Понятие природы. Образы природы в истории философской мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Понятие «природа» имеет как предельно широкое, так и более узкое толкование. В первом случае природа рассматривается как материальный мир в целом. Такой предельный охват понятием «природа» всего сущего, всей Вселенной фактически ведет к совпадению этого понятия с понятием «материя». Природа, ее вещи, процессы, состояния, бесспорно, существуют вне и независимо от сознания. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени — она всегда и везде была, есть и будет. После возникновения человеческого рода, несмотря на все его влияние на природу, огромная, поистине неизмеримая ее часть по-прежнему «пребывает» как совершенно самостоятельная, полностью независимая от человечества реальность. Чаще понятие «природа» употребляется в более ограниченном смысле: под природой понимают всю совокупность естественных условий существования человека и общества.

Файлы: 1 файл

0781384_AF3D0_prirodnye_osnovy_obshestvennoi_zhizni.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

1. Понятие природы. Образы природы в истории философской мысли.

Понятие «природа» имеет как  предельно широкое, так и более  узкое толкование. В первом случае природа рассматривается как  материальный мир в целом. Такой  предельный охват понятием «природа»  всего сущего, всей Вселенной фактически ведет к совпадению этого понятия с понятием «материя». Природа, ее вещи, процессы, состояния, бесспорно, существуют вне и независимо от сознания. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени — она всегда и везде была, есть и будет. После возникновения человеческого рода, несмотря на все его влияние на природу, огромная, поистине неизмеримая ее часть по-прежнему «пребывает» как совершенно самостоятельная, полностью независимая от человечества реальность. Чаще понятие «природа» употребляется в более ограниченном смысле: под природой понимают всю совокупность естественных условий существования человека и общества. Природа объективно реальна и первична также и в том смысле, что без нее невозможны жизнь и деятельность человека. Без нее не могли бы даже появиться предметы и процессы, произведенные человеком. Возник целый мир произведенных человечеством вещей, процессов, состояний. В философии его назвали «второй природой».

 «Вторая природа» — мир единый и в то же время чрезвычайно многообразный. Это — орудия труда от самых первых, простых, созданных человеком на заре цивилизации, до сложнейших современных машин и механизмов, средств транспорта и коммуникаций. Это — промышленность и энергетика, это — строительные площадки, дороги, обрабатываемые поля. Это — города и поселки. Это — радиостанции и телецентры, космодромы и космические корабли, школы, вузы, музеи, театры и т. д. Это предметы, окружающие нас в быту, — мебель, одежда, да и вообще множество самой разнообразной утвари, приспособлений, приборов. Это и предметы, специально приспособленные для удовлетворения потребностей человеческого духа, — книги, картины, статуи и т. д. Словом, речь идет о предметном богатстве, системах и всем «поле» человеческой цивилизации, культуры.

Термин «природа» в научной  литературе употребляется в двух  значениях — в широком и  узком.  В широком понимании  слова «природа» — это бытие, Вселенная, объективный мир в бесконечном многообразии его  форм. В этом значении общество является частью природы. В более узком понимании «природа» — это часть объективного мира,  с которой взаимодействует общество. В философии ее преимущественно называют природной (географической) средой. Понятие  «природная среда» имеет важный практический смысл, потому  что акцентирует внимание на той части природы, в центре которой находится человек и которая является средой его обитания.  Объем природной среды не остается постоянным. Он увеличивается по мере углубления познания и расширения масштабов  преобразующей деятельности человека. Сегодня природная среда включает в себя земную кору, почвенный покров, воду, растительный и животный мир, нижние слои атмосферы и ближний  космос.

Одним из объектов исследования философии выступает общество в его непрерывном изменении и развитии. Но общество  не существует само по себе. Выделившись из природы, оно взаимодействует с ней. Природа выступает как среда существования,  постоянное условие бытия человека. Поэтому понятен теоретический и практический интерес человека к природе, которая стала предметом изучения многих наук (космологии, географии,  биологии, физики, химии и др.). Философия исследует природу  под особым углом зрения, выделяя ряд социально-философских  и собственно социологических проблем, а именно: в чем состоят  сходство и отличия природы и общества; каков характер взаимосвязи между ними; каковы основные направления и перспективы  такой взаимосвязи.

Одно из первых упоминаний о природе  сохранили и донесли  до нас  памятники Античности. В то время  формировалось общее  представление о Вселенной, ее строении, месте Земли во Вселенной, роли человека и общества, его связи с Космосом. Природа понималась как подвижное, изменяющееся, самодвижущееся целое; человек мыслился как одна из ее частей. У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию природа. При этом космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой.

 От Пифагора идет представление о Земле как шарообразном теле. Аристотель «накрыл» Землю хрустальным куполом, на котором находятся звезды. Природа здесь не противопоставлялась человеку, а  трактовалась как центр логоса, эталон организации, мерило мудрости.

