Понятие техники, его истоки и современная трактовка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 16:14, контрольная работа

Описание работы

Термин "техника" восходит к древнегреческому слову "techne"(от гр. искусство, мастерство, умение). Данный термин , в свою очередь, происходит от индоевропейского слова "tekp", означающего деревообработку или плотницкое дело. Предполагается, что именно от этого последнего слова было произведено известное уже Гомеру слово "tekton", которое первоначально использовалось для обозначения мастерства или искусства строителя и плотника, но затем стало употребляться в значении ремесла или искусства вообще. Знание в широком смысле слова означает обращение к неведомому, ранее неизвестному.

Содержание работы

1. Понятие техники, его истоки и современная трактовка…..2-5с
2. Основные проблемы философии техники………………….6-8с
3. Социальные и этические проблемы научно-технического
прогресса………………………………………………………..9-11с
Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

контр.философия.docx

— 26.79 Кб (Скачать файл)

                                            Содержание:

1. Понятие техники, его  истоки и современная трактовка…..2-5с

2. Основные проблемы философии  техники………………….6-8с

3. Социальные и этические  проблемы научно-технического

прогресса………………………………………………………..9-11с

Литература………………………………………………………12с

 

1.Термин "техника" восходит к древнегреческому слову "techne"(от гр. искусство, мастерство, умение). Данный термин , в свою очередь, происходит от индоевропейского слова "tekp", означающего деревообработку или плотницкое дело. Предполагается, что именно от этого последнего слова было произведено известное уже Гомеру слово "tekton", которое первоначально использовалось для обозначения мастерства или искусства строителя и плотника, но затем стало употребляться в значении ремесла или искусства вообще. Знание в широком смысле слова означает обращение к неведомому, ранее неизвестному. Techne представляет собой область знания, непосредственно связанную с человеческой деятельностью. Знание о том, что ранее не существовало и не может существовать само по себе, что возникает в результате человеческой деятельности, рождается сознанием человека, его трудом и служит его целям, относится к области технического знания. Само понятие «techne» в этом смысле означает искусство мастера в разнообразных сферах деятельности: земледелии и охоте, мореходстве и врачевании, театре и поэзии. Тот факт, что слово "techne" впервые было употреблено в древнегреческой литературе, не свидетельствует о том, что сама техника возникла в Древней Греции. О технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и развивалась независимо от всякой науки. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности. В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Один из первых философов техники Альфред Эспинас в своей книге "Возникновение технологии", опубликованной в конце XIX века, писал: "Живописец, литейщик и скульптор являются работниками, искусство которых оценивается, прежде всего, как необходимая принадлежность культа. ... Египтяне, например, ненамного отстали в механике от греков

эпохи Гомера, но они не вышли из религиозного миросозерцания. Более того, первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был, по-видимому, изобретен индусами для разжигания священного огня… Колесо было великим изобретением; весьма вероятно, что оно было прежде посвящено богам. Гейгер полагает, что надо считать самыми древними молитвенные колеса, употребляемые и теперь в буддийских храмах Японии и Тибета, которые отчасти являются ветряными, а отчасти гидравлическими колесами... Итак, вся техника этой эпохи, - заключает автор, - имела один и тот же характер. Она была религиозной, традиционной и местной". Техника давно привлекала внимание мыслителей. Понимая технику как искусство производить вещи воплощающее в себе человеческое знание и подражающее природе, Платон считал ее обязательной для строительства оборонительных стен, корабельных верфей, храмов и других сооружений. Особое внимание при этом он уделял тому, что техника должна быть основана на знании. "Мы нуждаемся в таком знании,- говорит в своих "Диалогах" Платон, - в котором сочеталось бы умение что-то делать и умение пользоваться сделанным... Ведь здесь искусство изготовления и искусство применения существуют порознь, хотя и относятся к одному и тому же предмету". Уже Платон ясно говорит о том, что искусство (из контекста просматривается понятие "техника") возникает там, где мы нуждаемся, ибо природа нас не удовлетворяет. Сам факт неудовлетворенности следует рассматривать как проявление человеческого духа, а он, как позже скажет Гегель, есть способность человека возвыситься над природой. Аристотель понимал это так, что искусство (т.е. "техника") есть некий причастный истинному суждению склад души, предполагающий творчество. Однако сам Архимед не считал себя техником или инженером в современном понимании этих слов. Он, наоборот, презрительно смотрел на то, что мы называли бы сегодня инженерным делом, как, впрочем, и на всякое другое практическое занятие, считая его грубым и недостойным свободных мужей.

