Понятие мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:00, реферат

Описание работы

Духовная жизнь - сложный, многокрасочный и безграничный по содержанию феномен. Для всестороннего рассмотрения и во всех деталях постижения духовный мир такой же неисчерпаем, как и тот мир, который находит свое духовное отражение. Правда в духовном мире отражается не весь реальный мир. Но взамен этого духовный мир до своего отражения реального мира добавляет свои собственные продукты: догадки, фантазию, ошибки и много кое-чего другого. Таким образом, мы имеем две бесконечны6е неисчислимые величины: реальный мир и мир духовный в их сложном взаимодействии. И определение того,какой их этих миров - материальный или духовный? - и какие факторы - материальные или духовные - в каждом отдельном случае первычные, а какие вторичные, не всегда будет однозначным. В одни случаях первичными будут факторы духовные, а в других - материальные.

Содержание работы

I. Введение……………...………………...…….…………………….…………3-4
II .1.Понятие мировоззрения…………….………..……………………………5-6
2.Состав и структура мировоззрения.......……………………..……….…..6-7
3.Типы мировоззрения………………………………...……………...……8-10
мифологическое;
религиозное;
философское;
обыденное;
религиозное;
научное;
гуманистическое.
4.Функции мировоззрения………………...………………...……………11-13
5.Основные этапы исторического развития мировоззрения……......….14-16
6.Роль мировоззрения в жизни человека…………...……………………….17
III .Заключение………………………...……………………………………....…18
Список литературы…………………...…………………………………….……19

Файлы: 1 файл

реферат мировоззрение.docx

— 42.13 Кб (Скачать файл)

Мировоззрение - источник культурного творчества и сердцевина культуры. Все произведения культуры: искусства, науки, изобретений и прочее, - отражали и выходили из мировидения выдающихся людей, талантов и гениев. Они смотрели и видели далее, шире и глубже остальных людей. Своё видения мира они воплотили в своих произведениях, подтвердили экспериментально, изложили в виде законов. Творчество великих людей демонстрирует нам их мировоззрение. Они увидели в своём мировоззрении мир - и нам показали свое видение, которое стало видением всего человечества. Сердцевиной культуры вообще и каждого произведения культуры в частности - и по её происхождению и по её содержанию - есть мировоззрение. Мировоззрение стало источником культурного творчества, в произведении культуры отражено мировоззренческого содержание творца культуры. Приобщаясь к произведениям культуры, мы обогащаем свое мировоззрение мировоззрением великих людей. Все существующие элементы человеческой жизни, которые не содержат в себе мировоззренческого содержания (игра "в дурача", чтение пустых дефективов, "соображение на троих", бульварные развлечения и времяпровождения), - не имеют и культурного значения.

Здесь же следует сказать, что все произведения культуры того или иного вида (научного, музыкального, живописного, литературного и тому подобное) доходят до нас только через логику слова, а из всего произведения культуры нами усваивается только его мировоззренческое содержание. Без словесного обозначения мы не знаем: что это такое? какова его особенность? Если же до нашего сознания в чётко выраженной форме не доходит мировоззренческое содержание произведения культуры, то оно, вообще, никак не доходит до нас.

 

 

 

 

 

 

5.Основные этапы исторического развития мировоззрения.

 Выйдя из животного состояния, человек, как и животные, познавал мир органами чувствами. Разница между человеком и животным в то время заключалась только в том, что человек осознавал мир, воспринимает его чувствами. Человек того времени видел мир таким, каким он его видел, слышал, обнял, вкушал, чувствовал. Тип мировоззрения, который изображает мир таким, каким он даётся нам в чувствах, называется наивным реализмом. "Наивным" - потому что по-детски, наивно, воспринимает мир, который ему кажется; "Реализм" - потому что наши чувства ещё в животном мире прошли проверку практикой и оказались эффективными. Если бы чувства во всём искажали действительность (реальность) и кардинальным образом вводили нас в заблуждения, то ни животные, ни человек не могли бы приспособиться к окружающей среде и неизбежно бы погибли.

 Человечество вышло из своего первобытного, во всём ещё животного образа жизни. Но наивный реализм и сейчас крепко сидит в нашем сознания и в нашем бытовом мировоззрении. Наивный реализм, как та сорочка, что всегда ближе к телу, всегда при нас. Так, человечество уже несколько столетий знает, а каждый из нас где-то с первого-второго класса глубоко убеждён, что восход Солнца происходит от того, что Земля вращается вокруг своей оси и "ходит" вокруг Солнца, а Солнце по отношению к Земле стоит на месте. Нас этого научили и постоянно учат астрономы. Астрономы для нас и календари составляют. А прочтите листочек календаря. Там просто написано: "Восход Солнца...", "Заход Солнца..." Но ведь это только для наших чувств Солнце всходит и заходит, а в самом деле, по-научному, оно не всходит и не заходит, а стоит на месте. Вот тебе и наивный реализм, вот тебе и ненаучные взгляды!..

