Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:19, доклад
Природа - это универсум, который охватывает все сущее, в том числе наши познания и практическую деятельность, всю Вселенную, и в этом смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь частичка этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям.В системе античного мышления природа понималась, как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько воспринимался как одна из его частей.
Понятие природы,
ее виды и формы восприятия в философских
системах.
Природа - это универсум, который охватывает
все сущее, в том числе наши познания и
практическую деятельность, всю Вселенную,
и в этом смысле она близка к понятию материи,
можно сказать, что природа - это материя,
взятая во всем многообразии ее форм. В
этом плане мы лишь частичка этого универсума,
хотя и уникальная по своим возможностям.В
системе античного мышления природа понималась,
как подвижное, изменяющееся целое, и в
этом смысле человек не столько противопоставлялся
природе, сколько воспринимался как одна
из его частей. У античных философов, как
мы знаем, понятием космоса по существу
охватывалась вся доступная человеческому
понятию природа. При этом космос противопоставлялся
хаосу - он трактовался как нечто не только
всеобъемлющее, но и организованное, закономерное
и совершенное. Идеалом считалась жизнь
в согласии с природой. Совершенно другое понимание
природы сложилось в средневековой христианской
культуре. Здесь, окружающая человека
природа рассматривалась как нечто сотворенное
богом и более низкое, чем сам человек,
поскольку только он в процессе творения
был наделен Божьим началом - душой. Более
того, природа нередко понималась как
источник зла, который нужно преодолеть
или подчинить, а жизнь человека при этом
выступала как творение Божественного
начала - души с греховным природным началом
- телом. И это служило оправданием для
негативного отношения к природе и даже
обоснованием применяемого к ней насилия.
Подобная система взглядов не могла стимулировать
интерес к научному познанию природы. В эпоху Возрождения отношение
к природе меняется. Человек открывает
для себя красоту и великолепие окружающей
природы, начинает видеть в ней источник
радости, наслаждения, в противовес мрачному
аскетизму средневековья. Природа начинает
пониматься как убежище, противостоящее
развращенной и порочной человеческой
цивилизации. Жан-Жак Руссо прямо утверждал,
что переход человека от природного, естественного
начала к социальному является источником
всех наших несчастий.В прошлом использование
человеком сил природы носило стихийный
характер, человек брал от природы столько,
сколько позволяли его собственные производственные
силы. Изобретая способы получения и использования
железа и его сплавов, человек резко увеличивает
свое могущество во взаимоотношениях
с природой. Вместе с тем, с течением времени
само развитие цивилизации оказывается
зависимым от имеющихся на земле запасов
железных руд, от их хозяйственного использования. Человек живет на Земле в пределах
тонкой ее оболочки - географической среды.
Она есть зона обитания человека и сфера
приложения его сил. Человек не только
переместил в другие климатические условия
различные виды растений и животных, но
и изменил их. Воздействие общества на
природу обуславливается развитием материального
производства, науки и техники, общественных
потребностей, а также характером общественных
отношений. При этом в силу нарастания
степени воздействия общества на природу
происходит расширение рамок географической
среды.Природная среда жизни общества
не ограничивается лишь географической
средой. Качественно иной естественной
средой его жизни является сфера всего
живого - биосфера, включающая населенную
микроорганизмами верхнюю часть земли,
воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю
часть атмосферы. Биосфера, будучи самоорганизующейся
системой, развивается вместе с эволюцией
Вселенной и всего живого. Помимо растений
и животных биосфера включает в себя и
человека: человечество - часть биосферы.
Причем его влияние ускоряет процесс изменения
характера биосферы, оказывая все более
могучее и интенсивное воздействие на
нее в связи с невиданным ранее развитием
науки и техники.Природа и общество всегда
находились в единстве, в котором они останутся
до тех пор, пока будут существовать Земля
и Человек. И в этом взаимодействии природы
и общества окружающая природная среда
как необходимая естественная предпосылка
и основа человеческой истории в целом
никогда не оставалась только лишь пассивной
стороной, испытывающей постоянное воздействие
со стороны общества. Она всегда оказывала
и продолжает оказывать существенное
влияние на все стороны человеческой деятельности,
на сам процесс общественной жизни, на
социальный прогресс вообще, замедляя
или ускоряя его, причем его роль в разных
регионах и в разные исторические эпохи
была различна.Так, на заре развития человеческой
цивилизации, когда люди довольствовались
преимущественно присвоением готовых
продуктов, общество находилось в абсолютной
зависимости от внешней среды. Подобно
стаду животных, первобытные люди после
истощения пищевых ресурсов в одном месте
перемещались в другое, где было достаточно
природных средств для существования.
Иначе говоря, истощение природных ресурсов,
деградация природы вели к определенным
социальным изменениям - миграции населения.В
дальнейшем, по мере развития производительных
сил, зависимость общества от природы
постоянно уменьшалась, человек все больше
выходил из-под власти ее стихийных сил.
