Во-первых, нельзя представлять
его как концепцию, отрицающую
сам факт существования познания,
который (факт) агностицизм и не
опровергает. Речь ведётся не
опознании, а о выяснении его возможностей
и о том, что оно собой представляет в отношении
к реальной действительности.
Во-вторых, элементы агностицизма
можно обнаружить в самых различных
философских системах. Поэтому, в
частности, неверно отождествлять
всякий идеализм с агностицизмом.
Так, немецкий философ Гегель,
будучи объективным идеалистом,
критиковал агностицизм, признавал
познаваемость мира, разработал
диалектическую теорию познания,
указывая на активность субъекта
в этом процессе. Однако он
толковал познание как развитие,
самопознание мирового духа, абсолютной
идеи.
В-третьих, живучесть агностицизма
объясняется тем, что он смог
уловить некоторые реальные трудности
и сложные проблемы процесса
познания, которые и по сей
день не получили окончательного
решения. Это, в частности, неисчерпаемость,
границы познания, невозможность
полного постижения вечно изменяющегося
бытия, его субъективное преломление
в органах чувств и мышления
человека - ограниченных по своим
возможностям и т. п. Между
тем самое решительное опровержение
агностицизма содержится в чувственно-
предметной деятельности людей. Если они,
познавая те или иные явления, преднамеренно
их воспроизводят, то «непознаваемой вещи-в-себе»
не остается места. В отличие от агностиков,
сторонники скептицизма не отрицают познаваемость мира, но либо
сомневаются в возможности его познания,
либо не сомневаясь в этом, останавливаются
на отрицательном результате (скептицизм
как «паралич истины»). А именно понимают
процесс познания как «зряшное отрицание»,
а не как диалектическое (с удержанием
положительного). Такой подход неизменно
приводит к субъективизму, хотя скептицизм
(особенно «мыслящий»). в определенном
смысле способствует преодолению заблуждений
в достижении истины.
2.1. Роль практики в познании
мира.
Производственная деятельность людей с самого
начала возникновения человеческого общества
является основой познания людьми внешнего
мира. Успехи в развитии производительных
сил общества служили первым подтверждением
правильности знаний людей о внешнем мире
и в то же время показывали действительное
значение и роль производственной деятельности
людей для познания мира и его закономерностей.
Однако метафизические материалисты не
видели решающего средства борьбы против
агностицизма, так как они не понимали
значения общественно-производственной
деятельности людей для познания мира.
Домарксистские материалисты считали
критерием правильности познания мира
либо ощущения (сенсуалисты, эмпирики),
либо разум (рационалисты), либо, наконец,
чувства и разум, но не практику, не материальную,
общественно-производственную деятельность.
Представители материалистического лагеря
в философии часто стихийно обращались
к практике, разоблачая агностицизм. Так,
например, немецкий материалист Л. Фейербах,
выступая против Канта и Юма, говорил о
том, что эти философы с кафедры философии
доказывают непознаваемость мира, а поглощая
пищу у себя дома опровергают свой агностицизм.
Но и Фейербах сводил практику только
к непосредственно чувственной проверке
данных мышления и не понимал роли общественного
производства для процесса познания. Великий
русский революционер-демократ Н. Г. Чернышевский
в борьбе против агностицизма ближе всех
домарксовых материалистов подошёл к
пониманию роли практики как критерия
истины. «Что подлежит спору в теории,
- писал он, - на чистоту решается практикою
действительной жизни». «Практика, - писал
Чернышевский, - великая разоблачительница
обманов и самообольщений не только в
практических делах, но также в делах чувства
и мысли. Потому-то в науке ныне принята
она существенным критериумом всех спорных
пунктов». Однако Чернышевский не рассматривал
практику как общественно-производственную
деятельность людей. Марксизм впервые
сознательно ввёл практику в теорию познания.
Марксистский философский материализм
противопоставил агностицизму научное,
доказанное всей практикой человечества
положение о познаваемости мира, указал
пути познания мира и вооружил передовую
науку мощным средством раскрытия объективных
закономерностей природы и общественной
жизни. В борьбе против идеализма Маркс
и Энгельс показали, что предпосылкой
познания мира является существование
мира и его закономерностей вне и независимо
от сознания. Они показали роль практики,
производственной деятельности, классовой
борьбы в познании мира, включив практику
в теорию познания как основу познания
и как критерий достоверности знаний.
Обосновав решающую роль общественной
производственной деятельности для познания
мира, Маркс и Энгельс дали науке острое
оружие для познания законов развития объективного мира,
для познания сущности явлений.
Список использованной
литературы
- Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Рук. авт. колл. И.Т. Фролов. - М.: Республика, 2005. - 623 с.
- Руткевич М.Н. Диалектический материализм: курс лекций для филос. фак. / М.Н. Руткевич. - М.: Мысль, 1973. - 527 с.
- Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: недавнее прошлое, настоящее, будущее / Ю.И. Семёнов // Новая и новейшая история. - 1996. - №3. - С.80-84.
- Соколов В.В. Основной вопрос философии в его исторической философской конкретике и развитии / В.В. Соколов // Философские науки. - 1990. - №8. - С.83.
- Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика / Ф. Шлегель. В 2-х т. Т.2. - М.: Мысль, 1983. - С.104-105.
- Якушев А.В. Философия (конспект лекций) / А.В. Якушев. - М.: Приор-издат, 2004. - 224 с.
- Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель. - М., 1993.