 Следующим этапом развития мировоззрения стала мифология. Она исторически и логически произросла на почве наивного реализма, но уже отличается от него тем, что она отрывается от непосредственного ("животного") восприятия действительности, ибо пытается как-то объяснить себе её. Из-за отсутствия знаний мифология всё объясняет по-наивному, абсолютно несостоятельными (с точки зрения уровня наших знаний) выдумками. Как и наивный реализм, мифология видит в мире качественно многообразные и не связанные друг с другом вещи и явления. А поэтому в мифологии каждый предмет и каждое явление находить своё "объяснение" и своё понимание, по поводу каждого из них придумывается отдельный, правдоподобный в глазах ещё дикаря, миф. На более поздних этапах развития человека и его мировоззрения элементы окружающей действительности представляются ему живыми и олицетворёнными существами, о которых составлялись рассказы в виде легенд и мифов.

20-15 тысяч  лет тому назад начитает формироваться  мировоззрение религиозное. Оно  было историческим и логическим  продолжением мировоззрения мифологического. К этому времени человек успел  населить окружающий его мир  мифическими существами (водяными, лешими, русалками, домовыми и подобной  им доброй и поганой силой), а теперь постепенно переходил к тому, чтобы наладить с этими существами связь, заручится их поддержкой в борьбе за своё выживание. Этим мифическим существам выражают особое почтение (кланяются, желают им всего наилучшего); развлекают их танцами, песнями; угощают (жертвоприношения). Так постепенно мифическое мировоззрение дополняется культом, переплетается с чувствами, - начинает формироваться комплекс такого социально-исторического феномена, как религия. В религии мифические, созданные воображением существа постепенно отрываются от природных явлений и предметов, обособляются и встают над человеком и общественной жизнью. Религия - это мировоззрение, в основе которого лежит вера в существование сверхъестественных (надприродных) существ, - богов и духов.

 Уже в исторический час, 8-6 столетия до нашей эры, начало формироваться мировоззрение философское. Оно появляется как результат длительного исторического развития и созревания. Философское мировоззрение было и навсегда остаётся не продуктом и принадлежностью масс, как то мы видим касательно всех предыдущих видов мировоззрения, а творчеством отдельных личностей, - философов (Демокрита, Платона, Аристотеля, Декарта, Канта, Гегеля, Маркса); им владеют только некоторые люди, в современных условиях - возможно, только незначительная часть подготовленной к философскому мышлению интеллигенции. Если предыдущие исторические типы мировоззрения могут усваиваться с молоком матери, то усвоение философского мировоззрения требует и специальной подготовки соответствующих задатков или хотя бы склонностей.

 На философском уровне проблемы мировоззрения находят свою доказательность. При этом философия апеллирует не до веры, а до разума. Философия впервые представляет нам мировоззрение, которое включает в себя все его три концептуальные составные части: мир знания, мир предположений и мир должного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Роль мировоззрения в жизни человека.

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В любые времена человек пытается узнать истину и использует для этого всевозможные мировоззрения. Ведь для того мировоззрение и существует, чтобы человечество познало через него великую, вечную истину и самое себя. Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новые концепции понимания и познавания мира. Так или иначе, мир познается человеком и трансформируется в зависимости от глубины и качества получаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом: является наше знание о мире истинным, соответствующим нашим выводам из весьма ограниченного опыта?

 Для расширения наших знаний о мире необходимо расширение, углубление и уточнение терминов и понятий, используемых человеком. Сам процесс умственной деятельности познается через такой же умозрительный процесс, и в итоге несет минимум информации о самом человеке. Человечество неоднократно предпринимало попытки научного исследования и систематизации вопросов возникновения новых понятий, используя лишь "интуитивные" способности к постижению нового. Расширение понятий возможно лишь в ходе исследований самого процесса их возникновения. Чем отчетливей человек будет видеть себя, чем глубже будет познание законов мышления, тем ярче и многообразнее будет казаться окружающий мир.

 

 

 

 

Список литературы.

  • Фарман И.П. "Теория познания и философия культуры". М., "Наука", 1986
  • Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. — В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912.
  • Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.
  • Гегель Г. Лекции по истории философии. В 3 кн. СПб., 1993-1994.
  • Зенков С.Г. История философии. Ростов н/Д, 2007.
  • Философский энциклопедический словарь. - Н. - 1989г.
  • Радугин А.А. Философия.
  • интернет

 

 


Информация о работе Понятие мировоззрения