Понятие
мировозрения.
Мир-ние
- это обобщённая система взглядов человека
на мир в целом, на свое место в нем, понимание
и оценка человеком смысла своей деятельности
и судеб человечества, совокупность научных,
философских, политических правовых, нравственных,
эстетических, религиозных убеждений
и идеалов людей. Особенности мир-ния 1)
оно отражает действительность в её целостности
т.е. не отдельные вещи и явления, а мир
в целом. 2) отражает действительность
в её значимости для человека и человечества
3) отражает духовный потенциал самого
человека и человеческого общества т.е.
мир-ние - явление историческое. Главные
понятия в мир-нии - мир и человек. Мир в
отношении к человеку и человека самоопределяющийся
в природном и общественном. мире. Благодаря
мир-нию человек осознает себя, оценивает
свои потребности и идеалы, интересы и
молитвы поведения. Таким образом мир-ние
выполняет ф-цию самосознания т.е. оно
служит инструментом в практическом сомоопределении
человека как в природной сфере так и в
общественной. При помощи мир-ния человеку
открывается мир, и то каким он открывается
в значительной степени зависит от мир-ния.
Мир-ние является миропониманием, поскольку
это совокупность определенных знаний
человека. Мир-ние - средство духовного
и практического миропреобразования.
Мир-ние - способ духовно-практического
освоения мира. Освоение мира- способность
человека к преобразованию окружающей
его природной и социальной действительности.
Освоен. Мира включает: 1) Материально практическое
преобразование мира: стремление преобразовать
природный и социальный мир в соответствии
с своими потребностями(животные берут
природу такой, какой она есть в отличии
от человека) 2) Духовно-позновательное(теоретическое)
освоение мира, сюда входит стремление
отразить в системе знаний действительность
в том виде как она существует вне человека.
3) духовно практическое освоение мира,
это стремление постичь мир в его значимости
для человека и человечества т.е. стремление
учесть потребности человека, желание,
цели и интересы и в соответствии с ними
освоить мир. Этот способ включает в себя
эмоционально-чувственное переживание
человека. Мир-ние можно отнести к духовно-практ.
способу освоен. Мира. Мировозрение включает
в себя наряду с представлениями о мире
личное отношение человека к миру, это
его переживания, эмоциональное отношение
к явлениеям и оценка явлений мира в соответствии
с потребностями, интересами, идеалами
и т.д. Сущ различные формы проявления
мир-ния. Оно может выражаться как на языке
политики, права, искусства, религии ...
Но на каком бы языке мир-ние не выражалось
оно является проявлением самосознанием
человека. Таким образом мир-ние каждого
конкретного человека проявляется в различных
формах. Мир-ние прежде всего проявляет
себя в форме повседневно-обычного сознания,
и выражается в виде обыденного языка
человека. Исторические типы мировозрения:
Мифология, Религия, Философия Существ.
3 типа исторически сложивш. Типа мир-ния
: Мифология, Религия, Философия. Мифология
- целостная нерасчепленная коллективно
выработанная и стихийно функционирующая
форма самосознания чел. Эта форма самосознания
чел. была господствующей в первобытном
обществе. Миф. Мир-ние первобытного человека
характерно для человека, который не выделил
себя из природы, основу общественного
бытия человека составляли кровнородственные
отношения, семейнородовые связи следствием
этого является: 1) Природные явления в
мифах уподобляются человеку, наделяется
одушевленностью. А с другой стороны человеку
присваивается черты природных явлений.
Раличные связи между природными явлениями
воспринимается как связи кровнородственных
отношений, мир в целом рассматривается
как одна большая община. Миф-ия явл-ся
зачатком будущих форм сознания: религия,
философия, наука, искусство... Какие вопросы
ствавились и решались в мифах: 1) Почему
и как возник мир? 2) Какие основные отличительные
особенности человека в этом мире, его
отношение с окружающим миром? 3) В мифах
ещё не проводится различие между объективно-существующим
миром и миром в переживаниях человека.
воображаемое и переживаемое человеком
объявляется единственной реальностью.
Главная задача мифа - зафиксировать опыт
человечества и возможность его использовать,
осознать мир и себя в этом мире. Для мифа
хар-но отождествление субъективного
и объективного, воображаемого и действительного,
образа и идеи, вещи и слова. Папример:
воображаемое и переживаемое в мифе рассматривается
как подлинная реальность. Миф ориентируется
обычно на прошлое (этот опыт прошлого
передается в сказках, мифах и т.д., где
фантастическое переплетается с реальным).
Особенность мифа в том, что он воздействует
на чувства человека. В период разложения
родового строя и формирование рабовладельческого
происходит и распад мифологической формы
сознания. Рпоисходит формирование индивидуальных
форм сознания и миф трактуется как фантазия
человека(его творчество). В родовом строе
миф воспринимался как жизнь. При переходе
мифологической формы сознания в другие
происходит формирование искусства. В
этот период формируется религиозное
сознание(религия одна из форм культуры
человека) Религия - духовно-практическое
освоение мира, которое осуществляется
удвоение мира на естественный и сверхестественный;
и всегда предпологает доминирующую роль
свер. сил в мироздании. Религия всегда
побуждает сознание человека принять
то, что логически невозможно доказать.
Благодаря этому можно воображаемое принять
за действительное. Некоторые священники(Фома
Акв.) пытались доказать существов. бога.
В религии существует определенная направленность
на св.естест. потустороний мир. Этот мир
противоположен земному. Для верующ. Человека
характерна вера в чудо(высш. Разум). Для
религии характерна определенная ретуальная
жизнь. Для христианства хар-на идея спасения.
В миф-гии сознание направлено на прошлое,
а религ. Сознание больше направлено на
будущее. В мире сущ. 3 основные самые развитые
формы религии: 1)христианство, 2)буддизм,
3)ислам. В них освещаются общечеловеческие
нравственные формы и ценности, утверждается
их приоритет ко всему инному. Для христ.
Хар-но: 1) Единство чел. рода. 2) Идея равенства
всех людей перед богом 3) Идея свободы
личности 4) Спасение будущих 5) Ответственность
каждого человека в отдельности за судьбу
человечества. Еще одним типом мир-ния
возникшим на ряду с религией - философия.
Она претенует на понятийное, логически
обоснованое, систематезированое видение
мира и объяснение мира ичеловека. Фил.
в отличии от рел. опирается на лог. доказ.
Поэтому фил - это есть наука и не только.