В античные времена технику понимали как небольшую область приложения творческой активности, связанная с созданием орудий труда. Резко противопоставляли теоретической деятельности деятельность практическую. Техническое знание и техническое действие было связано с религиозным действием и мифологическим миропониманием.

Современное восприятие термина "техника" во многом связано с его классическим пониманием, однако научно-технический прогресс внес серьезные дополнения и расширил предметное поле этого понятия. Сегодня влияние техники распространяется на органическую и неорганическую природу. В области органической природы - это техника сельского хозяйства, а также и биотехнология, позволяющая включать в предметное поле техники всю биологию. В области неорганической материи - это строительная техника, электротехника, теплотехника, физико-химическая техника, энергетическая техника и т.д. В то же время существует "техника" мышления, дискутирования, изучения, памяти (мнемотехника), техника живописи, рисунка, игры на музыкальных инструментах, равно как и техника руководства людьми, производством, государством и пр. Поэтому в современном понимании "техника" в широком смысле слова представляет собой:

- область знания, выступающего  в качестве связующего звена  между эмпирией и теоретическим  знанием;

- область человеческой  деятельности (включая все возможные  средства и процедуры), цель которой - изменение природы и господство  над ней в соответствии с  потребностями человека;

- совокупность умений  и навыков, составляющих профессиональные  особенности того или иного  рода человеческой деятельности (совершенное владение навыками); искусство и мастерство человека, занимающегося этой деятельностью.

Философия техники находит применение в целом ряде областей, напр. в системе управления народным хозяйством (экспертиза научно-технических проектов, консультирование, прогнозирование и т.д.), в разных областях науки и техники, наконец, в гуманитарных дисциплинах (как момент рефлексии технической и технологической стороны гуманитарной работы и мышления).

 

 

2. Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, и также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижение человеческой культуры.

Цель и функции техники - преобразовать природу и мир человека в соответствии с целями, сформулированными людьми на основе нужд и желаний. Следовательно, техника - это необходимая часть человеческого существования на протяжении всей истории.

Человек всегда был связан с техникой; он производит и использует или потребляет продукты техники. Исторический процесс развития техники включает три основных этапа: орудие ручного труда, машины, автоматы, искусственный интеллект. Техника в своем развитии сейчас, пожалуй, начинает приближаться к человеческому уровню, двигаясь от аналогии с физическим трудом и его организации к аналогиям с ментальными свойствами человека. По словам немецкого философа А. Хунига, техника во все исторические моменты выражает людей и идею человечности данного времени.

Одной из важнейших проблем, которой занимается философия техники, является концепция человека, создающего и использующего технику. В конечном счете, речь идет о влиянии техники на человека. Несомненно, сложилась абсолютно новая ситуация: никогда прежде техника не обладала такой мощью, чтобы была в состоянии уничтожить жизнь в частичной экологической системе и в конечном счете, довести дело до глобальной катастрофы.

Изобретя компьютер  (кибернетическую систему,  моделирующую различные виды мыслительной деятельности, оперирующую сложными видами информации) человек произвел свой интеллектуально-информационный аналог (как бы пока прототип). Конечно, компьютер - это орудие труда, но в то же время человек взаимодействуя с ним, испытывает на себе его влияние. По мнению Н. Винера, проблема информатизации и глобальной коммуникации является сутью проблем кибернетики.  Взаимодействие между машиной и человеком — это взаимодействие между думающим, чувствующим, наделенным волей и сознанием существом и неодушевленным предметом. Демонизм — это символ злого начала.  Когда речь идет о демонизме применительно к технике, то имеются в виду непредсказуемые последствия ее использования для человека, общества в целом. Ясперс считал, что все возрастающая доля труда ведет к механизации и автоматизации деятельности работающего человека: труд не облегчает бремя человека в его упорном воздействии на природу, а превращает его в часть машины. Техника, будучи созданной человеком, направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности преобразовать и самого человека: мышление, весь склад души становится «технократическим».

Сущностное назначение техники — быть средством для достижения целей. Средством весьма специфическим, особым. С его помощью человек опосредствует и тем усиливает (совершенствует) свое преобразовательное воздействие на мир. Поскольку строительным материалом для техники служит механико-физико-химическая действительность, то можно сказать, что с помощью техники человек заставляет одну силу природы (воду, нефть, ветер и т. д.) воздействовать на другую (другие) и реализовать при этом его (человека) сознательные цели.