Господство церкви и христианской идеологии (если говорить о европейских  странах) породило в период средневековья  два различных подхода к пониманию  и оцениванию природы. Один подход состоял  в том, что природа считалась  результатом божественного творения, но ставилась ниже человека, получившего в процессе творения особое божественное начало – душу. Более того, природа даже мыслилась как источник зла, поскольку жизнь человека рассматривалась как непрекращающаяся борьба божественного начала - души с греховным природным началом – телом. При таком подходе природа представлялась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку. И это служило оправданием для негативного отношения к природе.

 Схоластическая философия, опираясь  на учение  греческого астронома, математика и географа Клавдия Птолемея,  считала Землю неподвижным центром Вселенной.  В эпоху Возрождения отношение к природе меняется, человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, вдохновения. Одним из главных достижений философской мысли было развитие натурфилософии. Она выдвинула  ряд глубоких материалистических и диалектических идей. Выдающимся научным открытием, которое способствовало освобождению естествознания из-под власти религии, было создание  Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы  мира. Он обосновывал, что Земля — одна из рядовых планет и  вращается как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца. Таким образом, была поставлена под сомнение теория геоцентризма.  Итальянский философ Джордано Бруно (1548—1600) выдвинул  идею о бесконечности природы и бесчисленности миров. Его соотечественник физик, астроном и математик Галилео Галилей  (1564—1642) подтвердил гипотезу об аналогичности строения  земных и небесных космических тел, открыл планеты Солнечной  системы.

 В Новое время природа  впервые стала объектом тщательного   научного анализа. Объектом науки считалась природа, а ее целью — превращение природы в царство человека. Природу начали понимать как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовую, из которой человек может брать без  меры и без конца. Такое мнение высказано в известных словах  тургеневского Базарова «Природа — не храм, а мастерская, а человек в ней — работник».  Во второй половине XX столетия под влиянием научно-технической революции значительно выросли масштабы, и изменился сам характер взаимодействия природы и человека. Это нарушило  относительное равновесие, сложившееся между ними, и привело  к возникновению ситуации, которая таит в себе опасность, как  для природы, так и для человека. Вот почему эта проблема стоит  в центре внимания не только так называемых природоведческих  наук, но и философии.

2. Природа живая и неживая. Биосфера, уровни её организации, включённость в геологические процессы, зависимость от человека.

Естественной средой обитания человечества является природа Земли, подразделяемая на неживую (неорганическую) и живую (органическую) составляющие.

Неживая природа охватывает ту совокупность явлений действительности, которая не отвечает признакам живого. Она может быть представлена как минимум трояко:

 как единство микромира, мегамира  и микромира,

 как совокупность веществ  и физических полей,

 как единство почвы, воздуха  и других материальных элементов в условиях Земли.

Живая природа представлена флорой (растительный мир) и фауной (животный мир). Она выступает как более  высокая ступень развития материи  в сравнении с неживой природой, поскольку животные и растения обладают способностью усваивать соответствующие вещества, избирательно осваивая окружающую среду, приспосабливаться к ней, воспроизводить собственный вид и род.

Могут быть выделены следующие общие  признаки живой и неживой природы. Во-первых, как неживая, так и живая  природа являются материальными системами и существуют объективно. Во-вторых, они подчинены общим законам движения и развития объективной реальности. Это и общие законы диалектики, это и законы механического, физического, химического движения материи, которые в опосредованном виде проявляются и в живой природе. В-третьих, и для живой, и для неживой природы характерно свойство отражения, которое проявляется по-разному в различных природных системах.

Вместе с тем для живой  и неживой природы свойственны  существенные различия. Казалось бы, такие различия достаточны очевидны. Вместе с тем вопрос о различении живого и неживого - это и постоянно волнующий человека мировоззренческий вопрос. В разные времена различие живого и неживого проводилось по-разному. Так, для первобытных народов был характерен анимизм – взгляд, согласно которому нет ни одного предмета, который не имел бы своей души, будь это даже дерево или камень. Все живо до той поры, пока душа такого предмета не покинет соответствующее тело.

С точки зрения гилозоизма – гораздо  более поздней теории – все, что существует, является живым, иными словами, любое бытие является жизнью. С точки зрения Библии, живое создано Богом после сотворения неодушевленной материи.

Интерес к различению живого и неживого диктуется, прежде всего, практическими потребностями человека. Ведь человек может питаться только живым, оно выступает как объект охоты, рыболовства, затем – культивирования. Живое может выступать и в роли опасного врага, если это крупный хищник. Человек осознавал и свое родство по отношению к живому. Так, первобытные племена почитали какое-либо животное в качестве тотема – прародителя рода. Одним из первых запретов (табу), которые формировались в начале человеческой культуры, был запрет на умерщвление и поедание мяса конкретных животных.

