Понятие Логоса в учении Гераклита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 03:13, реферат

Описание работы

По мере рационализации общественных отношений все более отчетливыми становились попытки логическим, рациональным образом объяснять устройство природы и общества, искать за явлениями в мире не капризы и прихоти богов, а действующие в нем закономерности. Первые попытки таких научных объяснений привели к формированию философского мышления. Возникновение и развитие античной философий вообще можно представить как результат длительного пути.
Философия является одним из наиболее блистательных достижений античной культуры. Подобно тому, как римское право составляет основу современных правовых систем цивилизованного мира, так и античная философия, поднятые ею проблемы и подходы к их решению лежат в основании дальнейшего развития мировой философии.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие Логоса в учении Гераклита 4
2. Политические мировоззрения 9
3. Процесс движения 11
4. Закономерности природы 12
5. Борьба противоположностей 13
6. Понятие относительности 15
7. О природных явлениях 16
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Geraklit_Efessky.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Разнообразие проявлений существующего мира объясняет Гераклит изменениями, происходящими в исходной «праматерии». Одна материя, согласно ему, «живет смертью» другой: «Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля — смертью воды». Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию «творческого отрицания».

 

 

Заключение

Гераклит из Эфеса был великим диалектиком античного мира. Он был знаком со многими взглядами милетских философов. Согласно Диогену Лаэртскому, он знал, по крайней мере, основную часть философии Пифагора, знал учение Ксенофана. Однако Гераклит провозглашал, что не был ничьим слушателем, и заявлял, что сам себя исследовал и сам от себя научился.

О его жизни сохранилось  относительно много (по сравнению с  предшественниками) сведений. Он выступал как оратор, бескомпромиссный критик. Однако он отошел от политической жизни. Диоген Лаэртский со ссылкой на Антисфена приводит как доказательство его гордыни тот факт, что он уступил своему брату царскую власть (должность басилевса, которую наследовали члены рода Гераклита).

Гераклитова философия  является вершиной стихийно диалектического понимания мира не только в досократовской философии, но и в античной философии вообще. Речь здесь идет не о цельной теоретической системе диалектического подхода к миру, а скорее об интуитивном объяснении сущностных и в то же время универсальных черт диалектики. Хотя некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит, разработали отдельные стороны зародившихся концепций диалектики, но ни у кого из них не было такого универсального воззрения, какое было у Гераклита.

Тесная связь диалектики и стихийного материализма позволила Гераклиту значительно продвинуться вперед по сравнению с милетскими философами.

Однако сама философская  концепция Гераклита имела определенную ограниченность. Его социальные и  политические позиции были классово детерминированы. В частности, во взглядах на общество он выдвинул ряд критических претензий в адрес противников аристократии. В Эфесе, где тогда победила демократическая партия, он жил в удалении от общественных дел. И хотя в своем родном Эфесе Гераклит не получил признания, он был весьма уважаем в Афинах и имел целый ряд сторонников и учеников.  

Список литературы

    1. Балашов Л.Е. Философия: учебник. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2004. – 608 с.
    2. Большая Российская энциклопедия. Т. 17. – М.: Изд-во Большая Российская энциклопедия, 2011. – 782 с.
    3. История мировой философии: учеб. пособие. – М.: Астрель, 2007. – 494 с.
    4. История философии: учебник. – М.: Мысль, 2001. – 590 с. 
    5. Философия: учебник. – М.: Гардарики, 2007. – 828 с.
    6. Философия (полный курс): учебник. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 704 с.

 

 

1 Большая Российская энциклопедия. Т. 17. – М., 2011. – С. 741.


Информация о работе Понятие Логоса в учении Гераклита