Но эта независимость человека от природы
оказалась иллюзорной, поскольку интенсивное
воздействие на окружающую среду ведет
к резкому ухудшению условий его существования,
т.е. экологическому дискомфорту. Более
того, нарастание экологических опасностей
ставит под вопрос само существование
земной цивилизации, сохранение обитаемости
планеты Земля. Все это свидетельствует
о том, что в процессе обособления человека
от природы зависимость его от нее не ослабевала,
а наоборот, возрастала. Социальный прогресс
имел место в истории лишь в силу того,
что постоянно воспроизводилась экологическая
среда.Уже в древности, в условиях античности
и средневековья, воздействие общества
на окружающую среду было весьма существенным,
что приводило к локальным экологическим
кризисам, в результате которых под песками
пустынь оказывались погребенными развалины
некогда цветущих цивилизаций. В XX в. экологические проблемы
переросли в общий экологический кризис
планетарного масштаба во многом "благодаря"
тому, что именно в этот период человек
стал активной стороной взаимодействия
в системе "Человек - Природа" и своими
непродуманными действиями резко нарушил
баланс экологического равновесия. В целом
до XXв. активной стороной взаимодействия
была, как правило, природа. Изменения
климата, природные катаклизмы больше
влияли на жизнь людей, чем жизнедеятельность
последних на природу. С того времени,
как человек "нарушил" закон природной
эволюции, вышел из его подчинения, нашел
путь развития, отличный от пути развития
других живых организмов, начинается социоестественная
история - история взаимоотношения двух
суверенных начал: общества и природы.Вся
жизнь и развитие человека протекают во
взаимодействующей с ним части природы.
Человек - часть и порождение великой “Матери-
природы”. “Человек, - писал Маркс,- живет
природой. Это значит, что природа есть
его тело, с которым человек должен оставаться
в процессе постоянного общения, чтобы
не умереть. Общество есть законченное
сущностное единство человека с природой,
подлинное воскресение природы, осуществленный
натурализм человека и осуществленный
гуманизм природы”.
2)Понятие причины традиционно
относится к числу основных категорий
науки и философии. Оно широко используется
и в нашем обыденном мышлении. Мы говорим
о причине, когда стремимся объяснить,
почему нечто происходит или начинает
существовать, в чем заключается источник
или мотив нашего действия и т.п. Вероятно,
наше обыденное представление о причинности
несет на себе значительную печать антропоморфизма,
поскольку опирается на образ человеческих
усилий по созданию или изменению вещей.
Ученые и философы стремятся преодолеть
этот антропоморфизм и выработать более
строгое и объективное понимание причинности.Как
уже отмечалось в предыдущей главе, Аристотель
считал, что существует четыре вида причин:
формальная, материальная, движущая и
целевая. Начиная с Галилея, ученые стали
доказывать, что в науке должны применяться
объяснения только с помощью движущих
(действующих) причин. Правда в науках
о живых организмах сохранилось представление
о целевых причинах (цель сердца - перекачивание
крови, цель системы кровообращения - снабжение
органов кислородом и питательными веществами
и т.п.). Но все же считалось, что главное
в науке - установить движущие причины
и выразить причинные связи в форме строгих
законов.В соединении с рассмотренными
выше представлениями об абсолютном пространстве
и времени такое понимание причинности
вело к классическому механистическому
детерминизму. Детерминизм - это такая
картина мира, в которой нет места случайности.
Все вещи и события в таком мире состоят
в причинных связях, все его части и детали
тщательно подогнаны друг к другу и приводят
друг друга в движение подобно шестерням
некоей гигантской космической машины.
И в самом деле, такое представление возникает,
если предположить, что любое событие
однозначно определяется его положением
в едином абсолютном пространстве и времени,
а все события связаны между собой строгими
причинными законами. Именно такое мировоззрение
лежит в основе знаменитого рассуждения
французского ученого Лапласа о том, что
если бы всеведущий наблюдатель знал положения
всех частиц в определенный момент времени,
а также все законы, управляющие их движением,
он мог бы точно предсказать все будущие
события во Вселенной, а также рассказать
всю ее прошлую историю.Конечно, никто
не мог и даже не пытался дать подробное
описание такого полностью пронизанного
причинными связями мира. Но лапласовский
детерминизм показывает принципы, которые
лежат в основе классического понимания
причинности. Во-первых, это принцип универсальности
причинности: каждое событие имеет причину.
Во-вторых, это единообразие причинности:
одинаковые причины всегда производят
одинаковые следствия. Стоит их сформулировать
в таком общем виде, как становиться ясно,
что они представляют собой философские,
метафизические положения. Очевидно также,
что их невозможно ни вывести из эмпирического
опыта, ни рационально доказать.Все это
оставляет место для альтернативных трактовок
причинности в философском мировоззрении.
Рассмотрим кратко некоторые из них. Против
представления о господстве в мире непреложной
необходимости прежде всего выступают
те, кто считает, что жесткий детерминизм
явно противоречит тому, что обычно называется
свободой воли. Человеческие существа,
подобно всему остальному, принадлежат
миру, в котором, как предполагается, господствует
причинность. Однако трудно отрицать тот
самый обычный факт, что наше поведение
невозможно предсказать наподобие того,
как мы предсказываем движение шаров,
скатывающихся по наклонной плоскости,
или планет, вращающихся по своим орбитам.
Человеческая свобода и возможность выбора
могут опровергнуть любые предсказания относительн
Но этот переход от причин
к законам еще не решает вопроса
о правомерности
Обсуждая проблему детерминизма,
К. Поппер предложил образ таких
различных объектов, как облака и
часы [2]. Часы символизируют собой
физические системы, поведение которых
регулярно и точно
Информация о работе Понятие природы, ее виды и формы восприятия в философских системах