Понятие политического

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 19:32, статья

Описание работы

Редко можно встретить ясное определение ПОЛИТИЧЕСКОГО. По большей части слово это употребляется лишь негативным образом, в противоположность другим понятиям в таких антитезах, как "политика и хозяйство", "политика и мораль", "политика и право", а в праве это опять-таки антитеза "политика и гражданское право" и т. д. Государство тогда оказывается чем-то политическим, а политическое чем-то государственным, и этот круг в определениях явно неудовлетворителен.

Файлы: 1 файл

Карл Шмитт Понятие политического.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

 

Если часть народа объявляет, что  у нее врагов больше нет, то тем  самым в силу положения дел  она ставит себя на сторону врагов и помогает им, но различение друга  и врага тем самым отнюдь не устранено. Если граждане некоего государства заявляют, что лично у них врагов нет, то это не имеет отношения к вопросу, ибо у частного человека нет политических врагов; такими заявлениями он в лучшем случае хочет сказать, что он желал бы выйти из той политической совокупности, к которой он принадлежит по своему тут-бытию, и отныне жить лишь как частное лицо. Далее, было бы заблуждением верить, что один отдельный народ мог бы, объявив дружбу всему миру или же посредством того, что он добровольно разоружится, устранить различение друга и врага. Таким образом мир не деполитизируется и не переводится в состояние чистой моральности, чистого права или чистой хозяйственности. Если некий народ страшится трудов и опасностей политической экзистенции, то найдется именно некий иной народ, который примет на себя эти труды, взяв на себя его "защиту против внешних врагов" и тем самым политическое господство; покровитель (Schutzherr) определяет затем врага в силу извечной взаимосвязи защиты (Schutz) и повиновения (7).

 

Из категориального признака ПОЛИТИЧЕСКОГО  следует плюрализм мира государств. Политическое единство предполагает реальную возможность врага, а тем самым  и другое, сосуществующее политическое единство. Поэтому на Земле, пока вообще существует государство, есть много государств и не может быть обнимающего всю Землю и все человечество мирового "государства". Политический мир - это не универсум, а плюриверсум.

 

Политическое единство по своему существу не может быть универсальным, охватывающим все человечество и весь мир единством. Если различные народы, религии, классы и другие группы обитающих на Земле людей окажутся в целом объединены таким образом, что борьба между ними станет немыслимой и невозможной, то и гражданская война внутри охватывающей всю Землю империи даже как нечто возможное никогда уже не будет фактически приниматься в расчет, т. е. различение друга и врага прекратится даже в смысле чистой эвентуальности, тогда будут лишь свободные от политики мировоззрение, культура, цивилизация, хозяйство, мораль, право, искусство, беседы и т. д., но не будет ни политики, ни государства. Наступит ли, и если да, то когда, такое состояние на Земле и в человечестве, я не знаю. Но пока его нет. Предполагать его существующим было бы бесчестной фикцией. И весьма недолговечным заблуждением было бы мнение, что ныне (поскольку война между великими державами легко перерастает в мировую войну) окончание войны должно представлять собой мир во всем мире и тем самым идиллическое состояние полной и окончательной деполитизации.

 

Человечество как таковое не может вести никакой войны, ибо  у него нет никакого врага, по меньшей  мере на этой планете. ПОНЯТИЕ "человечество" исключает ПОНЯТИЕ "враг", ибо  и враг не перестает быть человечеством, и тут нет никакого специфического различения. То, что войны ведутся во имя человечества, не есть опровержение этой простой истины, но имеет лишь особенно ярко выраженный политический смысл. Если государство во имя человечества борется со своим политическим врагом, то это не война человечества, но война, для которой определенное государство пытается в противоположность своему военному противнику оккупировать универсальное ПОНЯТИЕ, чтобы идентифицировать себя с ним (за счет противника), подобно тому как можно злоупотребить понятиями "мир", "справедливость", "прогресс", "цивилизация", чтобы истребовать их для себя и отказать в них врагу. "Человечество" - особенно пригодный идеологический инструмент империалистических экспансий, и в своей этически-гуманитарной форме это специфическое средство экономического империализма.

