Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:53, реферат
Основатель социологии Огюст Конт считал ее наукой об обществе, пространством, в котором осуществляется жизнь людей. Без него жизнь человека невозможна, чем и объясняется важность изучения данной темы.
Что обозначает понятие «общество»? Чем оно отличается от понятий «страна», «государство», употребляемые в обыденной речи, часто, как идентичные?
Понятие общества и его основные характеристики
Основатель социологии Огюст Конт считал ее наукой об обществе, пространством, в котором осуществляется жизнь людей. Без него жизнь человека невозможна, чем и объясняется важность изучения данной темы.
Что обозначает
понятие «общество»? Чем оно отличается
от понятий «страна», «государство»,
употребляемые в обыденной
Страна — это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы.
Государство — политическая организация общества с определенным типом власти (монархия, республика, советы, др.), органами и структурой правления (авторитарное или демократическое).
Общество
— социальная организация страны,
обеспечивающая совместную жизнедеятельность
людей. Это обособившаяся от природы
часть материального мира, представляющая
собой исторически
Многие ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.
В западноевропейской
общественной науке XVII-XVIII вв. идеологами
новых поднимающихся слоев
Предпринимались
попытки определить общество, основываясь
на выделении некоторой первичной
ячейки общества. Так, Жан-Жак Руссо
считал, что именно семья — самое
древнее из всех обществ. Она —
подобие отца, народ — детей, и
все, рожденные равными и
Гегель попытался рассмотреть общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.
Большое значение для научного понимания общества имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта, полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Близкое к этому определение общества мы находим в западноевропейской социологии XX в. Так, у Макса Вебера, общество — продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.
Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.
Признавая подход
к обществу как отношения индивидов,
К. Маркс, проанализировав связи
и отношения между ними, ввел понятия
«общественные отношения», «производственные
отношения», «общественно-экономические
формации» и ряд других. Производственные
отношения, формируя общественные отношения,
создают общество, находящееся на
той или иной определенной ступени
исторического развития. Следовательно,
по Марксу, производственные отношения
выступают первопричиной всех отношений
людей и создают большую
По представлениям К. Маркса, общество — это взаимодействие людей. Форма общественного устройства не зависит от их воли (людей). Каждую форму общественного устройства порождает определенная стадия развития производственных сил.
Люди не могут
свободно распоряжаться
Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:
оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;
браки заключаются между представителями данной общности;
оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;
оно имеет свою территорию;
у него есть самоназвание и своя история;
оно обладает своей системой управления;
оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.
Очевидно, что
во всех приведенных определениях в
той или иной степени выражен
подход к обществу как целостной
системе элементов, находящихся
в состоянии тесной взаимосвязи.
Такой подход к обществу называется
системным. Основная задача системного
подхода в исследовании общества
состоит в объединении
Большую роль
в системных исследованиях
Жизнедеятельность общества
Жизнедеятельность общества осуществляется в четырех основных сферах: экономической, социальной, политической и духовной.
Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.
Социальную сферу представляют этнические общности людей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.
Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии, политические движения), управляющие людьми.
Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.
Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, варьируются, но в главном остаются неизменными (инвариантными). Так, например, эпохи рабства и нашего времени резко отличаются друг от друга, но вместе с тем все сферы общества сохраняют возложенные на них функции.
В социологии существуют различные подходы к поиску оснований выбора приоритетов в социальной жизнедеятельности людей (проблема детерминизма).
Еще Аристотель подчеркивал крайне важное значение государственного устройства для развития общества. Отождествляя политическую и социальную сферы, он рассматривал человека как «политическое животное». При определенных условиях политика может стать решающим фактором, полностью контролирующим все другие сферы общества.
Сторонники технологического детерминизма определяющий фактор общественной жизни видят в материальном производстве, где характер труда, техника, технология определяют не только количество и качество произведенных материальных продуктов, но и уровень потребления и даже культурные запросы людей.
Сторонники культурного детерминизма полагают, что костяк общества составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечит устойчивость и неповторимость самого общества. Различие культур предопределяет различие в поступках людей, в организации материального производства, выборе форм политической организации (в частности, это можно связать с известным выражением: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает»).
