отношение
к ним определяется соответствующими
движениями исторического процесса и
уровнем духовного развития тех, кто их
воспринимает.
1.4. Эстетическое сознание. Искусство
и красота
В своей жизни человек постоянно
сталкивается с окружающими его явлениями,
с другими людьми, с разными социальными
структурами и так или иначе, сознательно
или неосознанно ("автоматически")
оценивает их под призмой своих представлений
о прекрасном, безобразном, комическом,
трагическом. Эстетическое сознание подразделяется
на объективно-эстетическое и субъективно-эстетическое.
Объективно-эстетическое связано с гармонией
свойств, симметрией, ритмом, целесообразностью,
упорядоченностью, оптимальностью функционирования
систем.
Субъективно-эстетическое предстает
в форме эстетических вкусов, чувств, идеалов,
суждений, взглядов, теорий. Духовный мир
человека не безразличен ко всему, с чем
он встречается в практической деятельности
и с чем он взаимодействует в своем существовании.
[736]
Сталкиваясь с прекрасным, как
и с другими сторонами мира, он переживает
его. Прекрасное вызывает в нем чувство
удовольствия, радости, восторга, потрясения.
Еще в античности видели очищающее действие,
которое оказывает искусство на человека.
С понятием катарсиса (очищения) было связано
учение об очищающей психологической
силе искусства, которое путем потрясения
достигает эффекта сопереживания и эстетического
удовлетворения.
Эти идеи, прошедшие через века,
вошли и в нашу трактовку эстетического.
В "Социальной философии" Н. С. Савкина
отмечается: эстетические чувства - это
эмоциональные переживания удовольствия,
наслаждения или неудовольствия, неприятия
в зависимости от меры соответствия объекта
восприятия идеалам субъекта. Процесс
эстетических переживаний может иметь
разную меру.
В случае значительного превышения
меры ожидаемого эстетическое чувство
поднимается до высокого напряжения, которое
можно охарактеризовать как достижение
гармонии чувств через потрясение. Если
созерцаемый объект более или менее отвечает
эстетическому идеалу, возникает чувство
удовольствия, умиротворенности, комфорта.
Эстетическое чувство - это
просветленное чувство наслаждения красотой
мира и отдельных его явлений. Эстетический
идеал - это представление людей о предельно
совершенном, о высшей степени ценного
или наилучшего, завершенном состоянии
какого-либо явления или объекта. Эстетическое
сознание тесно переплетается с нравственным
сознанием: безнравственные поступки,
аморальное поведение никогда не получат
оценки "красивых", а красивый внешне,
но, скажем, безответственный или трусливый
человек не будет признан нравственным.
Эстетическое восприятие мира
связано, прежде всего, с деятельностью
художников, представителей искусства.
Но оно сопровождает также и другие виды
деятельности - спорт, создание средств
труда, предметов быта и многие другие,
включая и естественные науки, в том числе
и самые абстрактные. (Так, А. Эйнштейн
указывал, что законы природы, симметрия
и гармония природы оказывают на него
сильное эстетическое воздействие: он
восхищался красотой природы.).
Прекрасное является
ведущим аспектом вещей, явлений, который
входит в эстетическое сознание общества.
Наряду с этим человек воспринимает и
безобразное, которое входит в сферу эстетического
не само по себе, а только потому, что берется
в сопоставлении с прекрасным. Вот почему
"прекрасное" есть центральное понятие
"эстетического". С прекрасным под
этим углом зрения просматриваются и другие
феномены - возвышенное, гармоническое,
комическое и трагическое.
Все эти феномены изучаются
в эстетике (эстетика - от греческого слова
aistetikos - ощущающий, чувствующий, чувственный).
Приведем определения понятия "эстетика"
(и "эстетическое"), которые используются
в наши дни при характеристике эстетического
сознания.
Эстетическое сознание есть
совокупность вкусов и идеалов, взглядов
и представлений о прекрасном и безобразном,
трагическом и комическом, возвышенном
и низменном. Эстетика - это наука, изучающая
как сферу художественной деятельности
людей, так и проявление ценностного отношения
человека к действительности, открывающего
в ней нечто прекрасное.
Эстетика - это отрасль философского
знания, теоретически исследующая такое
ценностное мироотношение, которое прежде
всего характеризуется категорией "прекрасное".
И, наконец, определение, содержащееся
в "Новой философской энциклопедии".
Эстетика - это наука о неутилитарном
созерцательном или творческом отношении
человека к действительности, изучающая
специфический опыт ее освоения, в процессе
(и в результате) которого человек ощущает,
чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной
эйфории, восторга, неописуемой радости,
блаженства, катарсиса, экстаза, духовного
наслаждения свою органическую причастность
к универсуму в единстве его духовно-материальных
основ, свою сущностную нераздельность
с ним, часто и конкретнее - с его духовной
Первопричиной, для верующих - с Богом;
термин "эстетика" употребляется
в современной научной литературе в обиходе
и в ином смысле - для обозначения эстетической
составляющей культуры; в этом смысле
говорят об эстетике поведения, той или
иной деятельности, церковного обряда,
воинского ритуала, какого-либо объекта
и т. п.
Эстетика подразделяется на
теоретическую и прикладную (музыкальная
эстетика, техническая эстетика и т. п.).
