Понятия правового нигилизма и правового идеализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение?

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1
1. Государство и право в системе социального регулирования общественных отношений………………………………………………………………...…….5
2. Правовой нигилизм и правовой идеализм……………………………........8
Глава 2
1. Влияние правового нигилизма и правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений…………………………...…16
Заключение…………………………………………………………....………...18
Список использованной литературы………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Ponyatia_pravovogo_nigilizma_i_pravovogo_idealiz.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Республики Татарстан

 

Альметьевский государственный нефтяной институт

 

Кафедра гуманитарного образования и социологии

 

 

 

Контрольная работа по философии

на тему:

 

 

Понятия правового нигилизма и правового идеализма

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 4 курса факультета

нефти и газа (группы 19-13в)

Габдулганеев Максим Закирович

 

Научный руководитель: к.ф.н., доцент кафедры ГОС

Сабаева Эльвира Кутдусовна

 

 

 

 

 

 

Альметьевск, 2013

План

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1

1. Государство и право в системе социального регулирования общественных отношений………………………………………………………………...…….5

2. Правовой нигилизм и правовой идеализм……………………………........8

Глава 2

1. Влияние правового нигилизма и правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений…………………………...…16

Заключение…………………………………………………………....………...18

Список использованной литературы………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение? Чтобы разобраться в этих вопросах, в качестве темы реферативной работы я выбрал правосознание.

Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан – необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.

Так же в своей работе я рассмотрел вопрос, когда слаборазвитое правовое сознание оказывает отрицательное значение на общество и его институты. Формами такого отрицательного проявления являются правовой нигилизм и правовой идеализм. Эти два явления важны для изучения и потому, что мне будущему юристу-практику придется сталкиваться с этими явлениями, и они играют не мало важную роль в процессе реализации правовых норм и предписаний.

В литературе исследования правого сознания проводились довольно часто, но в основном они касались социалистического правосознания (это связано с господствующей до недавних дней марксистско-ленинской идеологией, что не мало осложняло мои исследования в этом вопросе). Что касается правового нигилизма и правового идеализма, то разработка этих вопросов началась в нашей науке сравнительно недавно в конце 80-х начале 90-х XX века. Основные ученые, которые занимались разработкой этой проблемой, являются Матузов Н.И. и Туманов В.А. Долгая не разработка вопросов правового нигилизма и идеализма так же связана с господствовавшей идеологией, которая эти проблемы исключала в принципе.

Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, проведенного в данной работе, и раскрывает причины интереса автора к изучаемой проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Государство  и право в системе социального  регулирования общественных отношений

В современном способе построения общественных отношений огромную роль играют государство и право. Они являют собой основные элементы общественной жизни. Для понимания сути воздействия государства и права на систему социального регулирования общественных отношений необходимо иметь четкое представление о самих макропонятиях "Государство" и "право". На данном этапе не имеет значения с какой точки зрения рассматривать сущность права – позитивистской или естественной. Нам необходимо максимально общие и в тоже время точные определения данных понятий. Итак, рассмотрим несколько определений понятия "государство":

1. государством называется  территориальная целостность, созданная национальной или многонациональной общностью, в которой с помощью политической элиты поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия;

2. Государство – это  организация политической власти  содействующая преимущественному  осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории (Н.И. Матузов);

3. Государство – единая  политическая организация общества, которая распространяет свою  власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления (В.Н. Хропанюк).

От определений государства переходим к определению права.

1. право – система общеобязательных  формально определенных неперсонифицированных правил поведения, установленных и обеспеченных государством и являющихся властноофициальным регулятором общественных отношений.

2. Право – единственная  система норм, которая обязательна  для всего населения, проживающего  на территории определенного государства; выражает общую и индивидуальную волю граждан государства, им охраняется и устанавливается в официальных актах (В.Н. Хропанюк).

Эти определения – малая часть всех определений, которые существуют в теории государства и теории права. Обобщая оба этих понятия, мы можем сделать следующие выводы:

    1. Любое государство – союз политических сил, издающий правовые нормы.
    2. Государство имеет единую территорию.
    3. Неотъемлемая часть государства - право

2.1. Право – система  общеобязательных норм.

2.2. Право устанавливается и охраняется государством, выражая волю политической элиты общества.

2.3. Право служит регулятором  общественных отношений.

 Ни теоретически, ни  практически право невозможно  отделить от государства, а государство  – от права. Государство и право представляют собой единую систему, которая взаимодействуя своими составными частями, стремится к той или иной цели (в большинстве случаев этой целью является становление правового государства). Государство и право постоянно поддерживают друг друга (государство в своей деятельности опирается на право и конкретные правовые нормы, правовые нормы устанавливаются государством на основе возникновения общественных отношений).

Государство, выражая право в виде конкретных нормативно-правовых актов и других формах права, создает правовую систему, совершенствует ее и претворяет нормы права в жизнь.

Социальное назначение государства лежит в определении его сущности. Государство – средство социального компромисса общества и самого государства. Устанавливая конкретные правовые нормы, государство воздействует на общество в целом, на духовный мир и материальные отношения его членов (субъектов права).

