Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:43, реферат
Описание работы
Без сомнения, каждый находящийся в здравом уме взрослый человек, даже подросток не раз слышал и употреблял в жизни слово «личность». В милиции занимаются установлением личности, в школе пишут сочинения про личность того или иного литературного героя, изучают личность значимых в истории людей. Действительно, это слово многозначно. Но далеко не каждый представляет себе, что же такое есть на самом деле человеческая личность.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 1. Понятие личности 2. Свобода и ответственность личности Заключение СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Свобода - одна из основных философских
категорий , характеризующих сущность
человека и его существование, состоящие
из возможности личности мыслить и поступать
в соответствии со своими представлениями
и желаниями, а не вследствие внутреннего
или внешнего принуждения. Философия свободы
человека была предметом размышлений
Канта и Гейгеля, Шопенгауэра и Нитце,
Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась
в соотношении с необходимостью, с произволом
и анархией, с равенством и справедливостью.
Диапазон понимания этого понятия
чрезвычайно широк - от полного отрицания
самой возможности свободного выбора
(бихевиоризм), до "бегства от свободы"
(Э. Фромм), в условиях совершенно цивилизованного
общества. В русской философской традиции
категория свободы соотносилась с понятием
"воля" или "вольницы". Понятие
свободы родилось в христианстве, как
выражение идеи равенства людей перед
Богом и возможностью для человека свободного
выбора на пути к Богу.
Свобода воли - понятие означающее
возможность беспрепятственного внутреннего
самоопределения человека в выполнении
тех или иных целей и задач личности.
В истории философской мысли
воля трактовалась двояко: во первых, как
следствие природной и сверх природной
детерминации (Бог, Абсолют); во вторых
- как самополагающая сила, определяющая
весь жизненный процесс человека. Волевые
качества человека определяются отчасти
генетически, отчасти воспитываются окружающей
средой, входя в структуру характера личности.
Чтобы понять сущность феномена
свободы личности нужно разобраться в
противоречиях волюнтаризма и фатализма,
определить границы необходимости, без
которой немыслима реализация свободы.
Воля считается слепым неразумным
первоначалом особенно если реализация
свободы приводила к росту неравенства
и несправедливости. Это проблема - как
соотнести свободу и равенство, не приводя
к подавлению и уравниловке стоит перед
каждым обществом и государством. Решая
ее приходится ориентироваться на ту или
иную систему культурных норм и ценностей.
Говоря о становлении представлений
о ценности человека, нужно подчеркнуть,
что это понятие универсальное и не сводимо
к "полезности" человека для общества.
Попытки делить людей на "нужных"
и "ненужных" порочны по самой сути,
ибо их реализация неминуемо порождает
произвол, ведущий к деградации и человека,
и общества. Ценность человеческой личности
в определенном смысле выше всего того,
что делает или говорит данный человек.
История многократно доказывает,
что истинный масштаб и направленность
деяний и помыслов многих личностей становиться
очевиден спустя много лет, а то и столетий.
Ценность многих исторических деятелей
и их трудов как бы непрерывно возрастает
и, в тоже время, немало примеров, когда
время развенчивает дутые авторитеты
мира, диктующим свои законы человеку.
Действовать в духе вамонтаризма
– значит не сочетаться с объективными
условиями бытия, с законами природы, выдавая
свой произвол за высшую мудрость.
Фатализм напротив предопределяет
изначально весь ход жизни человека и
его поступки, объясняя это то ли судьбой,
то ли волей Бога, то ли детерминизмом
замкнутой системы, где каждое последующее
событие жестко связанно с предыдущими.
Здесь по сути дела не остается места для
свободного выбора, ибо нет альтернатив.
Таким образом, можно прийти
к выводу, что свобода есть нечто большее,
чем учет объективной необходимости и
устранения внешних ограничений. Гораздо
более существенна внешняя свобода, «свобода
для», свобода в выборе истины, добра и
красоты.
Свобода – это сложнейший и
глубоко противоречивый феномен жизни
человека и общества, имеющий величайшую
притягательность и являющийся в тоже
время тяжким бременем, не зря в западной
философии формировалось явление «бегство
от свободы».
Потому ценность человека в
принципе несоизмерима только с плодами
его деятельности. Оставляя после себя
вещи, детей и идеи, человек не может быть
сведен к сумме этого наследства.
Важным феноменом мира культуры
являются вещи. Мир вещей обнимает собой
все – от древнейших пирамид до суперсовременных
компьютеров и ускорителей. Это мир материальной
культуры, созданный людьми для удовлетворения
своих потребностей, вещний мир стал «второй
природой» человека и не случайно ценностное
отношение к нему является достаточно
точным критерием личности самого человека.