В круг эстетики входят эстетические категории,
эстетические теории, искусство, включая
художественное творчество, и т. п.[737]
Искусство занимает важное
место в эстетике. В отличие от наук, изучающих
отдельные виды искусства - театроведение,
литературоведение, киноведение, музыковедение,
и от искусствоведения как относительно
самостоятельной дисциплины философская
эстетика стремится постигнуть, как отмечает
Л. Н. Столович, сущность и общие закономерности
развития художественного творчества
в целом, в том числе системную связь различных
видов искусства, так называемую морфологию
искусства. Эстетику интересует специфика
искусства как такового, его связь с другими
формами общественного сознания - наукой,
моралью, идеологией, религией - и в то
же время отличие от них.
Эстетика исследует "атом"
произведений искусства, присущий всем
его видам, - художественный образ, его
содержание и форму. Предметом эстетики
являются взаимоотношение искусства с
обществом в процессе исторического и
современного развития, функции художественной
деятельности, его значение для человеческой
личности и общества, а также историческая
типология методов, направлений, течений
художественного творчества. Эстетика
наряду с этим - и философия эстетических
ценностей, в особенности красоты.
Характеристика эстетики в
качестве философии красоты и философии
искусства обусловлена внутренней связью
эстетики и философии; сначала ее понятия
были инкарнорированы в ткань философских
дисциплин, а затем с XVIII века она обрела
самостоятельный статус, выступила уже
как относительно самостоятельная философская
дисциплина.
Искусство - это профессиональная
сфера деятельности, в которой эстетическое
сознание из сопутствующего элемента
превращается в основную цель. Искусство
- это творческая практически-духовная
деятельность, направленная на освоение
эстетических ценностей. Искусство отражает
не сам по себе мир, а отношение человека
к нему, объективную реальность, преломленную
в духовном мире человека.
Оно обращено не только к чувствам
человека, но и к его интеллекту, интуиции.
Оно не только преобразует окружающую
человека действительность, но и совершенствует
самого человека, делая его чувства более
глубокими, а его поведение и действия
- гуманными, высоконравственными.
Даже в своем познавательном
аспекте искусство неотделимо от чувств,
переживаний человека, будь то сам художник
или тот, кто соприкасается с его творениями.
Заключение
Искусство - образное освоение
действительности, здесь превалирует
индивидуальное, единичное; естествознание
- понятийная форма отражения, в нем преобладают
обобщения разных уровней генерализации
знания, в том числе в виде законов. Искусство
тоже отражает общее, но это общее (типичное)
представляется в конкретных, живых образах.
Искусство направлено на постижение
эстетического в самой действительности.
В искусстве велико значение
синтетического начала. Если в естественных
науках до сих пор преобладал элементаристский
подход и лишь в последние десятилетия
системный подход стал играть все большую
роль, не претендуя, однако, на полное вытеснение
первого, то в искусстве целостность постижения
объектов - сознательная, неизменная установка
художников.
В силу особенностей восприятия
мира художников, у которых преобладает
синтетическое начало, оно от природы
оказывается целостным; результатом их
творчества оказываются синтетичные,
целостные и, в идеале, гармоничные, эстетически
ценные произведения.
Что отличает искусство
(или эстетическое сознание) от других
форм познавательной деятельности?
Прежде всего, личностный характер
познания, настолько глубокий, что личностно-эмоциональный
компонент входит составным элементом
в "объект отражения". Если в естественных
науках такой компонент вообще стремятся
элиминировать, уступая дорогу рационализму,
то в художественном творчестве он выдвигается
на первый план.
Для художника как субъекта
мыслительной деятельности объектом будут
не только вне его находящееся вещественно-субстратное
образование или психика, движения души
другого человека, но и его эмоциональное
отношение к этим явлениями, его чувства
и переживания, связанные с ними. Эмоции,
конечно, в самом художнике, но они становятся
объектом (как обычные восприятия и чувственные
представления), когда на них направляется
активность мышления этого художника.
Именно такой объект осваивается
мышлением, затем художник посредством
творческой деятельности формирует художественный
образ и транслирует его реципиенту с
целью определенного воздействия на психику
последнего.
Если в таком объекте абсолютизировать
внешний объект и недооценить эмоции,
переживания, то получится фактографизм
(реализм), лишенный эстетическо-эмоционального
начала; если же, наоборот, свести на нет
роль внешнего (даже в форме пускового
фактора) и абсолютизировать значение
эмоций, переживаний художника, то можно
прийти к сугубо индивидуалистическому
абстракционизму.
Список литературы
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия:
Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:
ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
2. Толстой М. В. «История литературы».
Издание Валаамского монастыря, 1991.
3. Митрополит Иоанн Санкт-Петербургский
«Самодержавие духа». СПб, 1994.
4. Фролова И. Т. «Философский
словарь». Москва 2003.
5. Радугина А. А. «Социология».
Москва, издательство «Центр», 2004.
6. Под ред. Радугина А. А. «Введение
в религиовведение». Москва, издательство
«Центр», 2003.
7. Алексеев В. «Вечный соблазн
сего: Церковь и политика».
8. Гараджа В. «Политика и религия».
//Наука и религия 1991, N3, N5
9. Ключников Ю. В. «Мораль, право,
политика, как этическая сфера». //Полис
1992, N1, N2.
9. Грот Н. Я. Философия как ветвь
искусства // Начала. 1993. № 3. С. 76-77.
10. Даль В. И. Указ. соч. Т. 4. С.
456.
11. Культорология, Суслова Т.
И., Учебное пособие, 2000г.
12. Столович Л. Н. Красота. Добро.
Истина. Очерк истории эстетической аксиологии.
М., 1994.