К. Маркс исходил
в своей концепции из детерминирующей
роли экономической системы, полагая,
что именно способ производства материальной
жизни обусловливает
В современной отечественной социологической литературе существуют противоположные подходы к решению проблемы примата во взаимодействии социальных сфер общества. Одни авторы склонны отрицать саму эту идею, полагая, что общество может нормально функционировать при последовательном выполнении каждой из социальных сфер своего функционального предназначения. Они исходят при этом из того, что гипертрофированное «разбухание» одной из социальных сфер может пагубно сказаться на судьбе всего общества, так же, впрочем, как и недооценка роли каждой из этих сфер. Например, недооценка роли материального производства (экономической сферы) ведет к снижению уровня потребления и нарастанию кризисных явлений в обществе. Размывание норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов (социальная сфера) ведет к социальной энтропии, беспорядку и конфликтам. Принятие идеи примата политики над экономикой и другими социальными сферами (особенно в условиях тоталитарного общества) может привести к краху всей социальной системы. В здоровом социальном организме жизнедеятельность всех его сфер находится в единстве и взаимосвязи.
Ослабнет единство — понизится эффективность жизнедеятельности общества, вплоть до изменения своей сути или даже распада. В качестве примера приведем события последних лет ХХ в., приведшие к поражению социалистических общественных отношений и распаду СССР.
Общество живет и развивается по объективным законам единства (общества) с природной средой; обеспечения социального развития; концентрации энергии; перспективной активности; единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания — отрицания; соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил; диалектического единства экономического базиса и общественной надстройки; возрастания роли личности и др. Нарушение законов развития общества чревато крупными катаклизмами, большими потерями.
Какие бы цели не ставил перед собой субъект социальной жизни, находясь в системе общественных связей, он должен им подчиняться. В истории общества известны сотни войн, принесших ему огромные потери, независимо от того, какими целями руководствовались правители, их развязавшие. Достаточно вспомнить Наполеона, Гитлера, бывших президентов США, начавших войну во Вьетнаме, Ираке.
Общество — целостный социальный организм и система
Классики
социологии уподобляли общество социальному
организму, все части которого взаимозависимы,
а их функционирование направлено на
обеспечение его жизни. Все части
общества выполняют заданные им функции
для обеспечения его жизни: продолжение
рода; обеспечение нормальных условий
для жизнедеятельности его
Отличительные черты общества
Важной отличительной
чертой общества выступает его автономность,
которая базируется на его многофункциональности,
способности создавать
Общество
обладает самодостаточностью, которая
позволяет ему выполнять
Общество обладает большой интегрирующей силой. Оно представляет своим членам возможность использовать привычные образцы поведения, следовать установившимся принципам, подчиняет их общепринятым нормам и правилам. Не желающих им следовать оно изолирует различными путями и средствами, начиная от Уголовного кодекса, административного права до общественного порицания. Существенной характеристикой общества является достигнутый уровень саморегуляции, самоуправления, которые возникают и формируются внутри его самого при помощи социальных институтов, находящихся, в свою очередь, на исторически определенном уровне зрелости.
Общество как целостный организм обладает качеством системности, и все его элементы, будучи тесно взаимосвязанными, образуют социальную систему, которая делает более сильным притяжение и сцепление между элементами данной материальной структуры.
Часть и целое
как компоненты единой системы связаны
между собой неразрывными узами
и поддерживают друг друга. В то же
время тот и другой элемент
обладает относительной
Образование
системы возможно как на естественных
основах притяжения, так и на подавлении
и подчинении одной части системы
другой, т. е. на насилии. В связи с
этим различные органические системы
строятся на различных принципах. Одни
системы основаны на доминировании
естественных связей. Другие — на доминировании
силы, третьи стремятся укрыться под
защитой сильных структур или
существуют за их счет, четвертые объединяются
на основе единства в борьбе с внешними
врагами во имя высшей свободы
целого и т. д. Существуют также системы,
основанные на сотрудничестве, где
сила не играет существенной роли. Вместе
с тем существуют определенные рамки,
за пределами которых и
Информация о работе Понятие общества и его основные характеристики