Таким образом, в разное время существовали различные подходы к выявлению различий между живым и неживым. Современное понимание исходит из того, что неживая природа реализуется в добиологических формах движения материи (механическая, физическая, химическая). Живая природа обладает свойствами, которые не характерны для природы неживой, а именно: обмен веществ, приспособляемость, самовоспроизведение, саморегуляция и другие признаки, свойственные биологической форме движения материи. Для живой и неживой природы характерны разные ряды законов существования и развития. Так, в неживой природе действует закон движения планет соответствующих звездных систем, в живой природе существует, к примеру, закон естественного отбора. Различные законы определяют и различную логику развития этих форм материи.

Для живой природы характерно чрезвычайное разнообразие видов, форм и проявлений жизни и наряду с этим – тесная взаимосвязь всех этих видов и  проявлений, когда уничтожение одного может привести к совершенно непредвиденным последствиям для других.

Особенность Земли состоит в  том, что на ней в процессе взаимодействия неорганической геосферы с энергией космического пространства возникла особая оболочка – биосфера (сфера жизни). Это совокупность живых организмов, растений, бактерий, существующих в трех, различающихся по своей плотности, системах неорганической природы Земли: в литосфере (земной коре), гидросфере (водной оболочке) и атмосфере (воздушной оболочке). Формирование представлений о природной среде, непосредственно окружающей человека, привело к созданию учения о биосфере. Оно было создано трудом многих исследователей природы. Сам термин «биосфера» (от греч. bio — жизнь и sphaira —  шар) впервые применил австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831 —  1914), называя им оболочку Земли, наполненную жизнью. Особый вклад в разработку учения о биосфере внес первый президент Украинской академии наук Владимир Вернадский (1863—  1945). В 1926 г. он написал книгу под названием «Биосфера».  В этом труде Вернадский показал, что биосфера — это оболочка  земного шара, в которой существует или существовала жизнь.  Толщина биосферы на полюсах Земли составляет около 10 км,  на экваторе — 28 км. Масса биосферы — около 0,05 массы Земли.  Наличие жизни в биосфере предопределяет ряд ее физико-химических, геологических и других особенностей. Изучение биосферы выявило единство химического состава живых организмов и  их неорганического окружения, дало возможность установить  значение живого вещества для геологических процессов в верхних слоях земной коры, для образования почвы, изменений в химическом составе атмосферы и т. д.

Хотя суммарный вес всех живых  организмов, населяющих Землю, составляет всего 0,1 процента от веса земной кары, они оказались в состоянии  коренным образом изменить строение неорганической геосферы. Существующая на сегодняшний день структура неорганических систем – это в значительной степени продукт деятельности живых организмов. Многочисленные горные системы, например, в большинстве своем сложены из пород, происхождение которых связано с деятельностью морских организмов, продолжавшейся миллионы лет. Содержащийся в атмосфере кислород своим происхождением обязан фотосинтезу, осуществляемому в живой природе. Причем запасы кислорода в атмосфере Земли – результат фотосинтеза не только наземных растений, но и морских водорослей, а также некоторых микроорганизмов. Фотосинтез – основной процесс, обеспечивающий существование жизни на Земле.

Биосфера представляет собой открытую систему, так как получает от Солнца необходимую для протекания всех жизненных процессов энергию. За исключением тех микроорганизмов, которые могут извлекать нужную для синтеза органических веществ энергию непосредственно из неорганических веществ (например, некоторые виды бактерий, играющие важную роль в круговороте азота в природе). Все живые существа для обеспечения синтеза органических соединений и обмена веществ должны прямо или косвенно использовать солнечную энергию, накопленную в форме химической энергии растениями и микроорганизмами, способными осуществлять фотосинтез. Живые организмы, неспособные к фото- и хемосинтезу, должны прямо или косвенно (в зависимости от того, являются ли они обитателями вод или суши) получать пищу от бактерий, водорослей или высших растений.

С 70-х годов XX в. в философии существует система измерений видения биосферы.

 Первое измерение — геологическое, второе — геохимическое, третье — экологическое, четвертое — биотическое (схема 10.2).

  Геологическое измерение биосферы  охватывает три оболочки:  литосферу  (верхняя оболочка земного шара  толщиной 3—11 км  на суше и 0,5—10 км под дном океана); гидросферу (совокупность вод планеты — 1,6 млрд. куб. км); атмосферу (газообразная  оболочка Земли).

 Геохимическое измерение включает такие компоненты: биокостное вещество (почва, вода); биогенное вещество (уголь, нефть,  торф и др.); живое вещество.

Экологическое измерение охватывает  экологические системы, или биогеоценозы (болота, водоемы, поля, луга, леса).

 Биотическое измерение структуры биосферы включает такие компоненты: животный мир (1,5 млн. видов), растительный мир (500 тыс. видов).

Информация о работе Понятие природы. Образы природы в истории философской мысли