Все религии строго осуждают стремление
к накоплению материальных ценностей.
Вещи сами по себе в ценностном отношении
нейтральны, как и сам феномен свободы,
хотя человечество в течении тысячелетий
мечтало переплавить «мечи на орала».
Ценностное отношение возникает только
в том или ином социальном контексте. В
полной мере это относится и к системе
духовных ценностей и их роли в становлении
личности.
Духовные ценности – это своеобразный
духовный капитал человечества, накопленный
за тысячелетия. Природа духовных ценностей
исследуется в аксиологии, которая устанавливает
соотношение ценностей с миром реальностей
человеческой жизни. Речь идет прежде
всего о моральных и эстетических ценностях.
Они по праву считаются внешними, ибо во
многом определяют поведение человека
в других системах ценностей. В истории
человечества можно отметить несколько
сменяющих друг друга установок, отражающих
разные системы ценностей, формирующих
соответствующий тип личности. Наиболее
древняя - гедонизм - утверждает что наслаждение
высшее благо жизни и критерий поведения
человека.
В этике аскетизма идеалом жизни
провозглашалось добровольное отречение
от наслаждений и желаний, культ страданий
и лишений.
В концепции утилитаризма величайшей
ценностью и основой нравственности считается
польза. С точки зрения Д. Милля "удовольствие
является единственным добром".
Принцип соборности, означающий
сочетание единства и свободы многих лиц
на основе их общей любви к богу и всем
абсолютным ценностям. Тоже самое можно
отнести и к этическим ценностям. Известное
выражение Ф.М. Достоевского «красота
спасет мир» нужно понимать не изолированно,
а в общем контексте развития идеалов
человечества.
Понятие личности, свободы,
ценностей обогащают и расширяют представление
о человеке, его прошлом, настоящем и будущем.
Эти «измерения» человека позволяют правильно
понять и устройство общества, как феномена,
порожденного в процессе человеческой
деятельности.
Если говорить о специфике понимания
свободы и ответственности человека на
рубеже 20-21 веков, то следует подчеркнуть,
что мир вступает в полосу цивилизованного
перелома, когда многие традиционные способы
бытия человека будут нуждаться в коррекции.
Брать на себя груз личных и
общечеловеческих проблем – единственный
путь выживания и дальнейшего совершенствования
человека. Он предполагает развитие высочайшей
степени ответственности, которая простирается
от узкого круга ближайшего окружения
личности до планетарно-космических задач
и проблем.
Заключение
Проблема личности- проблема
необъятная, значимая и сложная, охватывающая
огромное поле исследований. Понятие личности
относится к числу сложнейших в человекосознании.
До сих пор ещё не сложилось достаточно
обоснованного и общепринятого определения
многозначность содержания этого понятия
обусловлена многоаспективностью проявлений
личности, многообразием её становления
и развития.
Конституирующий характеристикой
личности человека является его субъективность.
Взгляд на личностное в человеке как проявление
его субъективности не является прерогативой
философской мысли. Такое представление
о личности в психологии, социологии, педагогике;
литература. Искусство, политика, да и
сам язык обыденной жизни наделяют личность
силой активности. Кто не активен. Тот
обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные
концепции личности в сознании людей.
«То чего не достаёт рабу, - писал Гегель-
это признания его личности; принцип же
личности есть всеобщность. Господин рассматривает
раба не как личность, а как не обладающую
самостоятельностью вещь, сам раб не числится
«Я», его « Я» есть господин». Личность
есть господин самого себя, - такова максима
ценностного осмысления феномена личности
в культуре.
В заключение изучения вопроса
о личности надо заметить, что Фромм полагает,
что личность современного человека не
реализована.
«Современный человек не приобрел
свободы в смысле реализации его личности,
то есть реализации его интеллектуальных,
эмоциональных и чувственных способностей.
Свобода принесла человеку независимость
и рациональность его существования, но
в то же время изолировала его, пробудила
в нем чувство бессилия и тревоги. Эта
изоляция непереносима, и человек оказывается
перед выбором: либо избавиться от свободы
с помощью новой зависимости, нового подчинения,
либо дорасти до полной реализации позитивной
свободы, основанной на неповторимости
и индивидуальности каждого".
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арьев Ф. Человек перед лицом
смерти.-М.,1992
2. Фромм Э. Бегство от свободы.
М.: Прогресс, 1989.
3. Железнов Ю.Д. Человек в природе
и обществе. М.: МНЭПУ, 1998.
4. Ильенков Э.В. Что такое личность?-М.,1991
5. Ильенков Э.В Философия и культура-
М.,1991
6. Ортега и Гассет Что такое
философия?-М.,1991
7. Философия-РНД..1997
8. Д. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности-
Теории личности-М.1997