Понятие рациональности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:13, реферат

Описание работы

В методологии научного познания Рациональности понимается двояко. Чаще всего Рациональность истолковывается как соответствие законам разума - законам логики, методологическим нормам и правилам. То, что соответствует логико-методологическим стандартам, - Рационально, то, что нарушает эти стандарты, - нерационально или даже иррационально. Иногда под Рациональностью понимают целесообразность. То, что способствует достижению цели, - Рациональность, то, что этому препятствует, - нерациональность.

Содержание работы

1. Понятие рациональности 3стр
2. Типизация научной рациональности 5стр
3. Классический тип научной рациональности 7стр
4. Неклассический тип научной рациональности 9стр
5. Постнеклассичекий тип научной рациональности 11стр
6. Заключение 13стр
7. Используемая литература 14стр

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

 

Неклассическая  наука указывает на неустранимое участие субъекта, которое приводит к познанию среза, заданного через  призму субъектов. Субъекты включаются в тело научного знания. Имеет место  также антропный принцип (от греческого «антропос» -- человек) (Картер): «То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей». Наример, фундаментальные физические константы именно такие потому, что иначе не было бы нас, их набор эквивалентен существованию человека.

Новая система  познавательных идеалов и норм обеспечивала расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных  саморегулирующихся систем. В отличие  от малых систем такие объекты  характеризуются уровневой организацией, наличием относительно автономных и вариабельных подсистем, массовым стохастическим взаимодействием их элементов, существованием управляющего уровня и обратных связей, обеспечивающих целостность системы. Именно включение таких объектов в процесс научного исследования вызвало резкие перестройки в картинах реальности ведущих областей естествознания.

Неклассический  тип научной рациональности учитывает  связи между знаниями об объекте  и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Этот тип  научной деятельности можно схематично изобразить в следующем виде:

 

 

Постнеклассический  тип научной рациональности.

наконец, в последней  трети двадцатого века происходит рождение новой, постнеклассической науки, для которой характерны такие взаимосвязанные черты, как исследование сверхсложных, саморазвивающихся систем и междисциплинарность этих исследований. Такому состоянию и тенденциям развития современной науки соответствует постнеклассический тип научной рациональности, рассматривающий деятельность ученого в более широком поле: теперь уже учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и с ценностно-целевой (как внутринаучной, так и вненаучной, социальной) ориентацией ученого.

 Чрезвычайно важно подчеркнуть особую значимость этого типа научной рациональности в развитии современного общества. Ведь вопреки мнению крайних антисциенистов, видящих в науке злого демона, способного погубить цивилизацию, выход из сегодняшней экологической и социокультурной ситуации, очевидно, «состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности».

Постнеклассический  тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

 

 

Основные  характеристики этого типа рациональности состоят в следующем:

  • в по-стнеклассическойпауке историческая реконструкция как тип теоретического знания стала использоваться в космологии, астрофизике и даже в физике элементарных частиц, что привело к изменению картины мира 
  • в ходе разработки идей термодинамики неравновесных процессов, характерных для фазовых переходов и образования диссипативных структур, возникло новое направление в научных дисциплинах — синергетика. В результате из веера возможных линий развития система «выбирает» одну 
  • если учесть, что этот выбор необратим, то действия исследователя с такими системами требуют принципиально иных стратегий. Воздействия субъекта познания на такого рода системы должны отличаться повышенной ответственностью и осторожностью, так как они могут стать тем «небольшим случайным воздействием», которое обусловит необратимый (и нежелательный для исследователя) переход системы с одного уровня организации на другой. Субъект познания в такой ситуации не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта. В описанной ситуации он видоизменяет каждый раз своим воздействием поле возможных состояний системы, т. е. становится главным участником протекающих событий.
  • постнеклассическая наука впервые обратилась к изучению таких исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек.

А это значит, что рациональное познание не имеет  безусловного приоритета перед дорациональными и внерациональными познавательными формами.

Заключение. 

Каждый новый  тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). 

Возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.

 

Используемая  литература:

  1. Рациональность / Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004.
  2. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Рациональность.
  4. Рациональность на перепутье, кн. 2. M., 1999.
  5. http://lects.ru/istandphil/node5.php . 2010–2012, http://lects.ru 
  6. Словарь по логике. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС. А.А.Ивин, А.Л.Никифоров. 1997.
  7. http://shpory.wordpress.com/2007/05/26/48Классический-тип-научной-рациональн/
  8. http://shpory.wordpress.com/2007/05/26/49Неклассический-тип-научной-рационал/
  9. http://shpory.wordpress.com/2007/05/26/50Постнеклассический-тип-научной-раци/
  10. http://edu-support.ru/?statya=300



Информация о работе Понятие рациональности