 

Напрашивается, однако, вопрос, каким  людям достанется та чудовищная власть, которая сопряжена со всемирной  хозяйственной и технической  централизацией. Ответить на него можно  оптимистическими или пессимистическими  предположениями, которые в конечном счете сводятся к некоторому антропологическому исповеданию веры.

 

Все теории государства и политические идеи можно испытать в отношении  их антропологии и затем подразделить в зависимости от того, предполагается ли в них, сознательно или бессознательно, "по природе злой" или "по природе добрый" человек. Различение имеет совершенно обобщенный характер, его не надо брать в специальном моральном или этическом смысле. Решающим здесь является проблематическое или непроблематическое понимание человека как предпосылки всех дальнейших политических расчетов, ответ на вопрос, является ли человек существом "опасным" или безопасным, рискованным или безвредным, нерискованным.

 

Что к этим формулам можно свести в особенности противоположность так называемых авторитарных и анархистских теорий, это я показывал неоднократно. Часть теорий и конструкций, которые таким образом предполагают, что человек "хорош", либеральны и полемическим образом направлены против вмешательства государства, не будучи в собственном смысле слова анархическими. Когда речь идет об открытом анархизме, то уже совершенно ясно, насколько тесно связана вера в "естественную доброту" с радикальным отрицанием государства, одно следует из другого и взаимно подкрепляется. Напротив, для либерала доброта человека не более чем аргумент, с помощью которого государство ставится на службу "обществу"; таким образом, это означает только, что "общество" имеет свой порядок в себе самом, а государство есть лишь его недоверчиво контролируемый, скованный жестко определенными границами подданный. Враждебный государству радикализм возрастает в той же мере, в какой растет вера в радикальное добро человеческой природы. Буржуазный либерализм никогда не был радикален в политическом смысле. Но, само собой разумеется, что его отрицание государства и ПОЛИТИЧЕСКОГО, его нейтрализации, деполитизации и декларации свободы равным образом имеют политический смысл и в определенной ситуации полемически направляются против определенного государства и его политической власти. Только это, собственно, не теория государства и не политическая идея. Правда, либерализм не подверг государство радикальному отрицанию, но, с другой стороны, и не обнаружил никакой позитивной теории государства и никакой собственной государственной реформы, но только попытался связать политическое исходя из этического и подчинить его экономическому; он создал учение о разделении и взаимном уравновешении "властей", т. е. систему помех и контроля государства, которую нельзя охарактеризовать как теорию государства или как политический конструктивный принцип.

 

Соответственно сохраняет свою силу то примечательное и весьма беспокоящее  многих утверждение, что во всех политических теориях предполагается, что человек - "злое" существо, т. е. он никоим образом не рассматривается как непроблематический, но считается "опасным" и динамичным.

 

Поскольку же сфера ПОЛИТИЧЕСКОГО, в конечном счете, определяется возможностью врага, то и политические представления  не могут с успехом брать за исходный пункт антропологический "оптимизм". Иначе вместе с возможностью врага они бы отрицали и всякие специфически политические следствия.

 