Пытаясь выяснить социальное назначение права, необходимо учитывать, что правовые нормы являются одной из разновидностей социальных норм. Социальные нормы – объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ долинного и возможного. При посредничестве права государство реализует ряд своих внутренних функций, которые влияют и на социальные взаимоотношения в обществе (это и охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка и соблюдения законности, социальная защита отдельных категорий населения и ряд других).

Таким образом, государство и право окружают человека со всех сторон, не вторгаясь лишь в его внутренний мир.

Подводя итог всему вышесказанному мы можем сделать несколько выводов:

1. Государство и право  играют большую роль в системе  регулирования общественных отношений;

2. Государство и право  оказывают  косвенное влияние  на формирование правовой культуры  общества, причем влияние это может быть как отрицательным, так и положительным.

Учитывая тему моей курсовой работы, следует подробно рассмотреть влияние государства и права на общество, особенно на качество этого влияния.

Право реализуется государством различными средствами и по-разному воздействует на сознание и поведение людей. Качество влияния права, как я уже писал, может быть либо положительным, либо отрицательным. Положительное влияние права мы видим, когда права и правовые нормы действуют в обществе и соблюдаются (принимаются) его членами.

Примером отрицательного воздействия права на общество служит правовой нигилизм --- неприятие права.

Учитывая важность права в современном государстве, следует выяснить причины, вызывающие правовой нигилизм.

 

 

  1. Правовой нигилизм и правовой идеализм (понятие и причины явлений)

Для начала следует разобраться, что же такое нигилизм вообще.

Нигилизм (от лат. Nihil – ничто) - в широком смысле отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся форм общественной жизни (*Кр словарь по философии под ред. Блауберга. Полит.. Довольно часто нигилизм предшествует и является частью стихийных социальных протестов.

Нигилизм является одной из форм социального поведения, сознания  и мироощущения личности. По утверждению большинства философов, нигилизм возник давно, но наибольшее распространение он получил в XIX веке (в основном в России и странах Западной Европы). Нигилизм как часть идеологического учения связан с именами таких философов, как  Якоби, Ницше, Прудон, Хойдоггер, Кропоткин, Бакунин и ряд других авторов. Нигилизм чрезвычайно разнообразен и может принимать различные формы выражения, такие как политическая, правовая, нравственная, культурная, идеологическая и т.д. Форма выражения нигилизма зависит от того, в какой области знаний и в какой сфере жизни общества отрицаются те или иные ценности.

Социалисты периода XIX века считали, что нигилисты – это движущая сила общества и молодую поросль новой молодежи следует искать "в недоученных учениках  Чернышевского и Добролюбова, в Базаровых,  в нигилистах -  в них жизнь, в них энергия, в них  честная и сильная воля". (* Письма М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. С.П.б., 1906. с. 293. ст. Н.И. Матузова "Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны "одной медали"// Известия ВУЗов. Правоведение №2 1994).

Известный русский теоретик анархизма М.А. Бакунин (18 мая 1814 г. – 1 июля 1876 года) частично выявил причины нигилизма в своей книге "Государственность и анархия":

Общей чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание – понятие более широкое чем нигилизм, оно присуще человеческому созданию и диалектическому мышлению.

В работах философов ( в основном, социалистов) нигилизм упоминается в весьма положительном контексте. Так, Ф. Энгельс писал: "Появление молодой буржуазии нашло свое отражение в либерально-конституциональном движении, а зарождение пролетариата -  в движении, которое обычно называют нигилизмом (*Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.22. стр. 41). Вообще, борьба против антинародных режимов (или "революционное движение") не может быть нигилизмом в полном смысле этого слова. Здесь происходит слияние нигилизма и естественной борьбой против устаревшей системы.

Несмотря на ряд положительных ситуаций ( в частности, упоминавшаяся выше), нигилизм в общественном сознании сочетается с деструкцией (объект деструкции зависит от формы выражения нигилизма). Очень часто нигилизм принимает весьма радикальные формы своей реализации, выливаясь в антиобщественные и асоциальные действия. В своих наиболее крайних и редких проявлениях он объединяется с анархическими, лево – и праворадикальными движениями, политическим экстремизмом и максимализмом.

Еще одной характерной чертой нигилизма является не объект отрицания (он может  только определять конкретную форму нигилизма), а "степень, интенсивность,  категоричность этого отрицания – с преобладанием субъективного точнее индивидуального начала" (Н.И. Матузов). Действия нигилистов в наиболее интенсивных и категоричных своих проявлениях зачастую становится фактически антиобщественными и асоциальными, как то преступление, нарушение конкретных правовых и моральных норм. Характерно для нигилистов и отсутствие программы их действий.

Разновидностью социального нигилизма является так называемый правовой нигилизм.

Правовой или юридический нигилизм  выражается стратегическим и негативным отношением к праву вплоть до полного его отрицания и неверия в его потенциальные возможности решать социальные проблемы (* В.А.  Туманов, журнал "Советское государство и право" №10,19, 1989 г. Стр. 20).

Корни правового нигилизма лежат в юридическом невежестве и правовой отсталости общества, а также в особенностях выполнения государством его внутренних функций, связанных с социальной сферой жизни и реализацией права. Интересно, что некоторые ученые считают нигилизм и правовой нигилизм в частности характерной чертой менталитета русского народа.

Информация о работе Понятия правового нигилизма и правового идеализма