То, что на стороне человека выглядит как рациональность, на стороне техники обретает форму экономичности, оптимальности и эффективности. Как средство техника аккумулирует и передает человеку власть. Поначалу для освобождения от власти природы, которая долго не отпускала от себя человека, не позволяла ему оторваться от своей животности. Затем уже для доминирования,  господства над природой,  которое содержит в себе не только положительные, но и отрицательные моменты в виде, скажем, разрушения эволюционно отработанных зависимостей и балансов природы.  В дальнейшем процесс технического «освобождения — господства» перекинулся на общество. Картина получилась следующая: с одной стороны, освобождение от стихийных сил истории, а с другой — широкое использование социальных технологий господства (манипулирование общественным сознанием, идеологическое подавление духа критики и сопротивления, новое, «технически-компетентное», расслоение общества). На очереди теперь сам человек. И, видимо, дело времени — освободить его от естественно природного (удалить все природное из природы человека) и перейти полностью (это уже господство) на искусственно техническое.

 

 

3.Одной из важнейших характеристик научно-технического прогресса является постепенная интеграция науки и производства, которая выступает в качестве важнейшего фактора экономического и социального развития современной цивилизации. В целом процесс интеграции осуществлялся в три этапа:

  1. от возникновения первых промышленных лабораторий до становления промышленного сектора исследовательских разработок (конец 70-х гг. XIX в. - 10-е гг. ХХ в.);
  2. от начала интенсивного роста промышленного сектора исследовательских разработок до превращения его в одну из основных составляющих национальных научно-технических потенциалов (10-е гг. ХХ в. – 40-е гг. ХХ в.);
  3. от превращения интеграции науки и производства в общенациональную задачу государственного уровня до создания государственных органов управления научно-техническим прогрессом и формирования научно-технической политики как одной из важнейших функций современного государства (с 40-х гг. ХХ в.).
  4. В настоящее время усиливается роль государства при решении тех или иных проблем науки и техники. Государством устанавливаются фундаментальные правовые основы функционирования научно-технической сферы, финансирует научно-технические разработки, координирует совместные действия по развитию национального научно-технического потенциала, определяет отношение всего общества к проблемам науки и техники, обеспечивает поддержку научно-технического прогресса обществом.

Объектами исследований становятся комплексные системы, неотъемлемой частью и важной составляющей которых являются сами человек и общество.

Ученые и инженеры обретают статус наиболее авторитетной социальной группы, чьей задачей в глазах общества является улучшение и повышение уровня качества и комфортабельности его жизни, что в результате не всегда приводит к положительным результатам.

Наука взаимодействует со всей социальной средой. Соответственно актуален вопрос о социальной ответственности науки и техники.

Сегодня многие отрицают гуманистическую направленность научно-технического прогресса. Стремления науки и общества пришли в противоречие, этические нормы современной науки во многом противоположны общечеловеческим социально-этическим и гуманистическим нормам и принципам. Научный поиск вышел из-под морального контроля.

Научно-технический прогресс обостряет многие из существующих противоречий современного общественного развития, а также порождает новые. Негативные проявления прогресса науки могут привести к катастрофическим последствиям для судеб всего человечества.

Человек, изобретая бесхитростные приспособления, облегчающие ему жизнь, медленно способствовал прогрессу. В начале текущего столетия темпы развития стали резко возрастать, однако масштабы этого все еще оставались соизмеримы с самим человеком.

   Накопление научных  знаний и технических навыков, новых машин и новых видов  продукции позволило человеку  приблизить область фантазии  к границам реальности и рассчитывать  на еще более прогрессивное  будущее.

Человек решительно перешел на позиции диктатора. Он не только желает воздействовать на все происходящее в мире, но и определяет альтернативы своего собственного будущего. Господствующее положение человека в мире вынуждает его взять на себя общие регулирующие функции.

Социальная ответственность предполагает оповещение общественности о возможных нежелательных эффектах и возможных путях их ликвидации или минимизации. Научно-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно социально и морально оправданными.

 

 

                                            Литература

    Бессонов Б.Н. История и философия науки [Текст]: учебное пособие / Б.Н.Бессонов. М.: Юрайт, 2010. – 395 с. – (Основы наук).

     История мировой философии [Текст]: учебное пособие /

А.И.Алешин [и др.] под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. – М.:

АСТ; Астрель; ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – 494 с.

Самсонов В.Ф. Философия [Текст]: учебное пособие для ву-

зов / В.Ф.Самсонов. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2

 

 

 


Информация о работе Понятие техники, его истоки и современная трактовка