Либерализмом последнего столетия все политические представления  были своеобразно и систематически изменены и денатурированы. В качестве исторической реальности либерализм столь же мало избег ПОЛИТИЧЕСКОГО, как и любое значительное историческое движение, и даже его нейтрализация и деполитизация, касающаяся образования, хозяйства и т. д., имеют политический смысл. Либералы всех стран вели политику, как и другие люди, и вступали в коалиции также и с нелиберальными элементами и идеями, оказываясь национал-либералами, социал-либералами, свободно-консервативными, либеральными католиками и т. д. В особенности же они связали себя с совершенно нелиберальными, по существу своему политическими и даже ведущими к тотальному государству силами демократии. Вопрос, однако, состоит в том, можно ли из чистого и последовательного понятия индивидуалистического либерализма получить специфически политическую идею. На это следует ответить: нет. Ибо отрицание ПОЛИТИЧЕСКОГО, которое содержится во всяком последовательном индивидуализме, может быть, и приводит к политической практике недоверия всем мыслимым политическим силам и формам государства, но никогда не дает подлинно позитивной теории государства и политики. И вследствие этого имеется либеральная политика как полемическая противоположность государственным, церковным или иным ограничениям индивидуальной свободы, торговая политика, церковная и школьная политика, культурная политика, но нет просто либеральной политики, а всегда лишь либеральная критика политики.

 

Что хозяйственные противоположности  стали политическими и, что могло  возникнуть ПОНЯТИЕ "хозяйственная  властная позиция", только показывает, что точка ПОЛИТИЧЕСКОГО может быть достигнута исходя из хозяйства, как и всякой предметной области. Экономически фундированный империализм, конечно, попытается ввести на Земле такое состояние, в котором он сможет беспрепятственно применять свои хозяйственные средства власти: эмбарго на кредиты, эмбарго на сырье, разрушение чужой валюты и т. д. - и сможет обходиться этими средствами. Он будет считать "внеэкономическим насилием", если народ или иная группа людей попытается избежать действия этих "мирных" методов. Наконец, в его распоряжении еще имеются технические средства для насильственного физического убиения - технически совершенное современное оружие, которое с применением капитала и интеллекта делается столь неслыханно пригодным, чтобы в случае необходимости его действительно можно было использовать. Для приложения таких средств образуется, конечно, новый, по существу своему пацифистский словарь, которому больше неизвестна война, но ведомы лишь экзекуции, санкции, карательные экспедиции, умиротворение, защита договоров, международная полиция, мероприятия по обеспечению мира. Противник больше не зовется врагом, но вместо этого он оказывается нарушителем мира и как таковой объявляется hors-la-loi и hors l"humanite8; война, ведущаяся для сохранения или расширения экономических властных позиций, должна быть усилиями пропаганды сделана "крестовым походом" и "последней войной человечества". Этого требует полярность этики и экономики. В ней, конечно, обнаруживается удивительная систематичность и последовательность, но и эта система, мнимо неполитическая и якобы даже антиполитическая, либо служит существующему разделению на группы друзей и врагов, либо же ведет к новому и потому неспособна избежать ПОЛИТИЧЕСКОГО как своего неминуемого следствия.

 

Примечания

 

1 В оригинале более строгая юридическая формула: отсылка к последующему и отсылка к предшествующему (Weiter-und RSckverweisung).

 

2 Здесь обыгрывается важнейшее  для социологии ПОНЯТИЕ "чужак", разработанное, в частности, Г.  Зиммелем.

 

3 Это тоже выпад против Зиммеля,  в социологии конфликта которого особенно подчеркивается роль "третьего", впрочем, не только беспристрастного судьи, но и tertius gaudens ("третьего радующегося"), который извлекает выгоду из распри двух соперников.

 

4 Ernstfall, т. е. "серьезный случай", означает, по словоупотреблению, как правило, именно случай войны, значительную угрозу.

 

5 По-русски мы в таких случаях  сказали бы, что такой-то, к сожалению, "не политик".

 

6 Jus belli - право войны (лат.).

 

7 Это классическая формула Гоббса, к которой неоднократно обращался Шмитт: "Трактат этот [...] не имеет другой цели, как лишь показать людям воочию взаимоотношение между защитой и повиновением, ненарушимого соблюдения которого требуют состояние человеческой природы и божественные законы (естественные и положительные)". (Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского.- М., 1936. С. 495).

 

8 вне закона и вне человечности (фр.).

 


Информация о работе Понятие политического